СОТОВАЯ СВЯЗЬ

Сегодня, когда многие европейские операторы мобильной связи принимают важные для себя решения о продолжении развертывания сетей сотовой связи третьего поколения (3G) или об отказе от ранее принятых стратегий, ведущие российские телекоммуникационные компании занимают пока выжидательную позицию. Они потихоньку тестируют эту технологию, изучают зарубежный опыт и ждут от Минсвязи утверждения нормативной базы и выдачи соответствующих лицензий.

Сети мобильной связи 3G, построенные в соответствии с европейской концепцией UMTS (Universal Mobile Telecommunications System - универсальная мобильная телекоммуникационная система), уже на первых этапах развертывания должны обеспечивать высокую пропускную способность. В зависимости от степени мобильности абонента она может достигнуть 2,048 Мбит/c - для стационарных и передвигающихся внутри зданий абонентов, 384 кбит/c - при низкой их мобильности в локальной зоне покрытия и 144 кбит/c - при высокой мобильности в широкой зоне покрытия.

Сегодня в России действует четыре опытные зоны 3G: три в столице (МТС, “ВымпелКом” и Sonic Duo/“МегаФон”) и одна в Санкт-Петербурге (“МегаФон”). МТС протестировала оборудование фирмы Siemens и сейчас испытывает технику Huawei; “ВымпелКом” сделал ставку на систему компании Alcatel; “МегаФон” в московской сети работает с оборудованием фирмы Ericsson, а в питерской - с аппаратурой Siemens и NEC. В качестве терминалов используются в основном прототипы 3G-телефонов Mitsubishi, Ericsson, NEC.

Операторы подводят итоги тестирования и до конца года сдадут свои материалы в Ассоциацию операторов сетей третьего поколения (Ассоциация 3G, www.a3g.ru), которая должна подготовить рекомендации для Минсвязи. Предполагается, что необходимая нормативная база будет выработана и утверждена в течение 2003 г. и коммерческая эксплуатация сетей 3G при благоприятном раскладе может начаться уже в 2004 г.

Будет ли хоть как-то представлена в российских 3G-сетях компания Nokia, которая совместно с Sonera уже сейчас фактически продвинула свою сеть третьего поколения к границам нашей страны? 3G-оборудование Nokia пока в РФ не попало, хотя эта фирма является одним из ведущих в мире производителей телекоммуникационного оборудования и поставила в нашу страну несколько тысяч базовых станций для сетей сотовой связи второго поколения, а доля ее сотовых телефонов на нашем рынке, по оценке специалистов самой фирмы, составляет 30 - 35%.

“В настоящее время идут переговоры о поставке в Россию нашей техники мобильной связи 3G, в том числе базового оборудования и терминалов”, - сообщил Мика Тойвонен, менеджер по продажам Nokia Mobile Phones в странах СНГ.

На вопрос о взаимодействии с Ассоциацией 3G Мика Тойвонен ответил, что эксперты Nokia внимательно следят за деятельностью этой организации. “Мы успешно сотрудничаем с Ассоциацией операторов GSM в России, а с Ассоциацией 3G у нас развернулась полезная дискуссия, - подчеркнул г-н Тойвонен. - Но, как нам стало известно, министр связи Леонид Рейман считает, что все ассоциации операторов сотовой связи должны объединиться. Мы приветствуем такое решение и ждем его реализации”.

Тимо Коистинен, исполнительный директор Nokia по отношениям с европейскими операторами, в свою очередь, отметил: “Хотя в России оборудование 3G находится сегодня в стадии тестовых испытаний, хорошо чувствуется, что для местных сотовых компаний сейчас значительно важнее расширение зоны обслуживания с помощью традиционных технологий, а вопросы мобильной связи третьего поколения пока еще не особенно актуальны”.

В принципе, при таком взвешенном подходе российских компаний и регулирующих органов отставание по коммерческому внедрению сервисов 3G от передовых европейских операторов может составить всего год-полтора, но при этом удастся избежать многих ошибок и издержек западных коллег. Например, та же Sonera вынуждена была списать со своего бухгалтерского баланса инвестиции в размере 4,28 млрд. евро в развитие сетей UMTS в Германии и Италии как “безвозвратно утерянные”. Впрочем, в России даже и лицензии на операторскую деятельность по стандарту UMTS еще не выдавались, в то время как в Великобритании на их приобретение было потрачено более 30 млрд. долл., а в Германии - около 50 млрд. долл.