ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ

9 октября компания “Компьютерные системы для бизнеса” (CSBI, Санкт-Петербург; www.csbi.ru) вышла на рынок страхового бизнеса с новым программным комплексом для автоматизации операционной деятельности универсальной страховой компании. На состоявшемся в Москве семинаре собрались специалисты российских страховых компаний “Русский страховой центр”, “Промышленно-страховая компания”, “Росно”, “Военно-страховая компания”, “Афес”, “Русские страховые традиции”, “Россия”, “Энергогарант”, “Русский страховой центр”, “Альфастрахование”, “Русь” (С.-Петербург), “Наста-МЕД-ОСТ”. Им была продемонстрирована интегрированная система “Парфенон” (Partenon) - локализованное CSBI решение польской фирмы Atena.

Atena занимает первое место на рынке страхования Польши, а ее продукты проверены временем и успешно эксплуатируются в десятке крупных европейских страховых компаний, ведущих географически распределенный бизнес.

На российском рынке страхования сложилась уникальная ситуация. Ряд отечественных разработчиков (“Диасофт”, “Парус”, “1С”) предлагают сегодня для него собственные решения. Но говорить о массовости или достаточности таковых не приходится, поскольку все они привязаны к своим финансовым прототипам и не являются специализированными. Более того, как считает директор департамента страховых решений компании CSBI Александр Семенов, подобных решений на отечественном рынке нет. Поэтому страховая фирма либо самостоятельно начинает разработку (“Ингосстрах”, “Ресо”), либо адаптирует одно из упомянутых решений, либо рассматривает предложения иностранных фирм. Очевидно, что российский страховой рынок будет стремительно развиваться, что следует, например, из введения закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Резкое увеличение клиентской базы потребует применения в страховых учреждениях специализированных решений.

Используя опыт западных коллег и свой собственный более чем десятилетний опыт работы на финансовом российском рынке, компания CSBI предлагает промышленное решение в области страхования. Система “Парфенон” - это интегрированный продукт, функциональные возможности которого охватывают все современные виды производственной деятельности страховой компании. Модульная структура позволяет конструировать необходимые конфигурации и настраивать их в соответствии с нуждами бизнеса в отношении как услуг, структуры сети продаж, так и числа обслуживаемых полисов. Система имеет трехуровневую архитектуру (пользовательский интерфейс, бизнес-правила, данные) с возможностью перехода к архитектуре тонкого клиента, объектный принцип организации баз данных на платформе СУБД Oracle. Используемая среда программирования позволяет эксплуатировать систему на различных платформах (Windows, Unix и др.).

Одним из автономных компонентов комплекса является система удаленного андеррайдинга индивидуального страхования Pegaz, связывающая страховых агентов со страховым обществом (страховая компания, агентская сеть, страховые брокеры). Стиль работы страховых агентов не претерпел за последнее время существенных изменений. Заполнение вручную страховых заявлений и полисов, вычисления на калькуляторе, написание отчетов - такова действительность российского страхового агента XXI века. Созданная для поддержки процесса заключения страховых контрактов система Pegaz устанавливается на портативном компьютере агента и управляет всем ходом страхования - от формирования страховых документов до передачи данных и регистрации контрактов в головном офисе. Режим связи может быть как онлайновый, так и периодический (в конце дня или по истечении определенного времени). Во время сеанса связи со страховым обществом возможно добавление новых версий страховых продуктов, что позволяет агенту работать с самыми последними тарифами и структурными описаниями продуктов. Pegaz содержит набор дополнительных функций поддержки агента: напоминает о пролонгации полисов, помогает в администрировании файлов клиентов, оптимизирует график встреч и т. д. В системе также реализован механизм генерации отчетов.

Важное условие эффективной работы страховой компании, как и любой другой, - своевременное получение всеми участниками хозяйственного процесса необходимой для принятия решений информации. Ключевую роль в этом играет отчетность. Традиционный подход к ее составлению на базе транзакционных систем изживает себя. Растет количество потребителей информации (как внешних, так и внутренних), каналов ее доставки (Интернет, электронная почта, WAP,телефон и др.), возрастают требования к точности и своевременности сдачи отчетов. Подготовка отчетности рассматривается как самостоятельная задача со своими средствами и методами решения. В качестве технологической платформы для построения системы корпоративной отчетности и доставки информации CSBI предлагает программный комплекс Actuate IRL (Insurance Reporting Library), созданный на базе продукта Actuate e.Reporting Suite американской компании Actuate. Это интегрированное решение в компонентной архитектуре для разработки отчетов любой сложности, управления ими и доставки их в различных форматах по всевозможным электронным каналам. В банковской сфере CSBI реализовано около 30 проектов с внедрением Actuate. В специализированном для страхового бизнеса решении Actuate IRL поставляется более 100 готовых шаблонов отчетов по различным функциональным группам отчетности (регламентированная, аналитическая, пользовательская, клиентская).

Для создания отчетов в системе предусмотрены два средства: визуальная объектно-ориентированная инструментальная среда проектирования и язык программирования Actuate Basic. Многократно используемые компоненты отчетов - базовые строительные блоки - образуют пополняемую библиотеку классов. Всякий отчет Actuate - это хранимый файл, который можно переносить на любую платформу. Место создания и схема распространения отчетов - критические аспекты развертывания на предприятии любой системы отчетности. В Actuate обеспечиваются централизованные доступ к данным и создание отчетов. Последние остаются на сервере отчетов и пересылаются пользователю постранично, что освобождает клиентские ПК от извлечения данных и формирования выходных форм, сокращая сетевой трафик. Кроме составления отчетов Actuate может также производить многомерный анализ данных. Система Actuate - отдельное решение, поставляемое как в пакете с “Парфеноном”, так и независимо. Минимальная стоимость серверной лицензии Actuate IRL - 20 тыс. долл.

Компания CSBI - не новичок в автоматизации страхового бизнеса. Один из первых проектов, выполненных ею в этой сфере, - внедрение системы корпоративной отчетности для компании “Росно”. В настоящее время начато создание полнофункциональной информационной системы для фирмы “Ренессанс-страхование”. Кроме этого у фирмы есть западные клиенты - брокерские страховые компании рынка Lloyds в Лондоне и Гонконге, для которых в CSBI разрабатываются решения.

Комментируя настоящий выбор западного партнера, Александр Семенов сказал, что немалую роль здесь сыграли долгосрочные связи компании с польским рынком (фирма ComputerLand - номер один в Польше - является владельцем CSBI). Практика показала, что механизмы, обкатанные польским рынком, хорошо усваиваются российским, и многих допущенных там ошибок можно избежать. Экспертизу по выбранному решению CSBI получила не только от своего польского учредителя, но и со стороны английского страхового рынка в лице лондонских партнеров.

Немаловажным был и собственный интерес компании Atena, где понимают перспективы страхового российского рынка и заинтересованы в получении на нем сильного местного компаньона. В последние несколько месяцев Atena инвестирует большие ресурсы в развитие продукта для адаптации его к российским условиям. Основные проблемы здесь - языковая и правовая, связанная со спецификой нормативной регламентации некоторых российских страховых продуктов, а также вопросы интеграции с финансовыми системами.

Другие предложения CSBI страховому бизнесу - специализированные система документооборота на базе программного комплекса File Net и CRM-компонент с поддержкой call-центра и каналов взаимодействия агентов со страховой компанией, что позволит реализовать персонифицированный подход к клиенту.