Россия в электронике пошла “своим путем”
ВЫСТАВКИ
Прошедшая в Москве международная выставка продуктов и предприятий полупроводниковой промышленности Semi-2002, можно сказать, была загадочной. Во-первых, она показала, что в производстве электронных компонентов “мы идем другим путем”. Во-вторых, задала очень много вопросов - отрасль “не публичная”, и даже в странах с развитой электроникой на нее приходится всего-то 0,2% ВВП. Видимо, в этом и состоит причина того, что уж слишком уклончивые ответы можно было получить на многих стендах. Так что пришлось провести некое “журналистское расследование”.
Итак, по порядку. Если во всем мире наблюдается спад в производстве электронных компонентов, то в России - наоборот. С 1994 г., когда спад производства достиг дна, и по настоящее время объем выпуска на отечественных предприятиях электроники увеличился вдвое (с 342 млн. до 660 млн. долл.). При этом производительность труда резко возросла: число занятых в отрасли сократилось в три раза (с 418 тыс. до 149 тыс.).
На пресс-конференции Малкольм Пенн, президент независимой аналитической компании Future Horizons, отметил следующее. На фоне всеобщего спада производители электронной отрасли переносят производство и даже свои штаб-квартиры из юго-восточной Азии в Китай. Причем поток инвестиций, превысивший все разумные пределы, эта страна уже не в состоянии “переварить”.
В восточноевропейских странах всю электронику подчинили себе западные компании. Классическим примером в этом отношении стал Дрезден, где в 2000 г. была организована ассоциация Silicon Saxony (www.silicon-saxony.net). В ассоциацию входят предприятия более чем 70 ведущих электронных фирм мира, и на выставке она имела объединенный стенд. На нем были представлены компании, активно сотрудничающие с Россией. Среди них - SUSS MicroTec GmbH (www.aha.ru/~intech), уже более десяти лет поставляющая в нашу страну технологическое оборудование для микроэлектроники, полупроводниковой и микросистемной технологий.
Россия же сохранила свою электронную промышленность в основном за счет того, что повернула ее к экспорту. Самые “продвинутые” заводы электроники смогли найти ниши на мировых рынках, другие же погибли. Причем прорыв удалось осуществить именно там, где отставание от основных мировых производителей было наиболее ощутимо. Мы производили то, от чего все отказались, но потребность в чем не исчезла. Особенно это видно по микросхемам. Полукустарные предприятия Гонконга не выдержали конкуренции с массовой продукцией таких гигантов, как зеленоградский “Ангстрем” (www.angstrem.ru) - сейчас на него приходится более половины мирового производства чипов для калькуляторов и треть - для электронных часов. Объем экспорта “Ангстрема” в этом году ожидается на уровне 30 млн. долл., хотя тройку лет тому назад он был на порядок ниже. Из последних разработок, представленных в экспозиции, можно отметить 32-разрядный Mvax-совместимый микропроцессорный комплект, интегральные схемы (ИС) статических ОЗУ и транзисторы DMOSFET и IGBT.
Выросшие военные заказы помогают российской электронной промышленности выйти из кризиса. А кроме того, в нашей стране все больше становится граждан, пользующихся различными электронными карточками, что создает немалый сегмент продаж. Но производство требует модернизации, смены оборудования. Для приобретения нового и дорогого у российских предприятий денег нет - хватает только на модернизированное “секонд-хэнд”. Им охотно заменяют поставленное еще в советские времена, а значит, прослужившее больше двух десятков лет. И еще появилось новое направление - модернизация оборудования совместно с иностранными фирмами.
Предприятия электроники вышли и на российский фондовый рынок. Первым стало ОАО “НИИМЭ и Микрон” (smd@mikron.ru), выпустившее в октябре 2001 г. облигации займа на сумму 150 млн. руб. Надо заметить, что “Микрон” первым среди технологических компаний вышел на российский рынок ценных бумаг.
Предприятие выступает как серийный завод, специализирующийся на радиосхемах и ИС управления мощностью. Его оборот в 2001 г. составил 22 млн. долл. (рост к 2000 г. - 50%). Среди заказчиков - такие всемирно известные фирмы, как Ericsson, Samsung и Lexmark.
Согласно исследованиям маркетингового агентства McKinsey, “Микрону” с имеющимися у него технологиями производства доступно 57% всего рынка аналоговых ИС, что составляет 17 млрд. долл. Дело за малым - претворить рекомендации в реальные дела.