АВИОНИКА

Корпорация Boeing (Сиэтл, США; www.boeing.com), крупнейший в мире производитель самолетов, постоянно расширяет спектр современных услуг связи для пассажиров, летающих на ее авиалайнерах. В последний день октября Россию посетил Скотт Карсон, вице-президент Boeing и президент его подразделения Connexion by Boeing (www.connexionbyboeing.com), которое занимается предоставлением Интернет-услуг прямо на борту самолета. Вот что г-н Карсон рассказал об этих системах.

Скотт Карсон: “Широкополосной

радиосвязью уже оборудовано

15 авиалайнеров”

Оказание услуг связи в самолетах - очень перспективное направление развития сервисов, но оно наталкивается на многие технические проблемы. Телефон в самолетах появился довольно давно, но его широкое распространение сдерживается тем фактом, что стоимость минуты разговора составляет около 5 долл., а передача данных идет со скоростью порядка 9,6 кбит/с. Бизнесменов, которым часто приходится совершать длительные перелеты, это положение совершенно не устраивает, а альтернативный вариант - спутниковые телефоны - еще дороже.

Boeing с середины 90-х годов ведет работы по передаче данных с борта самолета. Изначально планировалось передавать при подлете к аэропорту различную телеметрическую информацию: показания радара, самописцев, датчиков, фиксирующих техническое состояние самолета, видеокамер (изображение посадочной полосы). Все это позволило бы сделать полеты более безопасными и уменьшить время технического обслуживания авиалайнеров в аэропортах.

Постепенно приоритеты изменились, стало ясно большое коммерческое будущее этого решения. В результате, объединив его с космическими технологиями, мы пришли к предоставлению широкополосного спутникового доступа. Первоначально самолеты планировалось оснащать фазированными антенными решетками, но оказалось, что они хорошо работают только до 60° северной широты (с. ш.); переход на параболические антенны позволил осуществлять обмен данными до 750 с. ш., не говоря уже о том, что они конструктивно проще и дешевле.

Система связи состоит из двух наземных станций, расположенных в США и Швейцарии (они осуществляют радиопокрытие на трассах в Северной Атлантике), арендуемых ретрансляторов на спутниках и оконечного оборудования на самолетах. А по салону данные будут передаваться с помощью беспроводного интерфейса, хотя не исключена возможность создания бортовой локальной сети. Сейчас на самолеты ставят оборудование и антенные системы производства Mitsubishi Electric (www.mitsubishi.com). Оборудование сдается в аренду, и его инсталляция с подключением к системе стоит около 800 тыс. долл., а стоимость услуг для конечного пользователя - 30 долл. за полет. Для корпоративных самолетов оборудование продается, его цена зависит от устанавливаемой конфигурации. Стоимость услуг может доходить до 3000 долл./ч, но там это оправданно. На данный момент существует 15 таких систем - тринадцать в корпоративном секторе и две на рейсовых авиалайнерах: самолет для компании Lufthansa (www.lufthansa.ru) будет готов в январе 2003 г., а для British Airways (www.britishairways.ru) - в феврале. В перспективе за 10 лет планируется довести парк подобных систем до 4000. А уже к 2005 г. будут построены наземные станции в России и Индии, что позволит обеспечить связью полярные и транссибирские маршруты (Европа - Япония), а также акваторию Тихого океана.

Передача данных по радиолиниям является асимметричной: 20 Мбит/с на самолет и 1 Мбит/с - с борта. Но даже эти скорости обеспечивают широкий спектр современных услуг связи: Интернет, электронную почту, двухстороннюю видеоконференц-связь, потоковое видео (телеканалы и фильмы), пакетную телефонию (VoIP). Это дает возможность деловым людям не отрываться от работы, а также заказывать билеты и автотранспорт, бронировать номера в гостиницах. А согласно текущему бизнес-плану в скором времени данные услуги будут довольно дешевы и доступны.