КОНФЕРЕНЦИИ

Настало время объединить усилия в создании перспективных решений

В ОАО “Газпром” прошла конференция “Ситуационные центры - решения и проблемы. Взгляд экспертов”, инициатором которой выступила компания Polymedia (www.polymedia.ru) при поддержке Министерства промышленности, науки и технологий РФ и Международного союза приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям. Всего несколько дней отделили ее от известных событий в здании театрального центра на улице Мельникова в Москве, и, возможно, поэтому сама тема конференции, имеющая непосредственное отношение к методам анализа потоков разнородной, иногда противоречивой информации и принятию ответственных решений в сложных, порою чрезвычайных обстоятельствах, показалась как никогда актуальной. А если учесть обилие обрушившихся в этом году не только на Россию, но и на другие страны природных катаклизмов, а также возросшую опасность техногенных катастроф в связи с повышенной изношенностью основных фондов в ряде жизненно важных отраслей народного хозяйства РФ, можно прийти к выводу о том, что “чрезвычайность”, похоже, становится нашей постоянной спутницей.

Елена Новикова: “Нам хотелось бы

сделать такую конференцию регулярной”

Впрочем, было бы неправильно связывать повышение интереса к ситуационным центрам (СЦ) лишь с увеличением числа различного рода ЧП. Все чаще эти центры служат инструментом повышения оперативности принятия и обоснованности управленческих решений. Так или иначе, конференция привлекла к себе внимание широкой аудитории - участие в ней приняли более четырехсот представителей крупнейших коммерческих структур, уже действующих СЦ, учебных и научных учреждений, а также различных министерств и ведомств.

Тон выступлений и докладов задала открывшая мероприятие Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia: “Работая на рынке информационных технологий и средств отображения информации, мы очень часто сталкиваемся с пожеланиями и просьбами наших партнеров принять участие в создании ситуационного центра. Под этим каждый из обратившихся к нам понимает нечто свое: для одних это система отображения, для других - некоторое решение на базе компьютерных сетей, для третьих - информационно-аналитическая система. Так что мы взяли на себя смелость провести конференцию, посвященную проблематике ситуационных центров, и пригласили выступить тех, кто уже имеет практический опыт работы в этой области, поскольку решить задачу построения СЦ силами одной компании невозможно”.

Последнее утверждение сегодня не вызывает сомнений. Хотя базовые принципы построения ситуационных центров развиваются с давних пор (прежде всего военными структурами) и в мире их действует уже несколько сотен, быстрый прогресс в области информационных технологий создал условия для расширения возможностей, предоставляемых СЦ, реализации их на новой технической основе и применения в повседневной бизнес-практике. “Настало время проанализировать ситуацию в этой сфере, - считает директор ИППИ РАН, президент Международного союза приборостроителей и специалистов по ИКТ Николай Кузнецов. - Наверное, можно выделить модули, блоки и агрегаты, составляющие техническую и математическую основу ситуационных центров, и наладить взаимодействие работающих над этой тематикой организаций и компаний. Тогда любая из них сможет брать подряды, зная, что у нее есть партнеры, которые выполнят сопутствующие работы”.

О своих наработках в области представления

и   анализа    информации    рассказывают

сотрудники группы компаний “Меркатор”

Нужно отдать должное организаторам конференции: более 25 прозвучавших на ней докладов, а также дискуссия за круглым столом, предусмотренная программой второго дня, охватили широкий спектр вопросов (от особенностей программных, технических и проектных разработок до специфики организации образовательного процесса для подготовки необходимых кадров) и позволили в общих чертах составить исходное представление о том, что сейчас делается в области СЦ. Однако полной ясности относительно того, что следует понимать под этим термином, все-таки не сложилось. Вполне возможно, что и не могло сложиться, поскольку каждый действующий сегодня ситуационный центр (о некоторых из них рассказали представители компании IBS, концерна “Росэнергоатом” и СКЦ Минатома) - продукт штучный, адаптированный под вполне конкретные задачи. Перечень таких задач и используемых для их решения методов, лишь частично приведенный в докладе А. Н. Райкова, профессора РАГС при Президенте РФ, весьма широк (см. врезку).

О главном в несколько строк

Примеры задач, решаемых с помощью СЦ: д прогноз предпочтений и ожиданий населения; д анализ тенденций развития рынков; д разработка стратегии развития отрасли; д оценка трендов ценных бумаг; д оценка устойчивости фондов социального страхования; д оптимизация организационных структур; д оптимизация человеческих и информационных ресурсов; д поиск неявных, латентных причин конфликтов; д повышение инвестиционной привлекательности региона...

Признаки “ситуационности” проблемы: д концептуальность описания (нет количественных оценок); д нечеткость границ; д неформализуемость, неопределенность; д зависимость от множества взаимосвязанных факторов; д неординарность, уникальность; д большой объем неявной информации; д девиантность процесса поиска решений; д необходимость оперативного решения; д интуитивность, субъективность, латентность; д конфликтность; д хаотичность изменения+

Применяемые информационно-аналитические технологии: д ситуационный анализ; д нейролингвистическое программирование; д визуализация математически обработанных данных; д генетические алгоритмы; д экспертные системы; д нейронные сети; д многоагентные системы; д когнитивные технологии; д фрактальная математика; д теория катастроф; д стохастический и статистический анализ; д рефлексивные методы...

Тенденции развития ситуационной аналитики: д от предоставления справочной информации к предоставлению аналитической; д от индивидуального анализа к коллективному; д от анализа ситуации с учетом внутренних факторов к анализу с учетом воздействия внешней среды; д от экстраполяции тенденций к поиску новых целей и путей; д от регистрации данных к управлению знаниями; д от обеспечения информационной безопасности к обеспечению устойчивости системы управления; д от анализа на основе опыта к когнитивным схемам; д от OLAP к Data Mining; д от точности к интеллектуальности; д от голосования к согласию+

     (Из доклада А. Н. Райкова)

Версия для печати