из обычного оптового склада получился современный дистрибьюторский центр

История оптовой компании “Терна Светотехника” традиционна: начав с поставки галогеновых ламп OSRAM и постепенно расширяя ассортимент и направления своей деятельности, она к 1998 г. обладала наиболее полным в России складом источников света и комплектующих. Дальнейший рост продаж привел к необходимости задуматься сначала о собственных складских площадях (взамен арендуемых), которые появились в конце прошлого года, а затем о другом уровне системы автоматизации - требовалась ИС, позволяющая поддерживать современные складские технологии.

“Терна” и “Фолио”: история проекта

Сотрудничество фирм “Терна Светотехника” и “Фолио” насчитывает более пяти лет: вначале, еще в прежнем офисе “Терны”, программа “Фолио WinСклад” (версия 4.0) была установлена на четырех рабочих местах и охватывала большую часть бизнес-процессов на тот период (в частности, функции по выписке складских документов, резервированию товара, отслеживанию остатков и т. д.). Она функционировала в связке с продуктом собственной разработки, позволявшим менеджерам отдела сбыта формировать заказы поставщику и отслеживать сроки поставок. Однако эта связка давала сбои, в частности потому, что один из пакетов имел файл-серверную архитектуру, а другой действовал на базе SQL Sybase.

Весной 2000 г. было решено заменить две имеющиеся системы на одну, обладающую большей функциональностью, и к осени того же года специалисты “Фолио” закончили внедрение нового продукта “Фолио WinСклад 7.5 Проф” на 20 рабочих местах. “Во-первых, нас вполне устраивали цена и качество пакета, - разъяснил причины этого выбора руководитель проекта компании “Терна Светотехника” Илья Самойлов. - К тому же ключевые менеджеры уже имели навык обращения с ПО “Фолио”, а для поддержки эффективной работы это немаловажно. С данным продуктом, который работал весьма устойчиво, мы полтора года жили практически без проблем. Его возможностей вполне хватало - как по функциям, так и по количеству пользователей, а их число у нас медленно, но верно росло”.

Конец 2001 г. принес новые заботы: компания приобрела собственные помещения, это позволяло существенно расширить складские площади и соответственно сотрудничество с партнерами. В ноябре начались ремонт и достройка нового дистрибьюторского центра. Именно тогда снова встал вопрос о современной складской системе.

“К этому времени, - вспоминает руководитель проекта со стороны компании “Фолио” Алексей Козлов, - мы уже отчетливо видели, что растет интерес к возможностям складских систем управлять непосредственно размещением товара; появились и клиенты, которым была нужна система, охватывающая эти процессы (а также внутренние перемещения товара). Специалисты “Фолио” уже начали прорабатывать базовые вопросы создания такого ПО. “Терне”, давно имевшей дело с нашими продуктами, удалось сделать прорыв - сформулировать основные требования и сформировать цепочки бизнес-процессов, согласно которым следовало строить систему. Фактически они составили ТЗ на разработку. Мы также подошли к проекту технологично, разделив весь предполагаемый функционал на две части: общую, которая, как мы знали от других наших клиентов, будет интересна и применима для любой фирмы, и специальную: с одной стороны, отражающую особенности торгового процесса, присущие компании “Терна”, а с другой - характерные для закупок и продаж светотехники”.

Уже к маю нынешнего года первый вариант системы был готов, прошло тестирование, однако внедрение началось лишь в конце августа (шел ремонт в складском помещении). 26 сентября состоялось торжественное открытие дистрибьюторского центра в новом здании (об этом событии см. PC Week/RE, № 37/2002, с. 8), означавшее одновременно и запуск системы в опытно-промышленную эксплуатацию.

Что задумывалось+

Работа складского комплекса в компании “Терна Светотехника” имеет ряд особенностей. Так, складское помещение подразделяется на зоны, предназначенные для обработки и хранения поступающих товаров. Условия нахождения товаров различны для разных зон. В одних зонах товар хранится целыми паллетами, в других - в мелких упаковках и в количестве, достаточном для формирования небольших заказов.

И ячейки, и хранящийся на них товар

промаркированы штрих-кодовыми этикетками

“Наше ТЗ, - рассказал Илья Самойлов, - включало следующие базовые элементы: прием товара, его размещение по местам хранения, снятие с мест хранения для отгрузки клиенту, проверка на выходе, внутренние перемещения (для пополнения товарного запаса, предназначенного для комплектации небольших заказов) и инвентаризация - собственно, все, что нужно любому складу. В конечном итоге хотелось освободить грузчика и кладовщика от принятия решений по оптимальному размещению товаров - за них все должна продумать система. Иными словами, человек получает указание, к какому месту подойти, по какому маршруту, что и сколько взять, благодаря чему исключаются ошибки при приеме и выдаче.

Основная сложность при создании системы заключалась в том, что она должна была иметь дело не с “виртуальными” объектами (названиями товаров), когда надо учитывать такие параметры, как артикулы, количество, цена, срок годности и пр., а с “физическими телами”, имеющими, помимо упомянутых параметров, еще и такие:

- для товара: линейные размеры, форма, вес, число штук в упаковке, ее формат, возможность формирования в паллеты и пр.;

- для стеллажа: линейные размеры ячейки, ее грузоподъемность; условия хранения.

Все это предстояло совместить, добавив туда общие принципы партионного учета товара, принятые в “Терне Светотехнике”, и возможность кодирования товаров, не имеющих штрих-кодов (ШК). Выполнение всех этих условий должно было привести к сокращению времени, уходящего на размещение товара и комплектование заказа, повышению точности работы и сведению к минимуму таких негативных явлений, как пересортица, недостача, убытки от неправильно скомплектованного заказа и пр.”.

Разумеется, при внедрении не обошлось без проблем. Например, обнаружилось, что при формировании паллеты ее конечные линейные размеры не всегда совпадали с суммой размеров пакуемого товара. Это происходило из-за того, что в ряде случаев объемы единичной упаковки не всегда точно указывались поставщиком (к примеру, указано 0, 012 куб. м, а на самом деле было 0,0123 куб. м). Вкупе при составлении паллеты это давало существенные отклонения: упаковка просто не влезала в ячейку, хотя по расчетам должна была там уместиться *1. Кроме того, стало понятно, что для адресного хранения необходимо присвоить собственные адреса стеллажам и ячейкам; это также было сделано с помощью ШК (они находятся в особом разделе программы), однако заняло немало времени.

_____

*1. Кстати, при хранении некоторых товаров (например, автозапчастей) параметром, определяющим загрузку ячейки, будет не объем (как для элетроламп), а вес; электротехнические изделия (пускорегулирующая аппаратура, трансформаторы) также имеют существенную массу, поэтому было решено включить ее в состав учитываемых параметров.

+И что получилось

Нет, все-таки не зря придумана опытно-промышленная эксплуатация! Именно здесь выявляются проблемы, которые невозможно предусмотреть даже самому опытному постановщику задачи на автоматизацию.

Одна из них - пожалуй, самая серьезная - была связана с партионным учетом. Вообще говоря, последний применяется обычно для того, чтобы регулировать порядок ухода товара со склада (или из торгового зала). Например, учет партий необходим, когда отличаются цены на один товар от разных поставщиков, или они часто меняются, или речь идет о товаре с небольшим сроком хранения. В связи с этим существуют различные методики учета товара (партий): FIFO (“первым пришел, первым ушел”), LIFO (“последним пришел, первым ушел”) и т. п., определяющие способ расчета учетных цен. Партионный учет таким образом важен для финансового подразделения компании. Оказалось, однако, что при распределении товаров на складе по местам хранения приоритетными параметрами являются не принадлежность к одной партии, а артикул и физические характеристики (размеры, масса и пр.). Так, обнаружилось, что если система паллетирует товар или, наоборот, разбивает паллеты при комплектовании заказа по признаку партии, то она может “приказать” разбить новую паллету из той же партии, тогда как в оперативной зоне вполне достаточно мелких упаковок из других партий. Кроме того, бывает, что, поменяв геометрические размеры или обозначения упаковки товара, поставщик меняет и его ШК, оставляя товар прежним. В идеале и это необходимо отслеживать (согласно артикулу самого товара), с тем чтобы система смогла его “узнать” и отнести к аналогичному. Иными словами, алгоритмы складского учета в данном случае *1 должны отличаться от алгоритмов финансового, и связано это в первую очередь с учетом при хранении на складе различных фасовок товаров.

_____

*1. Разумеется, этот подход неприменим для торговли продовольственными товарами из-за ограниченного срока годности.

“Такие тонкости, как правило, почти невозможно предусмотреть заранее, на опытном образце системы, до начала ее внедрения и эксплуатации на реальной (большой) массе товаров, - считает Илья Самойлов. - Впрочем, некоторые западные программы, создаваемые крупными командами специалистов в течение длительного времени, иногда достигают высокой степени проработанности, однако их стоимость отличается от отечественных на порядки.

Другие проблемы, возникшие во время и после внедрения, связаны с персоналом. Во-первых, для ввода информации (а ее здесь больше, чем в системах, где нет размещения по ячейкам) требуется больше времени, а стало быть, и рабочих рук операторов. Во-вторых, не сразу удалось заставить грузчиков делать то, что “велит” система: например, брать товар со второго этажа (как предписано), если ему ближе взять с первого. После подобных действий и система уже не может разобраться, где и что должно лежать. Эти проблемы “человеческого фактора” (точнее, просто недисциплинированности) пришлось решать уже с помощью административных мер”.

Нерешенные вопросы? Пока есть, и весьма интересные

Как отметил Алексей Козлов, на пути развития программного комплекса имеется еще ряд интересных проблем, которые пока не решены. В частности, понятно, как определить требуемый объем для упаковки из 20 лампочек: надо просуммировать их индивидуальные объемы. А как найти объем, требуемый для хранения 20 цветочных горшков, если мы знаем, что их можно вкладывать друг в друга?

Еще один пример - работа с так называемыми “гравитационными стеллажами”. Они представляют собой рольганг со слабым уклоном, на который в верхней его части подается хранимый товар; затем он естественным образом (под действием силы тяжести) скатывается вниз, откуда и берется при необходимости. Часто эти устройства устанавливаются в холодильных камерах. “Мы пока не решили, - говорит Алексей Козлов, - такую задачу: если рольганг рассматривать как ячейку, то каким образом оптимизировать размещение разнородного товара, чтобы на выходе можно было легко взять необходимый в данный момент товар, минимизировав число перестановок и перекладок?”

Мелкооптовый отдел cash & carry

Он был открыт в компании “Терна Светотехника” одновременно с новым складом и предназначен для обслуживания малых предприятий и ПБОЮЛ (предпринимателей без образования юридического лица) при закупке небольших партий товаров. Вначале посещаемость его была невысокой, однако маркетинговый отдел развернул работу по рассылке буклетов и пластиковых карт для своих потенциальных покупателей, и сегодня этот отдел пользуется популярностью - сюда приходят “целевые” покупатели (зачастую приезжают из Подмосковья) даже просто за упаковкой лампочек, ведь цены (благодаря крупнооптовым закупкам) здесь, как утверждают сотрудники, “лучшие в Москве”.

Сегодня (помимо “Терны Светотехники”) внедрение и опытно-промышленная эксплуатация системы “Фолио ЛогистикСклад” идет еще в пяти компаниях.

Компания “Терна Светотехника”

Входит в Торгово-промышленную группу “Терна”.

Первые торговые операции компания провела в 1994 г.

Основное направление деятельности - комплексные поставки всего необходимого для отечественного рынка светотехнической продукции: полный спектр высококачественных источников света производства OSRAM и PHILIPS, материалы и сырье ALANOD, ALCAN, BAYER и DOW, комплектующие VOSSLOH-SCHWABE и ELECTRONICON, электроустановочные изделия SIEMENS, LEXEL, а также множество другого светотехнического оборудования, комплектующих и материалов от ведущих зарубежных фирм.

Ассортимент товаров - свыше 10 000 наименований.

Площадь складского терминала - 7500 кв. м.

Подготовка и выдача до 200 заказов в сутки.

Среднее время на подготовку и выдачу заказа объемом до 1 куб. м - 20-25 мин.

Программно-аппаратный комплекс в “Терна Светотехника”

ПО “Фолио” - 80 рабочих мест, в том числе:

- “Фолио ЛогистикСклад” - 16 рабочих мест;

- “Фолио ТоргЗал” - 4 рабочих места;

- “Фолио WinСклад” - 60 рабочих мест.

Версия для печати