ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИКА

Андрей Лебедев в одиночку обслуживает около 30 предприятий. А вы так смогли бы?

Рискуя прослыть чересчур впечатлительной, я все же признаюсь, что этот человек поразил мое воображение еще полтора года назад во время нашей первой встречи на какой-то выставке. Когда мне представляли Андрея Викторовича Лебедева, то сообщили, что он работает один и в течение последних пяти лет зарабатывает свой хлеб тем, что запускает в эксплуатацию и сопровождает бухгалтерские системы на предприятиях подмосковного города Дмитрова. За эти годы разнопрофильных “подшефных” организаций у него набралось почти тридцать. В основном он сосредоточился на программах серии БЭСТ фирмы “Интеллект-Сервис” (по причинам, о которых поведал в интервью ниже), но в силу обстоятельств берется за сопровождение продуктов и “Паруса”, и “1С”, и “Инфина”. Во всяком случае, в курсе лекций, читаемых им для бухгалтеров в Дмитрове, присутствует описание и этого ПО.

Наша вторая встреча с г-ном Лебедевым состоялась на территории, завоеванной его авторитетом, - в городе Дмитрове.

О страсти к учетным процессам

PC Week: Как случилось, что вас, человека с техническим образованием, вынесло на бухгалтерскую стезю? Удалось ли там обрести свое профессиональное счастье?

Андрей Лебедев: Началось все это довольно давно. Окончив Московский автомеханический институт (МАМИ), я более 10 лет работал руководителем подразделения автомеханического предприятия. Но чем бы я ни занимался, у меня регулярно проявлялась предрасположенность ко всяким учетным процессам, и втайне я всегда мечтал стать экономистом или бухгалтером. Однако, как вы помните, в так называемые застойные времена эта профессия была и непрестижной, и мало оплачиваемой и не каждый мужчина мог позволить себе отдаться любимому делу.

Поэтому только в 1993 г., когда перестройка вошла в стадию расцвета, я получил такую возможность - бухгалтеры потребовались везде, и к тому же на нашем автотранспортном предприятии оказалась вакантной должность главного бухгалтера (чему я был, конечно, очень рад). Вот и начал работать без специального образования, на одном порыве. Ситуация на предприятии была тогда крайне трудная, но при явном дефиците ресурсов и навыков мы все-таки выплыли.

Я прижился на новом месте, а через полгода у меня, естественно, возникла мысль, что надо расчеты автоматизировать. В Дмитровском районе Подмосковья много способных людей, в том числе толковых программистов. Мне удалось встретиться с нужными специалистами, и предприятие приобрело у них неплохую для того времени бухгалтерскую программу.

Ее внедрение стало своеобразным поворотным пунктом на моем профессиональном пути - мне понравилась работа бухгалтера (с 1997 г. я обладаю статусом Профессионального бухгалтера), понравилось общение с людьми (ведь за каждой цифрой стоят люди), и я решил, что надо нести накопленный опыт автоматизации бухгалтерского учета в массы. Так, с помощью имеющегося доморощенного продукта в 1994-1995 гг. мне удалось автоматизировать около десятка предприятий Дмитровского района. А в 1996 г. стало ясно, что конкурировать с разработчиками тиражируемых систем бухгалтерского учета силами индивидуальных программистов уже невозможно.

PC Week: Насколько я понимаю, сегодня вы сочетаете в своей профессиональной деятельности много ролей: действующего бухгалтера, аудитора, методолога, преподавателя, внедренца+ Что заставило “всех этих специалистов” проникнуться особой любовью к БЭСТу?

А. Л.: Вместе с программистами, с которыми я начинал работать, мы в 1995 г. изучали все, что появлялось на рынке. Оказалось, что для нашего небогатого денежными ресурсами региона большей функциональности (при относительно невысокой стоимости владения), чем в БЭСТ-4, и сейчас найти практически невозможно. Я общаюсь с создателями разных бухгалтерских программ (их системы тоже ведь надо сопровождать на наших предприятиях), но далеко не во всех дешевых *1 системах просто настроить налоговый учет, а партионный учет в большинстве систем и вовсе отсутствует (а это очень важно для ведения учета многих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли). У некоторых известных продуктов стоимость приобретения низкая, зато стоимость владения высокая. В этом смысле система БЭСТ-4 заметно отличается в лучшую сторону. Она рассчитана на настройку даже неквалифицированным пользователем. Например, главный бухгалтер автобусного завода, где мы были с вами сегодня, дала правильное заключение: теоретически они могли все настройки сделать сами. Вопрос в сроках и качестве внедрения ПО - понятно, что квалифицированный специалист сделает все быстрее и грамотнее.

_____

*1. Под дешевыми бухгалтерскими системами г-н Лебедев понимает такие, для которых совокупная стоимость лицензии и внедрения составляет порядка 500 - 600 долл. на одно рабочее место.

В то же время в БЭСТ-4 все настройки доступны, понятны, и многим, даже крупным предприятиям их вполне достаточно. При этом продукт все время развивается (разрядность плана счетов, например, в этом году увеличилась до 10), предоставляя новые возможности, в том числе и для крупных организаций.

На том же автобусном заводе я потратил в общей сложности порядка ста часов на автоматизацию всех участков бухучета. В пределах двух недель удалось завести все картотеки и алгоритмы расчетов в систему, и предприятие получило ожидаемый результат в плановые сроки (т. е. все формы общесистемной и внешней отчетности).

С моей стороны процесс внедрения уже отработан: я делаю основные настройки, а сотрудники бухгалтерии потом сами заполняют справочники, вносят входящие остатки ТМЦ и сальдо по счетам расчетов с контрагентами. По мере их готовности я приезжаю вновь, и мы двигаемся дальше.

PC Week: Я не бухгалтер и потому, наверное, задам дилетантский вопрос: чем обусловлена необходимость разных настроек в системе, которая в целом представляется довольно стандартной? Существуют ли различия в ведении бухучета на предприятиях разного типа?

А. Л.: Сейчас бухгалтеры стали более квалифицированными и реже задают такие вопросы. А раньше очень часто обсуждался вопрос учетной “уникальности” предприятия. Бухучет - достаточно стандартизованная область, просто на разных предприятиях какие-то участки более “горячие”, а какие-то отсутствуют вовсе. Для одних важнее участок сбыта широкого ассортимента товаров, а для других - снабжение сырьем, материалами, учет производственных затрат или себестоимость готовой продукции. Но в целом правила одни, и они понятны всем специалистам (как правила дорожного движения распространяются на всех участников движения, хотя по дороге едут разные машины).

На молочном комбинате необходим анализ данных общесистемной отчетности (какой вид продукции пользуется бо/льшим спросом, какова его себестоимость), необходимо иметь достаточное количество настроек прайс-листа - для дистрибьютора одни цены, для дилера другие) и т. д. Управленческое звено интересуют данные о реализации готовой продукции и затратах основного и вспомогательных производств для анализа производственной деятельности предприятия, для принятия решений тактического и стратегического характера. Все эти данные позволяет получить система БЭСТ-4.

Конечно, БЭСТ-4 не позволяет планировать материально-производственные ресурсы, но этого от него и не нужно требовать - это учетная система. Для решения подобных задач есть другие продукты. В частности, в Вербилках на фарфоровом заводе два года уже работает автоматизированная система БЭСТ ПРО класса MRP II, где это предусмотрено.

PC Week: Но ведь одному работать трудно. Все-таки тридцать предприятий - дело нешуточное. Да и весь вы со своей деятельностью на виду+

А. Л.: Да, город небольшой, репутацию здесь уронить никак нельзя - сразу станет все известно. Во многом процесс нашего взаимодействия с клиентом зависит от доверия. Если заказчик мне, как специалисту, не доверяет, то сотрудничества с ним не получится (как в случае с доктором).

Конечно, время от времени у руководства предприятия возникает вопрос - что для нас делает Лебедев? Не дорого ли он нам обходится? Понятно, что очень трудно оценить, сколько должны стоить консалтинг и настройка. Я работаю с почасовой оплатой (причем стоимость часа не зависит от результата, поскольку процесс очень многогранен, в нем задействовано так много участников и оборудования, что от меня далеко не все зависит).

Почему все же клиенты пользуются моими услугами? Стоимость услуг специалистов “Интеллект-Сервиса” значительно выше (в два-три раза). Кроме того, я всегда рядом. Могу в течение дня объехать пять разных предприятий города и района, где вопросы порою решаются за час или меньше. Из Москвы для этого вызывать специалистов дорого и неэффективно.

Сергей Лапин, “Интеллект-Сервис”:

“С клиентами надо чаще общаться”.

Сделать лучше, чем было

В отсутствие достаточного числа ИТ-специалистов в Дмитрове Андрею Викторовичу приходится иногда заниматься и системной интеграцией - поставкой техники, монтажом и настройкой сети, выбором сервера. При реализации крупных проектов он обращается за помощью в технический отдел компании “Интеллект-Сервис”. Но часто приходится все виды работ выполнять самому (так произошло в новом супермаркете города). То есть “железа” этот человек-оркестр тоже не боится.

Но чаще всего он работает с приятными дмитровскими женщинами - квалифицированными главными бухгалтерами, которые знают, чего хотеть от бухгалтерской системы, и с удовольствием обращаются к местному специалисту в трудных ситуациях - когда сроки поджимают или необходимо решить нестандартную задачу, требующую сложных и трудоемких изменений в информационной системе. Мне удалось послушать мнения двух из них - главбухов дмитровского молокозавода, выпускающего широкий ассортимент молочной продукции (БД этого предприятия слывет одной из самых больших в районе), и автобусного завода, занимающегося ремонтом разных марок автобусов (в том числе и зарубежных). На обоих предприятиях установлено семь-восемь рабочих мест БЭСТ-4, и я услышала примерно одни и те же слова: “С точки зрения бухгалтера, система построена логично и работает надежно. Законодательные нововведения вводятся быстро и своевременно. Трудностей у пользователей ее освоение не вызывает”. (Напомню, что БЭСТ-4 - это еще DOS-версия.)

Наше путешествие пошло на пользу и руководителю отдела разработки компании “Интеллект-Сервис” Сергею Лапину: во-первых, клиенты высказали ему свои пожелания по усовершенствованию системы (устранение проблем с широкоформатной печатью, особые правила обращения к закрытому периоду и др.), а во-вторых, он убедился, что с клиентами нужно чаще встречаться (см. фото). Это бывает не только полезно, но и вкусно.

При прощании задаю Андрею Викторовичу вопрос:

- Что доставляет вам наибольшее удовлетворение сегодня, когда есть возможность заниматься любимым делом?

- Самое приятное, когда удается на предприятии что-то сделать лучше, чем было. Обычно это получается.

     От редакции: Пример г-на Лебедева не единичен. Так, в Томске Владимир Дмитриевич Тедщеков обслуживает более полусотни государственных учреждений, внедрив на них бухгалтерскую систему собственной разработки.

 

Э. Пройдаков.