Тюменская нефтяная компания (ТНК) - один из крупнейших игроков на российском рынке нефтедобычи - с 2002 г. приступила к внедрению в своих дочерних компаниях новой модели организации бухгалтерского учета, основанной на так называемых “Общих центрах обслуживания” (ОЦО). Первым таким центром стало нижневартовское предприятие “ТНК-Бизнессервис”. На прошедшей недавно конференции “Корпорация Парус - решения, идеи, перспективы” (см. PC Week/RE, № 43 2002, с. 32) редактор PC Week/RE Сергей Свинарев встретился с директором по развитию бизнеса “ТНК-Бизнессервиса” Александром Плоховым и попросил его ответить на ряд вопросов.

Александр Плохов

PC Week: Что такое “Общий центр обслуживания”? Как он устроен технологически, организационно и коммерчески?

Александр Плохов: На совете директоров ТНК было принято решение о создании аутсорсингового центра, на который возлагается функция ведения бухгалтерского учета в добывающих и сервисных компаниях нижневартовского региона, входящих в ТНК. В результате было образовано предприятие “ТНК-Бизнессервис”, ставшее таким общим центром обслуживания. Проект этот для России уникален: по заказу ТНК его выполняла известная консалтинговая корпорация PricewaterhouseCoopers.

На предприятиях ТНК теперь нет собственных бухгалтерских служб - есть лишь отделы оперативного учета. Там работают сотрудники “ТНК-Бизнессервиса”, которые осуществляют ввод некоторых первичных документов. Остальные бухгалтерские документы вводятся и обрабатываются непосредственно в ОЦО. Всего в штате компании “ТНК-Бизнессервис” 280 бухгалтеров, и часть из них располагается на обслуживаемых предприятиях. Однако весь бухгалтерский учет осуществляется в ОЦО.

У такого подхода много преимуществ. Главное - реализуется единая унифицированная система учета для всех дочерних компаний. К примеру, отдел “ТНК-Бизнессервиса”, ответственный за налоговый учет, вырабатывает общую политику и следит за ее соблюдением.

Выбору программного продукта предшествовал тщательный предварительный анализ ряда систем, представленных сегодня на рынке. Было решено использовать на добывающих предприятиях ТНК продукт SAP R/3, а на сервисных - “Парус”. Свою роль в этом выборе сыграли и ценовые характеристики указанных решений. ОЦО обслуживает 15 предприятий, и оснащать их все системой R/3 было бы слишком дорого, тем более что число таких предприятий в скором времени увеличится. Добывающие компании по выполняемым ими функциям более однородны, чем сервисные: обязанность последних - снабжать все структуры ТНК энергией и теплом, предоставлять им транспорт, ремонтировать оборудование и т. д.

Технологически ОЦО - это распределенная система. Рабочие места, расположенные на сервисных предприятиях, соединены с центральной площадкой ОЦО выделенной линией связи: после ввода любого первичного документа он моментально обрабатывается в ОЦО. А ведь некоторые предприятия удалены от ОЦО на 40 км. Скажу вам больше - сервер с системой R/3 находится не в Нижневартовске, а в Москве, и тем не менее все транзакции обрабатываются в реальном масштабе времени. Это заслуга ИТ-подразделений ТНК, также работающих на началах аутсорсинга: у нас в “ТНК-Бизнессервисе” своих ИТ-специалистов нет. Сервер с бухгалтерской системой “Парус” установлен в Нижневартовске, с SAP R/3 - в Москве, но никакой разницы в быстродействии мы не замечаем.

“ТНК-Бизнессервис” заключает со всеми предприятиями договоры, регламентирующие спектр услуг бухгалтерской сферы, которые им необходимы. ОЦО - самостоятельное предприятие, оно само должно обеспечить собственное финансирование. Наша продукция - это отчетность (государственная и корпоративная). Установлены жесткие сроки ее сдачи в те или иные инстанции. Если условия договора нами не выполняются, предусмотрены штрафные санкции.

PC Week: Давно ли ТНК работает подобным образом?

А. П.: С начала этого года. Последние три-четыре месяца мы все делаем в штатном режиме.

PC Week: Если встать на позицию обслуживаемых предприятий, можно ли рассматривать ОЦО как вариант аренды приложений по модели ASP?

А. П.: Нет, предприятия не арендуют у нас ПО. Они получают услугу, а программы, с помощью которых эта услуга им предоставляется, приобретены и эксплуатируются нами. Впрочем, компьютеры и иные аппаратные средства, установленные на обслуживаемых предприятиях и используемые бухгалтерами, также являются нашей собственностью. Средства на это зарезервированы в бюджете “ТНК-Бизнессервиса”, а тот в свою очередь утверждается советом директоров ТНК. Если необходимо изменить конфигурацию системы или отразить в ней изменения нормативной базы, этим занимается наше специальное подразделение.

PC Week: Изменения в ПО вносит “ТНК-Бизнессервис” или разработчик бухгалтерской системы?

А. П.: Это делают специалисты, отвечающие за ее сопровождение, но под нашим жестким контролем, поскольку любые ошибки чреваты для нас существенными штрафными санкциями и отвечать за них в конечном счете будем мы. На сервисных предприятиях подобные операции выполняет сам разработчик - корпорация “Парус”, на добывающих - подрядчик-консультант компания “Юникон-МС”. Кроме того, в данных работах активно участвует наш генеральный подрядчик по обслуживанию и сопровождению систем SAP R/3 и “Парус” - ЗАО “Региональный технический центр”.

PC Week: Насколько интегрированы бухгалтерские системы предприятий ТНК?

А. П.: На всех обслуживаемых нами предприятиях - и добывающих, и сервисных - используется единый план счетов и общий номенклатурный справочник товарно-материальных ценностей. Это означает, что по сути во всех сервисных предприятиях работает единая бухгалтерия на “Парусе”, а в добывающих - на SAP R/3. Однако отчетность и балансы у каждого предприятия свои. Кроме того, приходится делать сводный баланс по всем предприятиям нижневартовского региона. Данный процесс автоматизирован на 60-70%, и часть работы приходится выполнять вручную. Этим в “ТНК-Бизнессервисе” занимается специальный отдел сводной отчетности.

PC Week: А что будет, если в группу ТНК войдет новая компания с иной бухгалтерской системой, например “1С”?

А. П.: Подобные вопросы решаются ИТ-подразделениями центрального офиса в информационных комитетах ТНК. Что касается нижневартовского региона, то скорее всего такая компания будет переведена на стандартную для ТНК систему (R/3, если это добывающее предприятие, и “Парус”, если сервисное). Данные из старой системы мы выгрузим в нашу БД, а затем бухучет этой компании возьмет на себя ОЦО. Кстати, планируется, что в начале следующего года к данной модели присоединятся еще 11 предприятий (одно добывающее и десять сервисных), и некоторым из них предстоит пройти такую процедуру.

Версия для печати