МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Неголосовые услуги становятся привлекательными как для производителей телекоммуникационного оборудования и операторов сотовой связи, так и для пользователей (см. PC Week/RE, № 41/2002, с. 20). Аналитики предрекают серьезный рост в мобильных сетях связи неголосового трафика. Например, Yankee Group прогнозирует объем обмена данными в Европе к 2006 г. в стоимостном виде в 44 млрд. долл. Причем значительную долю этого сектора займет передача мобильных изображений: по мнению Strategy Analytics, передача MMS к 2006 г. в Европе составит 38%, в мире - 16%.

Продажа мобильных телефонов до последнего времени повсеместно росла за счет появления новых клиентов. Но в этом году впервые произошло событие, знаменующее переход на качественно новую ступень процесса, - доля заменяемых аппаратов превысила число трубок, покупаемых впервые. И требования опытных пользователей к выбираемым терминалам уже совершенно другие - их привлекают самые современные сервисы на базе последних технологий.

Мировой объем продаж мобильных телефонов

Один из прогнозов роста объема продаж сотовых телефонов в привязке к реализуемым инновациям показан на диаграмме: от традиционных теперь SMS эстафета переходит к EMS, MMS, встроенным системам позиционирования аппарата и т. д. На ней также можно проследить и изменение соотношения основных групп пользователей.

Сдвиг пользовательского интереса к неголосовым сервисам отмечается даже в неизбалованной связью России - в общем обороте МТС доля этих услуг составила в нынешнем году 2%, а в 2003-м ожидается 5%. Однако в число лидеров отечественного рынка вполне может войти компания Sonic Duo, московский оператор сети “МегаФон”, у которой эта цифра, по утверждению ее представителей, уже сейчас превысила 10%.

Производители и поставщики абонентского оборудования, в свою очередь, готовы конкурировать не только, как прежде, по цене изделий, но и по дополнительным их свойствам. Наглядный пример - компания Sony Ericsson Mobile Communications (www.sonyericsson.com), отметившая недавно первую годовщину своего существования. Отличительными характеристиками ее самых популярных продуктов 2002 г. были цветные дисплеи, устройства мультимедийной передачи сообщений, цветные фото- и видеокамеры, разнообразные виды подключений к другим средствам связи, доступ в Интернет, загружаемые приложения, высокотехнологичные аксессуары.

Как сообщили региональные руководители фирмы на пресс-конференции в Москве, в конце нынешнего года компания будет иметь полную линейку продуктов GSM под собственным брэндом - от аппаратов для начинающих пользователей до смартфонов. О последних - наиболее высокоинтеллектульных разработках, своего рода визитных карточках Sony Ericsson - стоит сказать особо.

Модель P800 стоимостью около 1000 долл. предназначена для бизнес-пользователей. Аппарат имеет три GSM-диапазона 900/1800/1900, GPRS; обеспечивает соединение через ИК-порт, Bluetooth, кабель, WAP или GSM-сеть. В нем осуществляется полное управление персональной информацией - заметками, номерами телефонов, адресами.

В P800 реализована синхронизация с информацией на ПК, PDA и на другой компьютерной технике, предусмотрены создание и загрузка e-mail прямо на аппарат (включая вложения), установка новых приложений с использованием Simbian (12 Мб памяти плюс возможность ее расширения с помощью memory stick). В числе аксессуаров следует назвать Bluetooth-гарнитуру НСВ-30 для эксплуатации в автомобиле.

По мнению руководства Sony Ericsson, мобильные игры приобретают все большее распространение среди владельцев аппаратов. В 2001 г. их имели 49,2 млн. пользователей телефонов компании и доходы от этих геймеров исчислялись в 0,1 млрд. долл. В 2006 г. эти цифры составят 848 млн. и 4,4 млрд. долл. Поэтому игровые сервисы имеет даже смартфон, причем его возможности в этом плане тоже на высоте - на P800 может быть установлено практически любое число развлекательных приложений, он имеет встроенное видео и MP3-плейер.

По словам Владимира Лежака, главы московского представительства Sony Eri-csson, через пять лет компания надеется занять первое место в мире по продажам оборудования для мобильных мультимедийных коммуникаций.