ЮБИЛЕИ

Десять лет назад, 27 ноября 1992 г., в Москве было открыто представительство корпорации Microsoft, в зону ответственности которого вошла территория бывшего СССР. В нынешнем декабре прошла серия торжественных мероприятий, посвященных этому славному юбилею. Одно из них было проведено для журналистов шестого числа в джаз-клубе Le Club. На этой встрече в качестве ведущей выступала генеральный директор московского отделения Microsoft Ольга Дергунова, представившая хронологию жизнедеятельности корпорации в нашей стране в виде иронично-серьезной презентации “этапов большого пути”; презентация сопровождалась комментариями ветеранов отечественного ИТ-бизнеса - Анатолия Карачинского, Георгия Пачикова, Николая Любовного и Бориса Нуралиева.

Ольга Дергунова: “Так выглядел

первый русификатор MS Word!”

На вечере присутствовало все руководство редакции PC Week/RE, но материал о юбилее поручили подготовить мне - наверное, потому, что тематика “Microsoft” уже более 10 лет находится в сфере моих интересов. Воспользовавшись этой возможностью, я хотел бы отойти от формального изложения истории Microsoft в России (эти материалы можно найти на сайте www.microsoft.com/rus) и поделиться чисто субъективными соображениями-воспоминаниями на эту тему.

Отношение к корпорации Microsoft в среде ИТ-специалистов (и тех, кто считает себя таковыми) совсем не однозначно. Но вряд ли кто-то будет отрицать, что она является одним из мировых ИТ-лидеров, чье влияние в последние годы даже выходит за пределы компьютерной индустрии. И уже поэтому ее деятельность заслуживает по крайней мере уважения.

Бывая на многих мероприятиях ведущих мировых разработчиков ПО, я давно обратил внимание на такую особенность. В отличие от подчеркнуто почтительного обращения партнеров других вендоров к своим поставщикам, среди пользователей Microsoft чаще царит атмосфера довольно ироничного отношения к “старшему брату”. Шутки, серьезные упреки, анекдоты... но при этом постоянный рост числа партнеров и клиентов, причем во многом за счет категории “серьезных”.

Что касается московского отделения Microsoft, то я назвал бы его “самым российским” среди представительств других зарубежных компаний. Потому что оно, занимаясь продвижением собственного бизнеса, активнейшим образом участвует в развитии отечественного ИТ-рынка. Естественным следствием этого является, в частности, бесспорное признание главы Microsoft/Россия Ольги Дергуновой как одной из наиболее влиятельных российских ИТ-персон. Но признавая высокие личные качества сотрудников представительства, нужно подчеркнуть, что причина высокого авторитета этого регионального подразделения изначально заложена в бизнес-модели корпорации.

Пресс-конференция 1992 - объявление об

открытии представительства Microsoft в

Москве. В центре сидит Роберт Клаф

Наша страна за последние 12 лет пережила огромные преобразования, в результате которых была сформирована качественно новая ИТ-индустрия, ставшей фактически первым в конце 80-х годов полигоном отработки рыночных отношений. Все это отразилось на судьбах конкретных людей. Например, многим ИТ-специалистам советских времен пришлось, радикально поменяв стиль жизни и сферу деятельности, методом проб и ошибок постигать принципы непривычной, рыночной действительности. Я тоже прошел свой путь по этой дороге, и так получилось, что он был все это время (хотя порой в весьма неявном виде) связан с работой Microsoft в нашей стране.

Тут вполне уместно вспомнить о знаменитом СП “Диалог” (см. PC Week/RE, № 50/97, c.1), первом советском коммерческом предприятии, которое еще в 1987 г. связало свой бизнес с Microsoft, став ее дистрибьютором. А спустя три года в России появились два первых локализованных продукта - MS-DOS 4.01 и MS Works 2.0 (тогда, в 1990-м, на презентацию русской версии MS-DOS впервые приехал Билл Гейтс).

Я очень сомневаюсь, что данный проект с локализацией был успешен с точки зрения бизнеса: желание купить “легальный” продукт в то время могло быть расценено как явный признак серьезного умственного помешательства. Скорее он отражал оптимизм той поры: еще немного, еще чуть-чуть, и мы создадим в своей стране такой же чудесный и обильный рынок, со всей мощью своего научно-технического потенциала выйдем на зарубежные просторы... Уж если два молодых человека с незаконченным высшим образованием сумели создать компанию, ставшую лидером ИТ-индустрии, то уж мы-то...

Но российский рынок формировался не так быстро, как хотелось бы, западные компании не очень рвались к нам со своими продуктами. С конца 80-х я использовал для разработки программ очень популярную систему MS QuickBasic 4.5, начал писать статьи на эту тему и в 1991-м, под воздействием все той же эйфории, решил стать ее легальным пользователем. Не тут-то было! Ни один реселлер не имел такого продукта и не хотел даже думать о том, чтобы его привезти в страну. Я обзванивал фирмы, и в начале 1992-го мне повезло: удалось отследить появление единственной в России коробки QB 4.5; посмотреть на чудака, который решил купить три дискеты и два фолианта за очень солидные деньги (8400 руб.), в Московском Доме книги сбежались продавцы со всего этажа.

1992 г. был, безусловно, переломным в истории ИТ-отрасли и всей страны. Несмотря на всю тяжесть “шоковой терапии”, Россия поверила в необратимость демократических и рыночных перемен. Проследив историю нынешних лидеров отечественного ИТ-рынка, легко увидеть, что датой официального рождения многих из них является именно 1992-й.

В конце 1991 г. был принят закон об охране авторских прав, который с 1 января 1993-го должен был войти в полную силу. Зная принципиальную позицию Microsoft в этом вопросе, не сомневаюсь, что решение об открытии представительства было увязано с формальным признанием авторских прав на ПО.

В октябре 1992-го мне удалось встретиться в офисе на Старой Басманной, в котором еще шел ремонт, с будущим руководителем московского отделения Робертом Клафом. В тот момент он искренне хотел развивать бизнес в нашей стране в форме плотного взаимодействия с различными группами пользователей (у него уже был опыт такой работы с Clipper-сообществом); в частности, Клаф предложил мне заняться созданием некой ассоциации Basic-программистов.

Однако для корпоративной стратегии Microsoft подобные “любительские” подходы не очень годились - с идеями пользовательских ассоциаций пришлось расстаться (как сказал спустя три месяца Клаф, “отложить не некоторое время”) и заняться поэтапным построением регулярной системы бизнеса: каналы поставок (1993), системная интеграция (1994), разработчики ПО (1995), продвижение серверной платформы (1996), поддержка конечных пользователей (1997)...

Становление бизнеса Microsoft в 1993 г. было очень непростым. Знаю это на собственном опыте: процедура покупки тогда новой версии Visual Basic for DOS растянулась почти на полгода, в силу чего я написал свою первую “маркетинговую” статью - “Как купить продукты Microsoft” (www.visual.2000.ru/kolesov/cw-m/cwm9324.htm).

С тех пор у меня появилось довольно много публикаций по технологиям и бизнесу Microsoft. И, что любопытно, мне часто приходится слышать диаметрально противоположные оценки читателей: противники Microsoft упрекают меня в любви к корпорации, а сторонники осуждают за злобные нападки. На самом деле тут нет никакого противоречия: не замечать работу этой компании трудно, а наблюдая за ее деятельностью, всегда видишь вещи, которые нравятся или не нравятся.

Но самое главное в другом. Участвуя в далеком 1993-м в жарких дискуссиях с менеджерами московского офиса Microsoft на тему “как нужно вести бизнес”, я пришел к пониманию многих “рыночных” истин, одна из которых была сформулирована тогдашним руководителем подразделения маркетинга представительства Ильей Биллигом: “Вы считаете, что у нас не очень хорошие продукты? Мы неверно строим бизнес? Так тем лучше для вас - сделайте хорошие продукты, организуйте правильный бизнес и завоюйте рынок!”. И именно в те годы у меня сложилось такое отношение к московскому офису Microsoft: это не только подразделение корпорации в России, но и представительство нашей страны в одной из крупнейших компаний мира.

Кстати, с приобретением следующей версии, VB 3.0, в 1994 г., никаких проблем уже не было - просто зашел в магазин и купил.

Версия для печати