КОНФЕРЕНЦИИ

В августе 2002 г. после выпуска постановления правительства Москвы на карте “Электронной России” появилась “Электронная Москва”. Впрочем, эта географическая аналогия простирается не очень далеко: московская целевая программа формально не будет частью федеральной, да и организационные принципы ее реализации совсем иные. Обсуждению указанной программы и способов ее осуществления была посвящена конференция “Электронная Москва - 2002”, организованная Институтом развития информационного общества и Московской телекоммуникационной корпорацией. В ней приняло участие более 200 представителей столичных органов власти, федеральных министерств и ведомств, деловых кругов, а также эксперты и специалисты в области ИКТ.

В отличие от “Электронной России”, имеющей статус федеральной целевой программы и своеобразного распорядителя госбюджетных средств, “Электронная Москва” - это открытое акционерное общество, а следовательно, предприятие коммерческое. Его уставный капитал, равный 4,9 млрд. руб., составили принадлежащий московскому правительству полный пакет акций “Мостелекома”, 25% плюс 1 акция Московской телекоммуникационной корпорации (КОМКОР), средства Банка Москвы и ряда других хозяйствующих субъектов. Контрольный пакет при любых обстоятельствах останется в руках правительства Москвы. Из городского бюджета будут финансироваться только социально значимые проекты, а большую часть средств предполагается привлекать за счет инвестиций со стороны компаний, которые заинтересованы в реализации определенных технологических решений, имеющих важное значение для их бизнеса. В отдельных случаях бюджетные деньги будут даваться “Электронной Москве” на возвратной основе в форме кредитов. Среди других источников финансирования - средства ФЦП “Электронная Россия”, организаций-доноров и стратегических инвесторов. Последним через какое-то время планируется продать 25% акций “Электронной Москвы”. Что ж, может быть, именно благодаря такому подходу московской программе удастся избежать участи, постигшей сегодня федеральную, - неожиданного секвестирования тех или иных статей бюджета.

Генеральный директор “Электронной Москвы” Юрий Припачкин обратил внимание на то, что за брэндом акционерного общества скрываются еще два объекта с тем же названием: инфраструктура городской информационной системы (в ее составе - одна из крупнейших в мире Московская волоконно-отптическая сеть) и целевая программа. Сегодня нет даже проекта этого документа, но уже в самое ближайшее время его обещают опубликовать для открытого обсуждения на сайте Института развития информационного общества (www.iis.ru).

В данный момент известно, что основные разделы программы посвящены разработке нормативно-правовой базы, развитию технологической инфраструктуры, системам городского управления и организации их взаимодействия, применению ИТ в таких социально значимых сферах, как образование, здравоохранение и культура, расширению массового доступа к информационным ресурсам и преодолению “цифрового неравенства”, стимулированию научных исследований и рынка инноваций. Приоритетными признаны проекты, выполнение которых уже начато. Среди них - “Социальная карта москвича”, портал “Инфоград”, “Последняя миля”, формирование баз данных о населении и городском имуществе, а также создание системы управления бюджетом и его казначейского исполнения.

В настоящее время разрабатываются московские законы о телекоммуникациях и средствах связи, о праве собственности на информацию, об использовании персональных данных, о гарантиях прав граждан на информацию и ряд других. Здесь очень важно не допустить противоречий с общероссийскими нормативными актами - задача тем более трудная, что на федеральном уровне некоторые из них еще далеки от принятия. Наряду с “Социальной картой москвича” - проектом, частично финансируемым из бюджета “Электронной России”, есть еще одна приоритетная для правительства Москвы задача - создание сети единых расчетных центров, без которых реформирование жилищно-коммунального хозяйства будет невозможно. Многие выступавшие обращали внимание на необходимость организации межведомственного обмена информацией: далеко не всегда базы данных ЗАГСов, БТИ, ГНИ и МВД согласованы между собой.

Сегодня, когда программа еще не утверждена, рано говорить о размере годового бюджета “Электронной Москвы”, но если учесть предполагаемые масштабы ее деятельности и возможности по привлечению дополнительных инвестиций, он вполне может превысить бюджет “Электронной России”.

Версия для печати