ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Росавиакосмос разработал проект Положения о приемке, обработке и распространении ДДЗ в России

Никто не будет спорить, что монополизм - это плохо. Но плохо для пользователей, а для самого монополиста - хорошо. Поэтому с монополизмом обычно борются - нормативными, административными, законодательными и экономическими методами. Тем не менее число жаждущих занять эксклюзивное положение в какой-либо рыночной нише не убывает. И в ход при этом идут те же самые методы. Соблазн оградить себя от конкуренции не миновал и Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос, www.rosaviakosmos.ru), которое выпустило новое Положение о лицензировании космической деятельности и продолжает работать над проектом Положения о приемке, обработке и распространении данных дистанционного зондирования (ДДЗ) в России. Первоначальный вариант этого проекта вверг в состояние полного уныния не только специалистов, но и пользователей ДДЗ. И тогда на пути разрабатываемого положения встала общественность в лице российской ГИС-Ассоциации (www.gisa.ru).

Лицензировать можно все. Даже то, что нельзя

Летом нынешнего года Правительство РФ приняло постановление (№ 422 от 14.06.02, www.wervov.ru/novosti/Arh6/pp422.htm) об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности. Согласно новому закону “О лицензировании отдельных видов деятельности” (№ 128-ФЗ от 08.08.01, www.dmir.ru/rus/reklam/zakon-licenziya.html) и последовавшему за ним постановлению Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (№ 135 от 11.02.02, www.all-games.ru/law/more/?id=59 и www.license.ru/news/newsinc/ps135.htm) Росавиакосмосу, одному из немногих ведомств, было предоставлено право включить в список лицензируемых перечень работ и услуг. Остальные ведомства лицензировали только виды деятельности. И Росавиакосмос постарался: в лицензируемые виды космических работ попали даже те, которые по действующему законодательству лицензированию не подлежат (ФЗ “О космической деятельности”). Туда, в частности, вошли использование космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств; предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и использованием космической техники; прием, обработка и распространение информации, передаваемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

Зарубежные поставщики ДДЗ и Росавиакосмос

Попавший в руки ГИС-Ассоциации проект Положения о приемке, обработке и распространении ДДЗ в России (www.gisa.ru/7183.html, www.gisa.ru/space_licenzia.html), разработанный Росавиакосмосом, вызывает множество вопросов. Мало того, что теперь практически все, кто использует ДДЗ с разрешением от 0,8 до 50 м, вынуждены будут получать две лицензии вместо одной на картографическую деятельность, так для “пущего” порядка предлагается вообще попрать рыночные принципы, и все материалы, в том числе зарубежного происхождения, распространять только через Росавиакосмос. Последний проект насыщен нелепицами. Согласно ему, зарубежные поставщики ДДЗ должны будут получать лицензию Росавиакосмоса для первичной обработки собственных снимков, если они планируют распространять их в России. А как расценивать такую фразу проекта: “Все авторские права на материалы космических съемок и основанные на них продукты при передаче принадлежат и остаются собственностью Росавиакосмоса” (www.gisa.ru/7282.html)?

Официальные вопросы и официальные ответы

Изучив утвержденное Правительством Положение о лицензировании космической деятельности, ГИС-Ассоциация направила официальные запросы (www.gisa.ru/5958.html) в Минюст России, ответственный за согласование правовых актов межведомственного действия, в Минэкономразвития России, контролирующее реализацию ФЗ “О лицензировании”, и, конечно, в Росавиакосмос, занимающийся лицензированием в этой области. Полученные ответы были крайне невразумительными (www.gisa.ru/5960.html, www.gisa.ru/6141.html и www.gisa.ru/6297.html). Так, включение приема, обработки и распространения ДДЗ в лицензируемые виды работ предусматривается не российскими законами, а резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН “Принципы, касающиеся ДДЗ и космоса” (№ 41/65 от 03.12.86 г.), принцип 4 которой провозглашает свободное распространение ДДЗ на международной арене в той мере, в какой это не наносит ущерба законным правам и интересам зондируемого государства. “Каждый раз наша страна, натыкаясь на бурный научно-технический прогресс, делает попытку его контроля на своей территории, - сетуют в ГИС-Ассоциации. - Вспомните ситуацию с множительной техникой, сотовой связью, GPS и секретностью в области пространственных данных”.

Глас народа

Общее мнение таково: на фоне отсутствия оперативных отечественных ДДЗ, за что несет ответственность Росавиакосмос, делается попытка контролировать и весь зарубежный бизнес на территории России. В ходе дискуссии, развернутой ГИС-Ассоциацией, было высказано множество мнений и задано большое количество вопросов. Так, гендиректор компании “Дата+” (www.dataplus.ru) Алексей Ушаков обращает внимание на пункт 2.2.10 проекта Положения о приемке, обработке и распространении ДДЗ в России, в котором сказано буквально следующее: “Собственник гражданского коммерческого космического аппарата (КА) несет ответственность за использование материалов съемок пользователями, с которыми заключены соответствующие договора (контракты). Собственник гражданского коммерческого КА обязан прекратить прием и распространение потребителями космической информации, ДДЗ, материалов космических съемок, если их использование наносит ущерб Российской Федерации, ее международным обязательствам или внешней политике”. В связи с этим г-н Ушаков считает (www.gisa.ru/7275.html): “Данное Положение в обязательном порядке должно включать в себя разъяснение, что является нанесением ущерба Российской Федерации, ее международным обязательствам или внешней политике. В целом вызывает сомнение ответственность собственника гражданского коммерческого КА и его способность оценить ущерб внешней политике Российской Федерации - МИД РФ не всегда в состоянии это сделать, несмотря на обширный штат квалифицированного в этой области персонала. В любом случае данное положение должно сопровождаться разработанной и утвержденной методикой оценки ущерба Российской Федерации, ее международным обязательствам или внешней политике, связанным с использованием ДДЗ”. Вызывает недоумение гендиректора “Даты+” и пункт 2.3.5 проекта Положения, в котором утверждается, что “обеспечение российских потребителей космической информацией ДДЗ с зарубежных космических аппаратов осуществляется на основании соглашений с собственниками зарубежных КА, заключаемых Росавиакосмосом”. Из этого Положения, по мнению г-на Ушакова, следует, что Росавиакосмос является монопольным продавцом снимков не только отечественных, но и зарубежных КА. “Мы не обсуждаем, насколько это плохо. Но монопольное право подразумевает и монопольные обязательства, в том числе и финансовые. В частности, должна быть прописана финансовая ответственность Росавиакосмоса, обусловленная отсутствием соглашений со всеми собственниками зарубежных КА”, - сказал Алексей Ушаков. Нет ясности и в пункте 3.6 проекта Положения, где сказано, что “право тематической обработки материалов космических съемок имеют физические и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию в соответствующих федеральных органах исполнительной власти”. “Какие соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеются в виду? Неужели их так много, что невозможно перечислить?” - недоумевает глава “Даты+”.

Разрешение на просмотр телепередач

Есть замечания к проекту Положения и у Виктора Адрова, гендиректора компании “Ракурс” (www.racurs.ru), оценившего документ как “проявление исключительно последовательной политики, направленной на монополизацию отрасли и устранение как внутренней, так и международной конкуренции”.

“В документе много нелепиц, - считает г-н Адров. - Насколько видно из проекта Положения, даже проведение российской фирмой работ для зарубежной фирмы по обработке ДДЗ, полученных с зарубежного КА на территории зарубежного же государства, формально требует лицензии Росавиакосмоса”. С ним согласен и президент “Скан-Экса” (www.scanex.ru) Владимир Гершензон, грустно пошутивший, что скоро для приобретения телевизора нам придется предъявить лицензию на право просмотра передач.

Кто такой “пользователь”?

Еще радикальнее настроен глава ЦГИ ИГ РАН (geocnt.geonet.ru) Николай Казанцев, прокомментировавший некоторые определения из проекта Положения, в частности такое: “Пользователь космической информации ДДЗ - юридическое или физическое лицо, приобретающее космическую информацию ДДЗ или продукты ее обработки для решения научных, хозяйственных и других задач невоенного характера. К пользователю также относятся юридические или физические лица, пользующиеся космической информацией ДДЗ путем непосредственного приема на свои приемные станции”. “Это напоминает бессмертное творение Евгения Сазонова, на вопрос, “Как вы относитесь к женщинам?” ответившего: «Никак. Я отношусь к мужчинам»”, - саркастически заметил г-н Казанцев. Вызывает вопрос и еще одно определение: “Гражданский государственный аппарат - космический аппарат, собственником которого является орган власти Российской Федерации”.

“А что такое “орган власти Российской Федерации”? Министерство обороны - это орган власти РФ или нет? Если да, то все принадлежащие ему (или, в терминологии авторов проекта, “относящиеся к нему”) космические аппараты являются гражданскими. Это прямо следует из данного определения. А тогда какие аппараты являются негражданскими? И есть ли таковые вообще? Вообще очень некрасиво звучит: государственный аппарат - это космический аппарат, собственником которого является орган. Лучше уж сделать, как в п. 3: “Гражданский государственный космический аппарат”. Тем более, что в самом тексте Положения он именно так и называется”, - рассуждает Николай Николаевич.

Да, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно+

ГИС-сообщество настроено скептически

ГИС-Ассоциация обратилась к посетителям сайта www.gisa.ru с вопросом: “Будет ли новое Положение о лицензировании космической деятельности содействовать более активному использованию ДДЗ в России?”. “Да” ответило 6,9% опрошенных, 17,2% затруднились с ответом, а категорическое “Нет” прозвучало из уст 75,9% геоинформатиков. Из этого можно сделать следующий вывод: государство в очередной раз пытается усложнить жизнь своим согражданам. Это далеко не первый случай, когда основополагающие нормативные документы Росавиакосмоса принимаются без обсуждения с теми, кому их придется выполнять: представителями негосударственных предприятий и потребителями, которые являются наиболее активной и профессиональной частью специалистов, работающих на рынке.

Версия для печати