В 2002 г. информатизация России шла в контексте рыночных реформ, поддерживаемых президентом страны Владимиром Путиным. Назовем основные из них [1].

1. Комплекс реформ в социальной сфере, затрагивающий трудовые отношения, социальную систему, пенсионное обеспечение, образование и жилищно-коммунальную систему.

2. Модернизация экономики, предусматривающая формирование благоприятного делового и инвестиционного климата, налоговую реформу, дерегулирование или “дебюрократизацию” экономики, защиту прав собственности, налаживание современного корпоративного управления, легализацию теневой экономики, банковскую реформу, регулирование в области естественных монополий.

3. Реформирование государства, включающее реформу федерализма, судебную и административную реформу, усовершенствование гражданской и военной службы.

Осуществление всех этих преобразований могло бы означать превращение России в страну свободной рыночной экономики, готовую к вызовам XXI века - включению в глобальный рынок, построению информационного общества, созданию электронного правительства, выработке новой экономики, основанной на знаниях.

Несмотря на неплохие темпы роста по отношению к ВВП (1,16%), отечественный сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в 2002 г., в соответствии с данными UBS Warburg, по этому показателю более чем в четыре раза уступал странам Северной Америки и более чем вдвое - Западной Европе и был сопоставим со странами Латинской Америки. Предкризисный уровень 1997 г. российский рынок ИКТ смог достичь и, по-видимому, несколько превысить лишь в 2002-м (см. табл. 1).

Табл. 1. Объем рынка ИКТ в России (млрд. долл.)

* Прогноз.                                            Источник: Morgan Stanley, по

                                                  данным UBS Warburg на май 2002 г.

Важным фактором ускорения роста сектора ИКТ должны стать меры государственной политики в области информатизации общества, сформулированные в федеральной целевой программе (ФЦП) “Электронная Россия” на 2002-2010 гг. [2], предусматривающей, в частности, увеличение объема сектора ИКТ к 2010 г. до 10 млрд. долл. и выше. Наблюдается постепенный рост доли ИКТ в бюджете страны (см. рис. 1). Интересно, что весь бюджет России сопоставим с бюджетом федеральных органов власти США на информатизацию (48 млрд. долл.).

Рис. 1. Динамика роста бюджета РФ и доли ИКТ в нем

                                    Источник: Д.А. Пильдес.

Где “зарыта” информатизация

Если судить по прессе, то может сложиться впечатление, что в России информатизация сосредоточена только в рамках ФЦП “Электронная Россия”. Это, конечно, глубокое заблуждение. Увы, в стране нет госстатистики, которая отражала бы состояние индустрии и рынка, уровень потребления и установленную базу ИКТ в различных секторах народного хозяйства. Такого рода информацию до 2002 г. заинтересованные россияне черпали из глобальных обзоров, подготавливаемых Европейской обсерваторией информационных технологий (www.eito.com), но в прошлом году что-то не сложилось и очередной обзор вышел без показателей по России. Откуда госучреждения России, ответственные за политику развития ИКТ в стране, брали в ушедшем году абсолютные цифры состояния ИКТ, строя на их основе прогнозы развития аж до 2005 г., остается большой загадкой. Впрочем, они старались и не называть абсолютные цифры, а лишь указывали на относительный рост числа установленных ПК, пользователей Интернета и других данных по сравнению с 2000-м. Заметим, что на сайте электронного посланника Великобритании такого рода прогнозы даются только на основе предполагаемого распределения абсолютных доходов населения и бизнеса и уровня абсолютной стоимости средств и услуг обработки и передачи данных. Интересно также и то, что в недавно принятом “Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности” (ОКВЭД, www.gks.ru/scripts/free/1c.exe?XXXX66R.1) такой области, как информатизация, нет и в помине, но зато есть, например, “деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий” (код 72), включающая:

- консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники;

- разработку программного обеспечения и консультирование в этой области;

- обработку данных;

- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

- техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;

- прочую деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Возможно, так случилось потому, что в соответствии с федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” информатизация - это не экономическая деятельность, а таинственный “организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов”. Видимо, именно поэтому невозможно обнаружить затраты на информатизацию в бюджетах большинства российских ведомств.

Информатизация в бюджете страны

Можно много раз повторять “сахар”, но во рту от этого сладко не станет. Точно так же, сколько бы мы ни говорили о своей приверженности информатизации, до тех пор, пока эта сфера народного хозяйства не найдет правильного и прозрачного отражения в бюджете страны (в его экономической, функциональной и ведомственной классификациях в первую очередь), пока не будет создана и отработана четкая и прозрачная процедура его формирования, пока не будет построена система казначейского контроля расходов на ИКТ, информатизация госсектора и социальной сферы так и будет идти по пути островного развития в противовес системному, имея семь нянек вместо одной.

Исследование бюджетного процесса формирования расходов на информатизацию госорганов России, проведенное в 2002 г. Государственным университетом - Высшей школой экономики (ГУВШЭ; www.hse.ru), позволило его авторам сделать следующие удручающие выводы [3, 4].

- Существующая система бюджетного планирования расходов на ИКТ не обеспечивает эффективной координации этих расходов, чем и вызвано отсутствие:

- сформулированной стратегии информатизации (приоритетов расходования средств на ИКТ, программы развития и интеграции ведомственных информационных систем и ресурсов);

- разработанной системы формализованных критериев и индикаторов эффективности бюджетных расходов на ИКТ, методологии анализа издержек и выгод;

- единых требований по процедурам реализации проектов в области ИКТ;

- эффективной координации госзакупок с целью оптимизации затрат.

- Одной из основных причин такой нескоординированности является несоответствие между достаточными объемами полномочий в области расходов на ИКТ, сосредоточенных у Минфина РФ и Минэкономразвития РФ, и отсутствием у них ответственности за эффективность указанных расходов. В то же время Минсвязи РФ, на которое в соответствии с положением о министерстве возложена эта ответственность, на практике подобных полномочий лишено. При этом существующие органы межведомственной координации (Государственная комиссия по информатизации, Межведомственная комиссия по программам, содержащим задания по разработке и использованию ИКТ), не обладая реальными полномочиями, способны лишь содействовать Минфину РФ и Минэкономразвитию РФ в работе по координации финансирования ИКТ-проектов, в том числе через создание дополнительных стимулов в этой области.

Прочитав эти выводы, начинаешь понимать безысходность, которую испытывают работники Минсвязи России и подведомственных ему организаций, и здесь без обширной цитаты, проясняющей вопрос, не обойтись [5]:

“Законы работают тогда, когда органы государственной власти опираются на их положения при проведении своей политики развития народного хозяйства страны. Мы рассмотрим, как органы власти используют основные положения Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” (принят 20 февраля 1995 г.) для координации процессов информатизации общества.

Этот закон обязывает государство в своей политике в сфере информатизации обеспечить “создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов” (статья 3). Для реализации основополагающих положений этого базового закона в нем установлено, что деятельность органов государственной власти по формированию федеральных информационных ресурсов финансируется из федерального бюджета по статье расходов “Информатика” (“Информационное обеспечение”) (статья 7). По той же статье расходов закон обязывает финансировать разработку и эксплуатацию федеральных информационных систем (статья 16).

Более действенного рычага для координации процессов информатизации со стороны Правительства представить невозможно, но оно этим рычагом в полной мере не воспользовалось. Этим и объясняется малая эффективность деятельности Правительства в сфере информатизации с момента принятия закона вплоть до принятия в январе 2002 г. ФЦП “Электронная Россия (2002-2010 гг.)”. Однако и разрабатывая в 2001 г. федеральную целевую программу “Электронная Россия (2002-2010 гг.)”, Правительство РФ не вспомнило о том, что расходы на эту программу, согласно закону, следует относить на статью “Информатика” (“Информационное обеспечение”).

В бюджете на 2002 г. по статье расходов “Информационное обеспечение” запланировано истратить 2,1 млн. руб. в разделе Министерства РФ по связи и информатизации. В предыдущие годы в государственном бюджете на эту статью выделялись еще меньшие суммы. В то же время по другим статьям расходов во многих разделах государственного бюджета на 2002 и другие предшествующие годы на разработку и эксплуатацию средств информатизации предусмотрены средства, на три порядка превышающие указанную сумму.

Расходы на ФЦП “Электронная Россия 2002-2010 гг.” в 2002 г. были предусмотрены в бюджетах шести ведомств на общую сумму 598,5 млн. руб., в том числе по ведомствам:

1. Минсвязи России - 189 млн. руб. (43 млн. руб. по статье “другие НИОКР”, 56 млн. руб. по статье “строительство”, 90 млн. руб. по статье “связь”);

2. Минэкономразвития России - 175,5 млн. руб. (86 млн. руб. по статье “строительство”, 80 млн. руб. по статье “связь, прочие расходы”, 9,5 млн. руб. по статье “другие НИОКР”);

3. Минпромнауки России - 19,5 млн. руб. (9,5 млн. руб. по статье “другие НИОКР”, 10 млн. руб. по статье “связь”);

4. РАСУ - 14,5 млн. руб. (9,5 млн. руб. по статье “другие НИОКР”, 5 млн. руб. по статье “связь”);

5. Российское авиационно-космическое агентство - 9,5 млн. руб. по статье “связь”;

6. ФАПСИ - 5 млн. руб. по статье “связь”.

Необходимо отметить, что в государственном бюджете 2002 г. предусмотрены средства на создание и эксплуатацию информационных систем вне указанной федеральной целевой программы на общую сумму 3 690 064,4 тыс. руб., в том числе по ведомствам:

- Министерство образования России - на ФЦП “Развитие единой образовательно-информационной среды 2001-2005 гг.” - 49 млн. руб. по статье “другие НИОКР” и 1920 млн. руб. по статье “прочие расходы”;

- Федеральная служба земельного кадастра - 97,950 млн. руб. на создание автоматизированной системы ведения земельного кадастра и учета недвижимости (по статье “строительство”) и 720,783 млн. руб. на ведение кадастра (по статье “сельское хозяйство”);

- Министерство имущественных отношений России - 68 млн. руб. на создание той же автоматизированной системы (по статье “другие НИОКР”) и 589,732 млн. руб. на информационное обеспечение управления недвижимостью (по статье “земельные ресурсы”);

- Минпромнауки России - на создание компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и образования 185 млн. руб. (по статье “НИОКР”) и 60 млн. руб. на развитие новых направлений элементной базы информационных технологий (по статье “другие НИОКР”).

Расходы на информатизацию других ведомств ни в государственном бюджете РФ, ни в других официальных документах Правительства РФ обнаружить не удается. Такие информационно-ориентированные ведомства, как Министерство культуры, Министерство здравоохранения, Министерство финансов, Госстандарт, Госкомстат, Федеральная архивная служба, Роспатент и другие, финансируют свою деятельность в сфере создания и эксплуатации информационных систем и государственных информационных ресурсов в неизвестном никому объеме по другим статьям бюджета.

Выполнение Департаментом информатизации Минсвязи России функций координации усилий органов власти всех уровней в деле информатизации страны путем размазывания по необъятной проблеме указанной выше смехотворной суммы в 2,1 млн. руб. - нереально.

Таким образом, федеральные органы государственной власти не выполняют положений базового закона в части координации своих усилий в деле информатизации страны. Никакие новые законы не в состоянии изменить создавшегося положения при отсутствии на то твердой воли и решительных действий Правительства Российской Федерации”.

К перечисленным местам “сокрытия” информатизации можно добавить федеральные целевые программы. В табл. 2 (www.programs-gov.ru) приведены только те из них, в которых в явном виде есть “намеки” на информационно-коммуникационные технологии.

Табл. 2. Федеральные целевые программы, выполнявшиеся в 2002 г. и

полностью или частично относящиеся к внедрению и разработке ИКТ

Не следует забывать о заграничных донорах, способствующих внедрению ИКТ в госорганах. Среди проектов, финансируемых из таких источников, можно, например, назвать следующие:

- проект TACIS, направленный на содействие Минэкономразвития в области э-правительства и создание Web-сайта экономического блока министерств (www.tacis-medt.ru/gover.htm);

- проект USAID по созданию центра компетенции в области э-правительства при Американской торговой палате в России (www.e-govcompetence.ru);

- проект фонда Евразия “Система мониторинга для электронного правительства” (http://www.processconsulting.ru/project/index.html);

- проект фонда Евразия “Методические материалы по курсу “Методология и практические рекомендации по построению автоматизированных систем трансформирующихся государственных предприятий” (www.fostas.ru).

Ну и, конечно, следует упомянуть кредиты, предоставляемые на возвратной основе с целью информатизации, скажем, Министерства по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета. Здесь счет идет на сотни миллионов долларов.

Из приведенных фактов видно, что информатизация может быть заложена в бюджетах ведомств (в явном и неявном виде), в федеральных целевых программах, в проектах по грантам и в возвратных кредитах. Пока еще никто не собрал воедино все сведения о размере инвестиций в информатизацию госорганов России. А Минсвязи тем временем, учитывая неопределенность своих полномочий, перешло на заключение двухсторонних договоров с регионами. Сейчас действуют договора на информатизацию Московской области и Республики Чувашия.

Законодательное обеспечение информатизации

В практике информатизации бизнеса уже стало общим местом проведение реинжиниринга бизнес-процессов, за которым следует проектирование, развертывание, ввод в эксплуатацию соответствующих информационных систем и ресурсов. Иногда за реинжинирингом, причем зачастую параллельно с созданием или модернизацией информационной системы (ресурса), следует реорганизация бизнеса (создание новой оргструктуры, перемещение и переобучение сотрудников и т. д.). Но в административных системах организационные перестройки и трансформации могут инициироваться только по команде, и такая команда обычно подается в виде законов о реформе государственной службы и административной реформе. Первая из них касается персонала госслужбы [6], а вторая - собственно набора административных процессов и регламентов (www.sovetnikpresidenta.ru/800x600/searchframe.htm), т. е. того, что называется правительственной машиной (government machine). Именно с такими реформами обычно и связывают перестройку традиционных правительств и их превращение в правительства электронные (э-правительства, e-government) [7, с. 11-88].

Реформа государственной службы, равно как и административная реформа, о чем мечтали реформаторы последней генерации, все же состоится, а значит, откроется путь к построению в России электронного правительства. Окончательно это стало ясно в конце года, после того как 21 ноября 2002-го Президент Путин внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект “О системе государственной службы в Российской Федерации”. Кроме того, глава государства 19 ноября 2002 г. подписал Указ № 1336 “О федеральной программе «Реформирование государственной службы в Российской Федерации (2003-2005 г.)»”, а 25 декабря - план административной реформы, предложенный премьером М. Касьяновым и подлежащий реализации в 2004 г.

Значение этих документов трудно переоценить. Из-за их отсутствия федеральные чиновники в свое время подошли к вопросу весьма творчески, почему-то решив, что создание электронного правительства в России заключается в “вебизации” госорганов всей страны, а кое-кто определил правительственный портал системообразующим компонентом э-правительства, хотя он есть не более чем одна из возможных точек доступа к нему наряду с телефоном, факсом, электронной почтой и т. д. Вся интеллектуальная мощь э-правительств заключается в системах, установленных в их “бэк-офисах”, а не во “фронт-эндах”!

Очень порадовал выход Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 934 “О Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности”. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии будет осуществлять Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Хотелось бы надеяться, что правительство начнет блюсти права на интеллектуальную собственность в первую очередь в подведомственных структурах и будет подавать пример в этом деле всему обществу. Многие компании, разрабатывающие и поставляющие программное обеспечение, поняли сигнал правительства и сразу ввели в штат юристов для взаимодействия с этой комиссией в целях защиты своих прав. Например, известный борец с нарушениями прав поставщиков программного обеспечения, соавтор различных законодательных инициатив по регулированию российского сегмента сети Интернет, юрист Михаил Якушев с 13 января 2003 г. приступил к работе в Российском представительстве Microsoft.

26 декабря 2002 г. Правительство России в целом одобрило проект постановления “О доступе граждан к информации об органах государственной власти и местного самоуправления”. Окончательный текст постановления поручено подготовить Минэкономразвития и представить его 17 января 2003 г. Значение этого документа трудно переоценить, его принятие сделает исполнительную власть более открытой и подотчетной гражданам (ой!).

В начале нового года Президентом был подписан Закон РФ от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ “О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»”. ГАС “Выборы” - самая любимая у властей федеральная автоматизированная информационная система, и закон регламентирует ее “использование при подготовке и проведении выборов и референдума, что является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме”. В контурах ГАС “Выборы” явственно проступают элементы так называемой электронной демократии, в рамках которой только и стала технологически возможной реализация замысла известного кремлевского мечтателя об участии каждой кухарки в управлении государством.

Как видно из вышесказанного, в конце 2002-го, несмотря за зимнюю стужу, пролился живительный виртуальный дождь законов и постановлений, ускоряющих рост электронной России. Мы замалчиваем судьбу Закона “О связи”, поскольку это отдельная новелла, требующая специального изложения.

Россия электронная, год первый

Хотя выше было показано, что финансовые объемы ФЦП “Электронная Россия” не идут ни в какое сравнение с затратами ведомств на собственную информатизацию, программа получила отзвук по всей стране, поскольку все же явно ориентирована на граждан, бизнес, учебные заведения. В ходе первого этапа выполнения программы, охватившего весь 2002 г., планировалось сформировать систему мониторинга ИКТ (www.e-rus.org), в том числе:

- мировых тенденций развития ИКТ и их социально-экономических приложений;

- уровня распространения информационных технологий в стране;

- эффективности бюджетных расходов в сфере информатизации;

- эффективности использования информационных технологий, информационных ресурсов в органах государственной власти и бюджетном секторе экономики, их технической и телекоммуникационной обеспеченности;

- эффективности действующей нормативно-правовой базы в области регулирования рынка ИКТ и вопросов социально-экономических приложений ИКТ.

Перечисленные области по поручению Минэкономразвития были глубоко исследованы учеными ГУ-ВШЭ и фонда “Новая экономика”; соответствующие отчеты подверглись экспертизе независимых специалистов и были обсуждены профессиональной общественностью на специальных семинарах. Сформированы конкретные предложения исполнительной и законодательной власти по радикальной перестройке дела информатизации госсектора.

Другой задачей первого этапа была реализация пилотных проектов по переходу к электронному документообороту в государственных и муниципальных органах власти, по развитию инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, интегрированной инфраструктуры поддержки рынка товаров (услуг) и электронной торговли, а также проекты по модернизации системы профессионального образования в области создания и использования ИКТ. Необходимо провести подготовительную работу, после чего начать пилотные проекты по комплексному подключению к телекоммуникационным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям. А это уже епархия Минсвязи России.

23 декабря 2002 г. в пресс-центре ФЦП “Электронная Россия” министр Российской Федерации по связи и информатизации Леонид Рейман успешно отчитался перед общественностью о ходе выполнения Федеральной программы, об основных итогах первого года ее реализации (http://light.minsvyaz.ru). Из искры ФЦП “Электронная Россия”, вспыхнувшей в федеральном центре, разгорелось пламя развития инфокоммуникационных технологий в регионах страны. По мнению министра, ФЦП стала частью национальной стратегии перехода к ускоренному экономическому развитию страны. При этом он привел следующие основные результаты.

Реализован комплекс научно-исследовательских работ и пилотных проектов, заложивший прочные основы для дальнейшего эффективного выполнения программы.

Минсвязи и Минздрав России создали Межведомственный координационный совет по телемедицине; разработана концепция оказания телемедицинских услуг, обобщены региональные инициативы в этой области.

Совместно с Федеральной пограничной службой России начато создание автоматизированной системы “Граница” по таможенному контролю за перемещениями граждан, грузов и транспортных средств.

В сотрудничестве с Минатомом и Госатомнадзором России начаты работы по налаживанию системы мониторинга радиационно опасных объектов.

Специалисты Минсвязи и Министерства по налогам и сборам России приступили к работе по упрощению процедуры декларирования налогов и ее переводу на электронную форму отчетности.

Продолжены работы по созданию систем информационно-маркетинговых центров и государственных закупок, построению автоматизированной системы Государственного регистра населения, подключению средних учебных заведений к Интернету.

Активизировано проведение мероприятий ФЦП “Электронная Россия” в субъектах Российской Федерации. Минэкономразвития провело конкурс заявок региональных органов власти на выполнение ИТ-проектов, в ноябре 2002 г. в различных номинациях определены победители. Победившие регионы (республики Бурятия, Чувашия, Якутия, Тульская, Нижегородская, Челябинская, Астраханская, Ярославская области, Алтайский и Красноярский края, город Новосибирск) были назначены на роль опорных зон по реализации мероприятий ФЦП “Электронная Россия” в 2003 г.

В тесном взаимодействии с региональными органами власти продолжена работа по созданию Всероссийской сети детских компьютерных лагерей (ДКЛ). Она базируется на существующих в России оздоровительных учреждениях.

В 2003 г. продолжится реализация проектов по созданию типовых порталов органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, типовой системы электронных закупок для органов власти на региональном и муниципальном уровне. Будет организована сеть пунктов общественного доступа в Интернет и продолжится подключение региональных СМИ к открытым информационным системам.

ФЦП “Электронная Россия” остается в ряду финансируемых федеральных целевых программ, на 2003-2004 гг. планируется ее второй этап. В 2003 г. на реализацию программы из средств федерального бюджета (Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ) выделено 1430 млн. руб. против 600 млн. руб. в 2002-м. Более 30% этих средств предполагается направить на подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям и создание пунктов коллективного доступа в Интернет. Но, конечно, наряду с “Электронной Россией” будут выполняться и другие федеральные ИТ-программы. В бюджет 2003 г. заложены, например:

- 64,9 млн. руб. на развитие автоматизированной информационной системы Минфина (АИС “Финансы”);

- 198 млн. руб. на федеральную целевую программу “Развитие налоговых органов на 2002-2004 годы”;

- 7,2 млн. руб. на выпуск и распространение бюллетеней и создание сайта Счетной палаты;

- 231,7 млн. руб. на реализацию целевой программы “Реформирование государственной службы Российской Федерации”.

Рис. 2. Система федеральных органов власти

Примечание: МВК - межведомственная комиссия                          Источник: www.e-rus.org.

Увеличение объемов финансирования, хотя сам этот объем и составляет всего 10-15% от заложенных в изначальный проект ФЦП “Электронной России”, обостряет вопрос о создании системы управления программой. Что, собственно, справедливо и для других программ информатизации. Как было сказано выше, существующие органы межведомственной координации информатизации (см. рис. 2), не обладая реальными полномочиями, способны лишь содействовать Минфину РФ и Минэкономразвития РФ в эффективной координации финансирования ИКТ-проектов. Как говорят в народе, кто платит деньги, тот заказывает музыку. Сейчас Минэкономразвития приступило к разработке системы управления федеральными целевыми программами, но никто не мешает Минсвязи создать собственную систему управления ФЦП “Электронная Россия” (АС-ЭР), что оно как будто и делает (erussia.minsvyaz.ru/text/prt.html). Предполагается, что АС-ЭР будет комплексом технологических, программных, информационных, технических и организационных средств для автоматизации следующих процессов:

- мониторинга реализации ФЦП “Электронная Россия”;

- управления финансированием;

- управления проведением конкурсов;

- координации действий ведомств, ответственных за реализацию ФЦП;

- анализа, формирования отчетов о выполнении программы, оценки эффективности;

- поддержки процесса принятия решений по реализации ФЦП;

- освещения состояния дел по реализации ФЦП через портал.

Заключение

В 2002 г. ФЦП “Электронная Россия” попала в фокус внимания российской общественности и тем самым оживила интерес к информатизации в целом и в регионах особенно. Этому способствовала и соответствующая пропагандистская кампания, финансирование которой было очень грамотно заложено в саму программу. В конце 2002 г. появился неплохой сайт (www.e-russia.ru).

Программа одновременно способствовала формированию интереса к информатизации в самом Минсвязи России, с 1999 г. (после решения “проблемы 2000”, тоже своего рода целевой программы) практически потерявшем контроль над этой деятельностью. Министр Л. Рейман создал при себе экспертный совет по ИТ из руководителей крупнейших ИТ-компаний, работающих на российском рынке. Ответственность за вопросы информатизации, включая и ФЦП “Электронная Россия”, была возложена на первого заместителя министра А. Короткова. Информатизация регионов из сферы ответственности отраслевого института (ВНИИПВТИ, www.pvti.ru) отошла ко вновь созданному при ГКИ Совету по проблемам региональной информатизации. В структуре министерства появились Управление по координации ФЦП и Дирекция ФЦП; последняя, похоже, станет самостоятельным ФГУПом с филиалами в федеральных округах. Однако в целом получилась довольно громоздкая структура управления, которая, конечно, должна быть пересмотрена в ходе административной реформы.

ФЦП высветила острейшую необходимость начать планомерный процесс, призванный усовершенствовать бюджетирование, казначейский контроль и методологию информатизации госсектора страны, а также обеспечить создание системы управления федеральными целевыми программами. Предложения на эту тему сформулированы, теперь нужна только политическая воля для их воплощения в жизнь.

Можно сказать, что подключение Минэкономразвития и его мозгового центра ГУ-ВШЭ к исследованию и решению законодательных, экономических, финансовых и методологических вопросов информатизации способствовало созданию здоровой конкуренции между министерствами экономического развития и связи, расшевелило и улучшило деятельность Минсвязи РФ по линии информатизации. Там появились, в частности, молодые руководители уровня заместителя министра и начальников управлений и департаментов, выходцы из ИКТ-бизнеса с “незамыленным” взглядом, полные энергии и желания реализовать весь потенциал России в области ИКТ.

Думается, что информатизация России получила бы второе дыхание, если бы к ней подключились первые лица российского государства. Опыт США, Великобритании, ЕС показывает благотворность участия первых лиц в построении электронных правительств. Например, 17 декабря 1999 г. тогдашний Президент США Б. Клинтон опубликовал два меморандума: “Электронное правительство” и “Использование информационных технологий для совершенствования нашего общества”. С выходом этих меморандумов начались в США масштабные работы по перестройке и информатизации управления в государстве и его переориентации на нужды граждан. 17 декабря 2002 г. нынешний Президент США Д. Буш подписал “Закон об электронном правительстве” (www.whitehouse.gov/news/releases/2002/12/20021217-5.html). На ближайшие 5 лет предполагается выделить 100 млн. долл. для финансирования соответствующих работ. В Администратировно-бюджетном управлении (ОМВ) Исполнительного управления президента будет образовано Управление электронного правительства, которое возглавит Федеральный управляющий по информационным технологиям (Federal CIO). Легитимным становится Межведомственный совет управляющих по информационным технологиям (CIO Counsel). Первые 20 млн. долл. на электронное правительство включены в проект бюджета 2002 года. Эти деньги пойдут на организацию межведомственных связей и на поддержание инициатив различных федеральных органов управления по созданию единой интерактивной системы правительственной информации.

Автор Владимир Дрожжинов - сотрудник Центра компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России.

Литература

1. Ясин Евгений. Рост и развитие российской экономики. - www.liberal.ru/sitan.asp?Num=302.

2. ФЦП “Электронная Россия”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. - www.e-rus.org.

3. Шадрин А. Е. Проблемы стимулирования развития информационно-коммуникационных технологий. Препринт WP 5/2002/05. - М., ГУ-ВЩЭ, 2002. - 48 с. - www.neweco.ru/docs/conference/shadrin.pdf.

4. Проведение анализа эффективности бюджетных расходов, выделяемых на использование ИКТ. Отчет о научно-исследовательской работе. - М., ГУ-ВШЭ, 2002. - 124 с.

5. Конявский В. А. О разработке основных концептуальных положений формирования открытых государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним субъектов информационного обмена в Российской Федерации (в том числе граждан Российской Федерации) и международного информационного обмена. Доклад директора ВНИИПВТИ при Минсвязи России на заседании Государственной Комиссии по информатизации по п. 4 повестки дня, 2 декабря 2002 г. - www.vniipvti.ru/isl/ogir_1.htm.

6. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. Изд. 2-е. - М.: Дело, 2000. - 440 с.

7. Дрожжинов В. И. Электронное правительство. В кн.: Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт: Центр компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России. М.: Эко-Трендз, 2002. - www.cnews.ru/books.shtmc.

Версия для печати