РЫНОК ПО

В конце прошлого года Market-Visio представила в Москве результаты проведенного ею исследования “Сотрудничество российских и финских компаний в области офшорного программирования: имеющийся опыт и открывающиеся возможности”. Работа была выполнена нынешней осенью по заказу Министерства торговли и промышленности Финляндии. Вполне естественно, что она была поручена Market-Visio, - эта фирма специализируется на предоставлении исследовательских и аналитических услуг в области информационных технологий и телекоммуникаций на территории стран Северной Европы, Балтии и России.

Региональный директор Market-Visio Oy в странах Балтии и в России Олави Филпула сообщил, что, по данным за 2001 г., в Финляндии разработкой ПО занимается около 900 фирм с общим числом персонала 10 тыс. человек и оборотом примерно 900 млн. евро, из которых 400 тыс. приходится на экспорт *1. Данный сегмент рынка быстро вырос за последние годы, хотя темпы роста оказались ниже предполагаемых. Сейчас в его развитии наблюдаются две проблемы: первая связана с общим экономическим кризисом, усилением конкуренции и необходимостью сокращения издержек, в том числе за счет сворачивания ИТ-разработок. Но парадоксально, что при этом видна вторая проблема - ощущается нехватка квалифицированного персонала. Именно по этим двум причинам финские компании начинают активнее использовать модель аутсорсинга и искать новых партнеров за рубежом.

_____

*1. Этот объем в целом соизмерим с характеристиками российского рынка ПО, а по величине экспорта больше почти в три раза. Мы много говорим о конкуренции на мировом рынке с Индией и Китаем, но было бы лучше ставить более реальные задачи и догнать хотя бы небольшие европейские страны. (Например, Норвегию, у которой годовой объем ИТ-индустрии превышает 12 млрд. долл. - Прим. ред.)

Данная ситуация стала основной причиной проведения представленного исследования, тем более что, как отметил г-н Филпула, для подавляющего числа представителей финской ИТ-индустрии Россия является “терра инкогнито”.

Трудно сказать, в какой мере результатами работы остались довольны ее заказчики из финского правительства, но несмотря на обилие данных, представленных в докладе генерального директора Market-Visio/Россия Сергея Македонского, мне ценность исследования показалась не очень значительной. К сожалению, собранная статистика о российских и финских компаниях почти никак не раскрывает основную задачу, поставленную в названии, - об “имеющемся опыте и открывающихся возможностях” сотрудничества.

Например, отсутствуют данные об объеме российско-финского сотрудничества в денежном или каком-то еще выражении, без чего вообще трудно понять значимость для наших стран подобного взаимодействия. Уже потом, в кулуарных беседах, выяснилось, что эта величина крайне незначительна и составляет не более 1 млн. долл. по самым оптимистичным оценкам. Но тем более было бы интересно узнать о причинах такой ситуации (все же ближайший и традиционно дружественный нам сосед) и о том, какие усилия нужно предпринять для ее исправления. К сожалению, эти вопросы в исследовании вообще не затронуты. Неудивительно, что в отчете были сформулированы следующие довольно общие рекомендации финским компаниям:

- тем, кто ищет дополнительные ресурсы и хочет сэкономить средства, стоит рассмотреть варианты сотрудничества с небольшими российскими компаниями (последние лучше готовы к такой работе и смогут сделать ее дешевле);

- тем, кто хочет выйти на новые рынки и выполнять более значительные проекты, стоит обращаться к большим компаниям в Москве и Санкт-Петербурге.

Отвечая на вопросы по поводу глубины проведенного исследования, г-н Филпула справедливо отметил, что познание неизвестного можно начинать с малого, а потом постепенно расширять. Хотелось бы надеяться, что наше сотрудничество с северным соседом в области ИТ будет расширяться и соответственно более детально изучаться.

Версия для печати