РЕЦЕНЗИИ

Консалтинг в Российской Федерации. М.: ООО “Юниправэкс”, 2002. - 148 с.

Всем нам в своей частной жизни или на работе приходится делать какие-то вещи лишь изредка либо впервые сталкиваться с той или иной ситуацией. Вряд ли в таких случаях нужно осваивать новую профессию, ведь где-то должны быть консультанты. Вопрос в том, как их найти. Помочь в этом призван бизнес-каталог “Консалтинг в Российской Федерации - 2003”.

Это издание продолжает серию каталогов такого рода, выпускаемых компанией “Юниправэкс” на протяжении двух последних лет и охватывающих широкий спектр бизнес-услуг, в частности аудит предприятий и оценку их активов, рекрутмент, маркетинг, коучинг и др. Любопытно отметить, что сегодня в России из общего объема бизнес-услуг лишь около 10% приходится на консалтинг, а вот оценка и аудит в сумме дают более 80% доходов. Каждый раздел каталога содержит информацию о компаниях, работающих в данном сегменте рынка. Наряду с “анкетными данными” (контактная информация, адрес сайта, организационно-правовой статус, имена руководителей, учредители и т. д.) здесь есть и очень интересные сведения о наборе предлагаемых услуг, квалификации специалистов, обслуживаемых отраслях и территориях, а также о конкретных заказчиках и выполненных для них проектах.

Все это, казалось бы, дает прекрасную возможность сделать осознанный выбор тех консультантов, с которыми в дальнейшем можно было бы вести более детальные переговоры. Но, как выясняется, выбор этот изначально ограничен. Почему, например, компания IBS в каталог включена, а не менее известная “Юникон/МС Консультационная группа” в нем отсутствует? Издатель не собирается делать из этого секрета и в своем предисловии пишет: “В отличие от предыдущих выпусков, где упор делался на полный охват рынка, в настоящем томе опубликована выборочная информация о компаниях, наиболее активно участвующих в экономическом процессе. Список игроков рынка ограничен только теми компаниями, которые являются участниками бизнес-программ «Юниправэкс»”. Почему произошли столь странные перемены, для читателя остается загадкой. А ведь рецензируемое издание имеет статус официального ежегодного бизнес-каталога.

Есть еще одна категория читателей, которым каталог даже в его нынешнем виде будет крайне интересен: это сами игроки данного рынка и фирмы, занимающиеся его исследованиями. Каждому разделу предпослан аналитический обзор, содержащий массу полезных сведений и статистических данных. Пользуясь ими, можно делать определенные выводы о наиболее активных отраслях, самых востребованных услугах и о тех областях, где спрос удовлетворен еще не в полной мере.

Каталог содержит разделы, посвященные собственно бизнес-консалтингу, рекрутменту, коучингу, муниципальному консалтингу, а также сведения о всех торгово-промышленных палатах России. Первый раздел - самый большой, и, кроме того, он структурирован по федеральным округам. Удивительный факт: больше всего консалтинговых компаний в Приволжском федеральном округе (25%), а в Центральном (куда входит и Москва) их лишь 15%. Если же читатель, как сначала и я, поймал себя на том, что не знает ничего о коучинге, поясню, что это некая форма индивидуального тренинга для высших руководителей, напоминающая репетиторство. Она применяется для быстрого вхождения в предметную область и востребована не только топ-менеджерами из сферы бизнеса, но и политиками.

Издания такого рода должны иметь хорошо продуманную структуру и содержать удобные средства поиска. Конечно, мы уже избалованы электронными справочниками и базами данных: требовать такого же удобства от бумажного издания было бы наивно, но элементарных промахов следовало бы избегать. На титульной странице, к примеру, кроме уже упомянутых разделов перечислены отсутствующие в каталоге ИТ-консалтинг, социально-управленческий, экологический, юридический и кадровый консалтинг. В оглавлении же указаны именно те разделы, которые действительно есть в книге, но не упоминается муниципальный консалтинг (сам раздел присутствует).

Думается, рано или поздно подобные справочники неминуемо станут электронными и будут оснащены самыми современными поисковыми средствами: ведь трудно заранее сказать, по каким признакам заказчик собирается искать себе консультантов. Все они такие разные, не говоря уже о предоставляемых ими услугах. Ну не чудо ли - краснодарская Межрегиональная палата по взаимному погашению долговых обязательств, частная организация, учрежденная физическими лицами и занимающаяся консалтингом и торговлей арестованным имуществом, которая в прошлом году выполняла проекты по “содействию краевой налоговой инспекции в организации взаимодействия со службами судебных приставов-исполнителей” и использовала для этого “собственные ноу-хау в области комплексного обеспечения экономической безопасности”!

Версия для печати