Юбилейный “Норвеком” в поиске

В Санкт-Петербурге с 25 февраля по 1 марта проходила 10-я международная выставка систем связи и телекоммуникаций “Норвеком-2003” - крупнейший телекоммуникационный форум Северо-Запада, проводимый под эгидой Минсвязи РФ.

В этом году было заявлено четыре павильона, реально заполнилось три, но один - двухэтажный, т. е. идет за два. Этот павильон (четвертый) был как бы официальным: весь первый этаж занял “Северо-западный Телеком”, выступавший организатором выставки. На его стенде сообщили, что раньше компания называлась “Петербургская телефонная сеть” и ее возглавлял нынешний министр связи, а теперь стала холдингом, была переименована и объединила региональных операторов электросвязи. Как часто бывает с официальными затеями, огромный зал пустовал.

На втором этаже разместилась экспозиция сотового оператора “МегаФон” и его основного акционера “Телекоминвеста”. Позиции “МегаФона” в Петербурге сильны, как нигде: в январе 2003 г. он охватил 68,1% местных абонентов (26,2% приходилось на долю МТС). На выставке он заявлял о себе весьма агрессивно - диджейскими вертушками и громкой музыкой. Разговаривать было невозможно, да и не о чем.

В других павильонах бросалось в глаза обилие продавцов мобильных телефонов и аксессуаров к ним, хотя в Петербурге они и так на каждом углу и даже в метро. К местным прибилась еще и московская “Евросеть” - как раз в дни выставки она объявила о своем пришествии в северную столицу. На вопрос, что розничные продавцы делают на “Норвекоме”, следовали рассуждения об имиджевой репрезентации и о желании наладить горизонтальные связи в бизнесе. Однако объяснение, вероятно, надо искать в другом: телекоммуникации - одна из наиболее прибыльных отраслей городской экономики, а в структуре рынка услуг связи Петербурга мобильная связь составляет 63%, и ее доля растет.

Входные билеты на “Норвеком” стоили 100 рублей, что теоретически должно было отсечь праздных любителей рекламной халявы. Но только теоретически. Несмотря на дорогие для Питера билеты, в залах было полно подростков с воздушными шарами и шустрых пенсионеров из тех, что на любой выставке рекламную “раздатку” берут в двух экземплярах. Значит, был еще какой-то канал, кроме билетного, через который сочился народ.

Между тем именно для подростков и студентов впервые пришедший на “Норвеком” сотовый оператор МТС при участии компании i-Free затеял на своем стенде онлайновую java-игру. Это первая в России игра (разработанная SmartPhone Labs), позволяющая играть в команде через сотовую сеть по каналу GPRS. Она представляет собой стратегию в реальном времени с лабиринтами, войной, преследованием, стрельбой на поражение. Для игры необходим только мобильный телефон, поддерживающий среду работы приложений Java.

Еще один оператор мобильной связи - компания “Дельта Телеком” (3,9% абонентов Петербурга) демонстрировала возможности своей сети SkyLink стандарта CDMA-450, которых оказалось достаточно для качественного воспроизведения музыки. Посетители выбирали любые композиции на музыкальном сервере i-Music и прослушивали их через сотовую сеть SkyLink с помощью PDA, подключенного к телефону. Вскоре подобный сервис будет реализован непосредственно в мобильнике. Вместе с голосовой связью предлагается Интернет-доступ со скоростью до 153,6 кбит/с. Из примерно 6 тыс. абонентов SkyLink почти 70% пользуются передачей данных.

Кроме собственно выставочной части на “Норвекоме” четыре дня проходили семинары и презентации. Специалисты из разных компаний представляли свои продукты и делились опытом внедрения телекоммуникационных решений. Российские производители телефонных станций и коммуникационного оборудования демонстрировали свои разработки.

Было много отечественных поставщиков кабеля. Самарская кабельная компания, например, кабельный завод из города Кольчугина Владимирской области, а также несколько петербургских предприятий - “Севкабель-Оптик”, “Нева Кабель”. Показывали что всегда, пользовались успехом - у тех, кто понимает, конечно.

Из московских системных интеграторов были замечены “Диалог-Сети”, ICS (имеет представительство в Питере), “АргусСофт” (ограничивший свое присутствие департаментом микроэлектроники).

Надо отметить, что участники “Норвекома” не строили на своих стендах экзотических решений и не стремились поразить посетителя шкафами с оборудованием. Высказывались примерно такие соображения: зачем тащить железо, если есть сайт? Менеджер цепляет заказчика и отправляет на сайт. “Норвеком” показал, что Интернет стал реальным инструментом общения с клиентами.

Удалась выставка или нет, можно говорить, лишь сравнивая ее с предыдущей. Тогда в динамике становится понятен тренд и куда выставка идет - к расцвету или угасанию. По мнению постоянных участников, “Норвеком-2003” изменился по сравнению с прошлогодним. Само наличие изменений говорит о том, что его по крайней мере нельзя назвать сложившейся выставкой на стабильном рынке.

Изменения эти двойственны. На выставку пришли российские и региональные операторы сотовой связи, Интернет-провайдеры и телекомы, но ее покинули большие западные компании и многие крупные отечественные интеграторы. Стенды стали больше, но число участников не возросло. Да и посетителей было немного, особенно в день открытия. Возможно, сказались последствия прошедшего накануне мужского праздника, ставшего в этом году выходным.

Операторы мобильной связи, прежде автономно выставлявшиеся в четвертом павильоне, теперь заняли все и шумно соседствовали с тихими продавцами решений и респектабельными телекомами. Традиционный для “Норвекома” раздел “Электронные компоненты” не воспринимался как цельный выставочный блок, стенды расползлись по залам.

Складывается впечатление, что “Норвеком” расфокусировался - начали смешиваться слои посетителей и экспонентов, которые обычно на выставках соседствуют разве что случайно. А “Норвеком” делает подобные случайности просто фирменным стилем. Эмблемой такого подхода выглядело вот какое соседство. Рядом со стендом Alcatel широко расположился Alkotel - питерский торговец винтажными телефонными аппаратами и чехлами для мобильников. На вопрос, специально ли выбирали место, отечественный производитель аппаратов под старину скромно заметил: “Нет, само получилось”. Надеемся, что он слукавил. Потому что если об этом позаботились организаторы, то они явно недодумали, совмещая несовместимое. Такое соседство выглядит как концептуальная эклектика. Каждый стенд благороден в своей среде, но на “Норвекоме” эта “своя среда” не то что не была выстроена, но активно разрушалась. Она могла бы возникнуть при более вдумчивом подходе к выставке, но, вероятно, что-то помешало. Возможно, амбиции новых участников с их большими стендами и соответственно большими деньгами. Возможно, понадеялись на то, что все само получится как в прежние годы - ведь ядро постоянных участников выставки давно сложилось, они из года в год занимают одни и те же места. Такое постоянство надо бы укреплять и лелеять, а не подвергать испытаниям. А то ведь - уйдут.

Из больших западных производителей телекоммуникационного оборудования присутствовала только уже упомянутая компания Alcatel. Ей было одиноко - было слишком заметно отсутствие ее конкурентов. Не было ни Cisco, ни Nortel, ни Lucent, ни Avaya, ни 3Com. Читатель может сам продолжить ряд.

Однако на нишевых рынках продукция этих отсутствовавших компаний и близко не может конкурировать с функционально аналогичными изделиями российских предприятий, которые поставляют свои телефонные станции и маршрутизаторы в села центрального Черноземья или райцентры Сибири. И если спокойно взглянуть на “Норвеком” со стендов этих предприятий, если посмотреть на вещи с позиций Рязанского приборного завода или омского производственного объединения “Иртыш”, то все встает на свои места. Дети ходят с шарами - и хорошо, умные дети, техникой интересуются, подрастут, связистами станут. Музыка громкая играет - так ведь выставка, праздник же. Вот мужик из Твери нашими станциями интересуется - сейчас переговорим под музыку, визитками обменяемся, а там, глядишь, и договор на пуско-наладку спляшется.

В общем, если по-доброму посмотреть, то выходит достойная региональная выставка, к тому же не без пользы для ее участников. Только не надо портить ее международным статусом, глупости это.

Версия для печати