“Галактика” вступает в пору совершеннолетия

Да, именно шестнадцатилетию корпорации “Галактика” (www.galaktika.ru) была посвящена торжественная пресс-конференция с участием многочисленных партнеров и заказчиков, состоявшаяся в последний день зимы в Москве. Хотя подобным возрастом сегодня могут похвастать далеко не многие российские ИТ-компании, руководители “Галактики” историческим экскурсам предпочли разговор о стратегии на будущее.

Дмитрий Черных рассказывает

о стратегии “Галактики”

Начало отсчета обозначил президент корпорации Николай Красилов, представивший объявленные недавно (см. PC Week/RE, N 46/2002, с. 8) результаты деятельности “Галактики” в 2002 г. Хотя численный состав ее девяти филиалов остался практически неизменным (550 человек), годовой доход вырос на 27% и составил 13,6 млн. долл. Около 17% этой суммы корпорация инвестировала в собственные исследования и разработки. За минувший год к ней пришли 245 новых заказчиков. Линейка продуктов, включавшая систему комплексного управления предприятием “Галактика”, решение для управления финансовыми ресурсами “Галактика-Финансы” и поисково-аналитический инструмент “Галактика-Zoom”, пополнилась прикладной системой “Галактика-Производство”.

В условиях быстро меняющейся экономической ситуации для сохранения и улучшения своих позиций на рынке ИТ корпорации необходимо думать и о стратегии развития. По словам председателя совета директоров “Галактики” Дмитрия Черных, руководство готовит два варианта стратегии - открытый и закрытый. (Закрытый связан с тем, что конкуренты активно копируют методы работы корпорации на рынке.)

Г-н Черных отметил, в частности, кардинальное изменение в структуре доходов “Галактики” за последние несколько лет. Если раньше большая доля поступлений была связана с продажей лицензий, что позволяло вести большинство проектов собственными силами, то сегодня наблюдается столь же активный рост спроса на услуги консалтинга (в прошлом году продажи лицензий увеличились на 16%, а консалтинговых услуг - на 70%). Все труднее становится поиск квалифицированных внедренцев, и поэтому настоятельную необходимость приобретает перенос центра тяжести в работе с клиентами на партнеров.

Сегодня у “Галактики” более 200 региональных партнеров, 18 из них имеют статус авторизованных, а 12 - корпоративных. Растет доля доходов корпорации, обусловленная их деятельностью: если в 2001 г. она составляла 30%, то в 2002-м - уже 37%. В конце прошлого года им был предложен “Галактический партнерский пакет”, представляющий собой предварительно сконфигурированную систему в комплекте с необходимым сервисом. Пакет небесплатный, но, как полагают в “Галактике”, затраты будут с лихвой компенсированы снижением стоимости и сроков внедрения. Недавно введен новый партнерский статус “Официальный региональный представитель”, который подразумевает передачу соответствующей компании некоторых полномочий корпоративного уровня: в частности, такому представителю разрешается строить собственную партнерскую сеть в своем регионе.

Еще одна категория - партнеры-разработчики, пока таковыми являются лишь три компании. Возможно, вскоре их станет гораздо больше. В конце нынешнего года планируется выпустить новую версию “Галактика-Корпорация 8”. Благодаря трехуровневой архитектуре она будет более мощной и масштабируемой, но, пожалуй, не менее важно то, что в ней корпорация впервые делает шаг к открытости своего главного продукта. До этого он, хотя и допускал некоторую настройку, был не так называемым конструктором, а представлял собой готовое к применению решение. В какой мере и каким независимым разработчикам будет позволено создавать на платформе “Галактики” собственные приложения, пока не ясно.

Еще один пункт представленной стратегии - расширение спектра клиентов за счет более полного охвата малых и средних предприятий. Если раньше в сферу интересов “Галактики” входили проекты стоимостью от 50 тыс. долл. и выше, то теперь эту планку собираются опустить до уровня 20 тыс. долл. Проекты такого масштаба в силу их массовости могут быть выполнены только с помощью обширной партнерской сети. Здесь корпорация готова довольствоваться минимальной маржой, перекладывая все услуги по консалтингу и сопровождению (и соответствующие доходы) на местные фирмы. Впрочем, для выхода на столь массовый рынок “Галактика” ищет способы уменьшения стоимости владения и обслуживания своей учетно-управленческой системы.

Один из известных путей наращивания доходов - диверсификация деятельности. О ней также упомянул Дмитрий Черных, хотя в данном случае речь скорее идет о выходе на новые рынки: корпорация открыла офис в США, который занимается продвижением на американский рынок решений на основе продукта “Галактика-Zoom”. За последний год оборот этого подразделения вырос на 50%, но темпы могли бы быть и выше даже в условиях нынешней рецессии западной экономики: главное ограничение - дефицит квалифицированных специалистов.

На пресс-конференции лучшие клиенты корпорации были награждены памятными подарками. Большинство из них получило настоящие нарядно упакованные телескопы. Представитель “Мострансгаза” в этой связи пошутил, что прибор ему вручили, по-видимому, для того, чтобы можно было наблюдать за небольшой безымянной звездой, подаренной его предприятию в прошлом году. Хозяева же тактично посоветовали с помощью этого инструмента почаще смотреть в сторону “Галактики”.