В конце февраля корпорация SAP AG (www.sap.com/cis) обнародовала основные результаты своей деятельности в 2002-м финансовом году, который у нее совпадает с календарным. На состоявшейся в Москве пресс-конференции были также объявлены итоги работы отделения SAP в странах СНГ и Балтии.

Годовой доход SAP AG вырос всего на 1% и составил 7,4 млрд. евро, что в нынешних сложных экономических условиях расценивается руководством корпорации как успех (правда, первоначально планировалось 15%-ное увеличение). Чистая прибыль снизилась на 12%, но тем не менее составила вполне солидные 509 млн. евро. Сегодня компания может предложить своим клиентам 23 отраслевых решения, а ее продукты эксплуатируются на 19 300 предприятиях. Наибольший успех достигнут в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), где оборот вырос на 7% и достиг 4,1 млрд. евро.

Наталия Парменова - новое лицо в SAP CIS

На этом фоне показатели SAP CIS выглядят просто замечательно: годовой доход увеличился на 34% и составил в 2002 г. 65,32 млн. евро (см. диаграмму). Из этой суммы 35,17 млн. евро приходится на продажу лицензий (прирост 33%), 18,6 млн. евро - на консалтинг и обучение (прирост 20%) и 9,48 млн. евро - на сопровождение (прирост 80%). По-прежнему львиная доля продаж лицензий осуществляется в России (80%), за которой следуют Казахстан (9,4%), Украина (6,6%) и страны Балтии и Беларусь (4%). Поскольку лицензии заказчики покупают напрямую и только у SAP CIS, относительно низкий рост доходов от консалтинга может объясняться как задержками во внедрении, так и более активным участием в проектах консультантов фирм-партнеров. Скорее всего, верна вторая версия: об этом свидетельствует, в частности, существенный рост доходов от сопровождения (верный признак перехода систем в режим нормальной эксплуатации). По данным SAP CIS, сегодня в СНГ и Балтии инсталлировано 252 системы SAP, из них 183 находятся в стадии продуктивной эксплуатации. Только за 2002 г. в этом регионе у SAP появился 21 новый клиент; среди них - АЛРОСА, Западно-Сибирский металлургический комбинат, концерн “Силовые машины” и автозавод “Джи-Эм АвтоВАЗ”.

По словам генерального директора SAP CIS Алексея Шлыкова, из-за высокого спроса на решения SAP в данном регионе все больше ощущается нехватка квалифицированных консультантов, способных успешно вести проекты. В офисах SAP CIS число консультантов сознательно удерживается на постоянном уровне, с тем чтобы партнеры не чувствовали конкуренции со стороны вендора, обращаясь к нему за помощью только в исключительных случаях. Нормальным, по мнению г-на Шлыкова, было бы выполнение 80% работ консультантами партнера и 20% - сотрудниками офиса SAP. Но такому разделению труда препятствуют сложившиеся в наших странах пропорции: если в среднем в Европе на одного консультанта SAP приходится 10 консультантов в фирмах-партнерах, то у нас это соотношение в лучшем случае один к двум.

Доходы SAP в странах СНГ и Балтии

                                      Источник: SAP CIS.

Впрочем, г-н Шлыков указал на две категории проектов, в которых партнерам будут уготованы вторые роли, а основную нагрузку возьмут на себя специалисты SAP: это первые проекты в тех или иных отраслях в данной стране и те случаи, когда заказчик ставит жесткое условие: контракт будет заключен только непосредственно с SAP.

Недавно назначенная на должность директора по продажам SAP CIS Наталия Парменова сообщила об отраслевой политике компании в регионе СНГ и Балтии. Выделяются три группы отраслей, и для каждой из них ставятся свои задачи. Первая включает предприятия нефтегазовой и металлургической отраслей, транспорта и машиностроения, в которых у SAP традиционно сильные позиции. Во вторую входят энергетика и телекоммуникации, где дела у SAP не столь хороши, но могут быть быстро поправлены путем настойчивого продвижения хорошо зарекомендовавших себя вертикальных решений. И, наконец, третья объединяет государственный и финансовый секторы, где еще только предстоит начать первые серьезные проекты.

Наиболее востребованными в России продуктами в нынешнем году будут интегрированное решение mySAP Business Suite, аналитические модули BI, средства CRM и SCM и портальные решения. Стоит обратить внимание на то, что без особого шума компания SAP произвела корректировку своего основного бренда, отказавшись от скомпрометировавшей себя “дот-комовской” марки mySAP.com в пользу более солидной, но сильно напоминающей “оракловский” аналог Business Suite.

А где же обещанные недавно с широкой помпой бизнес-приложения для среднего и малого бизнеса - SAP Business One и mySAP All-in-One? Судя по тому, что на пресс-конференции о них не было сказано ни слова, конкуренты, работающие в этом сегменте российского рынка, в 2003 г. могут не волноваться. Очевидно, что локализация указанных продуктов будет идти согласно плану. Однако строить специальную партнерскую сеть и решать множество проблем, характерных для массового рынка, сегодня, когда есть немало потенциальных крупных заказчиков, SAP спешить не будет.