Конец зимы во Всероссийском выставочном центре по традиции ознаменовался экспозициями, посвященными торговле и складу. 25-28 февраля здесь в седьмой раз прошли выставки “Торговые технологии” и “Склад-Экспо” (компания-организатор - “ИТ-Экспо”, www.tiw.ru).

Общие впечатления

“Сиамские близнецы”. Около 140 участников в каталоге выставки, как и в прошлом году, были разделены на две части, представлявшие собой как бы две отдельные выставки с вышеупомянутыми названиями. Выросшие из одного “корня” (бывшая “Торговля и склад”), они сегодня формально самостоятельны и даже кое-чем различаются. Так, примерно две трети фирм, фигурирующих в разделе каталога “Склад-Экспо”, отсутствовали в первом разделе “Торговые технологии” - это преимущественно компании, продвигающие складское оборудование и подъемно-транспортную технику. Но все же треть экспонентов были представлены на обеих выставках - это в основном ИТ-компании, демонстрировавшие ПО, технологии автоматической идентификации, услуги системной интеграции, а также несколько профильных изданий. Честно говоря, такое разделение (уже второй год существующее лишь на бумаге, точнее - в каталоге; на самой же экспозиции это пока никак не сказалось), на наш взгляд, имеет смысл лишь в том случае, если организаторы предполагают произвести “операцию по разделению сиамских близнецов”, т. е. сделать две полноценные выставки, разнесенные во времени и/или хотя бы в пространстве (на манер САПРовского раздела на Софтуле). Пока же, как нам представляется, аргументов за такое разделение (представителям торговли не очень интересны подъемные устройства и электрокары, а складским работникам - кассовые аппараты и пр.) меньше, чем за сохранение единой выставки (значительная доля общих экспонентов, потребностей у торговых предприятий в оборудовании для склада, а у складских предприятий, к примеру, - в весовой технике и пр.).

Компания “Софт-Вест” - активный участник выставки

Структура выставки трансформируется - становится меньше удельный вес ИТ-компаний (такая же тенденция наблюдалась и на январской экспозиции “Бухгалтерский учет и аудит”), что, по свидетельству президента компании “Фолио” (www.folio.ru) Евгения Валкина, в данном случае усилило интерес посетителей к оставшимся фирмам. Постепенно, как и на “Бухучете”, меняется и состав участников - некоторые компании, активно участвовавшие в этой выставке прежде, ее покинули (“Интеллект-Сервис”, IBS, “ДатаСкан”, ИВС, “Информконтакт” и др.): кто-то из них перерос рамки только торговых технологий, кто-то решил продвигать свои решения другими способами, а кто-то сделал ставку на специализированные торговые выставки.

Посетители, по словам экспонентов, стали профессиональнее - многие приходят, уже хорошо зная, что им надо. Их интересы, согласно данным компании “ТБ.Софт”, распределились следующим образом (в %):

- автоматизация складской деятельности - 57;

- управление торговлей - 18;

- управленческий учет - 10;

- комплексное управление предприятием - 15.

Повышенное внимание к средствам и методам управления складской деятельностью подтверждают и многие другие экспоненты. Как отметил Евгений Валкин, “из посетителей нашего стенда программами для склада адресного хранения интересовался каждый второй, решениями для розничной торговли - каждый четвертый, ПО для управления цепочками поставок спрашивал каждый пятый, а CRM - каждый десятый. В среднем приходившие интересовались решениями на 15-25 рабочих мест - в торговле это немаленькие компании”.

Портрет посетителя (по данным компании “ТБ.Софт”)

Проводившееся на стенде “ТБ.Софт” (www.tbsoft.ru) анкетирование позволяет нарисовать портрет среднего посетителя - это преимущественно директора московских торгово-производственных компаний (см. таблицу), среди посетителей стенда их было 60%. Аналогичную картину получили и на стенде “Импакт-Софт” (www.impactsoft.ru) - более 70% пришедших к ним составили директора по коммерческим, финансовым, техническим, информационным вопросам.

Новинки и новички

Сначала о новичках. Из факта общего увеличения численности экспонентов (по сравнению с прошлым годом) следует, что добавилось больше, чем убыло. Отметим некоторые компании из ИТ-сектора, пополнившие ряды участников смотра.

Впервые (по приглашению московского “Альянса управляющих консультантов и аналитиков”) в выставке приняла участие одна из ведущих белорусских компаний по разработке ПО экономической направленности “ЛюксСофт” (www.luxsoft.by), представившая свои разработки серии “Ветразь”, которые включают следующие пакеты: торговля, бухгалтерия, склад, калькуляция, АРМ официанта, расчет плановой и фактической себестоимости, маркировка готовой продукции. В Белоруссии у фирмы более 300 клиентов, в том числе ведущие торговые дома и магазины в Минске и других городах республики.

Новинку от Symbol - лазерный сканер CS2000 -

представила компания “ИнфоТек и Сервис”

Также первый раз представила свою экспозицию компания InfoTech & Service (“ИнфоТек и Сервис”, www.infots.ru), работающая в области технологий автоматической идентификации (ТАИ), преимущественно - штрихового кодирования (ТШК). Она впервые продемонстрировала широкий ассортимент модульных терминалов шведской фирмы Minec. Наряду с классическим терминалом со встроенным лазерным сканером для чтения штрих-кодов (ШК) были представлены устройства, способные работать на чтение/запись карт MIFARE, меток RFID (125 кГц и 13,56 МГц), таблеток с памятью. Она показала и новейшую разработку - терминал с лазерным сканером Minec 4x, который может быть дополнен до версии GSM/GPRS с помощью стандартной GSM-карты и гарнитуры или до радиотерминала 802.11 b посредством использования стандартной карты от Symbol, Lucent и др. Как отметил генеральный директор фирмы Евгений Лаврентьев, “этот же терминал в марте будет демонстрироваться и на выставке CeBIT’2003 в Ганновере, но российские специалисты смогли ознакомиться с новинкой почти на месяц раньше. Кстати, многие посетители с восхищением открыли для себя миниатюрный лазерный сканер с памятью CS2000 от компании Symbol. Он имеет память 6 Кб, что достаточно для считывания до 300 торговых или индустриальных кодов. Последующая передача информации осуществляется по RS232 через специальное приемное устройство. Питается сканер от двух стандартных батареек ААА”.

Еще один новичок - Интернет-ресурс Retail.ru, посвященный техническим, правовым, экономическим аспектам организации торговли и ориентированный на работников магазинов и компаний, обеспечивающих торговую инфраструктуру. Здесь помимо каталогов торгового оборудования размещено огромное количество материалов как по вопросам организации торговли (включая материалы СМИ, посвященные этой тематике, электронные версии специализированных журналов), так и по автоматизации торговых предприятий, материалы ведущих специалистов в области пластиковых карточек, ШК, бухгалтерского учета в торговле, экономики и маркетинга торговли, внешней торговли. За время своей работы (с сентября 2001 г.) этот сайт стал весьма популярным - ежедневно более 1300 и ежемесячно свыше 25 000 уникальных посетителей.

На стенде Columbus IT Partner демонстрировалось

взаимодействие системы Axapta с мобильными устройствами

Во второй раз в выставке приняла участие фирма “ТБ.Софт” с проектом “ТБ.Корпорация”, ровно год назад представившая его первое внедрение в компании АНАИН. Сегодня число внедрений этой системы достигло трех десятков.

Сетевое решение системы “ТБ.Корпорация” для предприятий, имеющих территориально распределенную структуру, обеспечивает три схемы работы в зависимости от физических каналов связи и количества транзакций:

- двусторонняя репликация данных на уровне учетных документов и справочников;

- работа удаленных клиентских мест по протоколу TCP/IP;

- поддержка технологии “терминального сервера”.

Такие возможности важны, учитывая низкое качество связи в нашей стране, что влечет за собой большие трудности при реализации распределенных проектов (в частности, при автоматизации торговых сетей, удаленных складов и пр.).

Специалисты BSE рассказали о внедрении ИС Vector

на складе Лианозовского молочного комбината

Для торговой отрасли, которая сегодня начинает работать в условиях ценовой конкуренции и тенденции к снижению торговых наценок, важно также, что “ТБ.Корпорация” позволяет оперативно рассчитывать и проводить план-фактный контроль структуры затрат и себестоимости, в том числе:

- по видам и статьям деятельности;

- по договорам, сделкам, заказам, видам продукции;

- по произвольной группе бизнесс-процессов;

- по субъектам (от материально ответственных лиц до филиалов и всего предприятия);

- по регионам.

“ТБ.Корпорация” предоставляет несколько уровней интеграции с другими приложениями и системами, используемыми предприятиями: во-первых, набор средств для реализации экспорта-импорта данных и отчетов в различных форматах (DBF, XML, HTML и др.); во-вторых, возможность подключения таблиц СУБД сторонних приложений для использования их в качестве справочников и документов системы; в-третьих, наличие собственной среды разработки, позволяющей создавать произвольные интерфейсы для доступа к данным различных форматов и программ.

Компания Columbus IT Partner (www.columbus.ru) представила на выставке свое решение для распределительного центра на базе системы Axapta, уже доказавшее свою эффективность в ТД “Перекресток”. Его использование позволяет создать единую схему управления РЦ и наладить полный контроль над товарооборотом.

Посетители стенда компании на примере идентификации товара по штрих-коду смогли ознакомиться со взаимодействием системы Axapta с мобильными устройствами в режиме реального времени. Для демонстрации использовалось оборудование компании Borlas Retail, партнера Columbus: POS-терминалы IBM Sure POS BF c кассовым программным обеспечением Borlas Retail - PosX, сканеры штрих-кода Voyager, мобильные терминалы сбора данных Symbol.

27 февраля Columbus IT Partner совместно с Microsoft Business Solutions провели практический семинар для руководителей предприятий и директоров по логистике “Возможности интеграции системы Axapta. Примеры из практики”.

На стенде “Импакт-Софта” демонстрировались последние разработки на базе системы управления Microsoft Business Solutions-Navision, а также решение Retail Back Office, предложенное Go Pro Landsteinar Development, и система управления крупными складами компании PSI Logistiks - advantics.В конце декабря прошлого года вышла новая локализованная версия интегрированной системы управления для небольших и средних компаний Microsoft Business Solutions-Navision 3.60. В ней улучшена интеграция с Microsoft Office и Microsoft Outlook, появился новый инструментарий интеграции на базе технологии .NET, усовершенствован модуль “Управление цепочками поставок”, полностью реализованы требования 25-й главы Налогового кодекса РФ.

Система управления сетью розничных магазинов Retail Back Office (RBO) вызывает большой интерес у компаний розничной торговли, так как позволяет повысить уровень эффективности контроля за бизнес-процессами с целью получения максимальной прибыли. Новая версия RBO 3.60 включает в себя следующие изменения:

- два новых дополнительных модуля - PlusPOS Hospitality (версия PlusPOS для ресторанов, баров, предприятий быстрого питания и кафе) и HandPOS (версия PlusPOS для Microsoft Pocket PC, работающая через Terminal Services);

- поддержка новой структуры ценообразования в Navision 3.60;

- возможность учета расхода (списания) так же, как при инвентаризации на POS;

- возможность определения текста чека на уровне магазина, а не только на уровне POS, как ранее.

Для автоматизации складской деятельности крупной оптовой фирмы большой интерес представляет программный модуль “Склад” компании “Импакт-Софт”. Он создан на платформе MBS Navision и может использоваться как дополнительный модуль системы или самостоятельный продукт. “Склад” позволяет отслеживать движение товара на складе в реальном времени, совершать необходимые операции по работе с товаром, в том числе комплектацию отгрузок, а также прогнозировать и анализировать ситуации с товародвижением. Посетители выставки могли познакомиться с системой на примере автоматизации склада Adidas.

На этой выставке “Импакт-Софт” также представляла систему advantics для управления складской деятельностью и логистикой крупного предприятия. Она является новой для российского рынка, и посетители выставки проявляли к ней большой интерес.

Как подчеркнул коммерческий директор “Импакт-Софта” Анатолий Степанский, “приятно отметить тот факт, что наши компании стремятся к цивилизованной торговле, к прозрачности бизнеса, хотят предвидеть результаты своей деятельности. Таким компаниям мы готовы помогать нашими технологиями”. Кстати, по данным анкетирования посетителей стенда этой компании, российские торговые организации сегодня очень серьезно относятся к автоматизации, особенно обращая внимание на:

- повышение оперативной работы сотрудников (20%);

- аналитику (17%);

- репутацию компании-разработчика (17%);

- наличие российской бухгалтерии (11%);

- оптимальное соотношение стоимости и обслуживания (11%) и др.

Относительно поставщика решений определяющими являются следующие показатели:

- опыт успешных внедрений (42%);

- наличие квалифицированных специалистов (29%);

- репутация и стабильность компании (25%).

Еще один новичок - компания “ВатКом” (www.watcom.ru) - пожалуй, единственная на выставке демонстрировала (помимо противокражных устройств и системы автоматизации на базе “1С”) счетчики посетителей и ПО для них. Счетчики подключаются к ПК и позволяют не только оперативно выводить на экран информацию о вошедших, вышедших и находящихся в зале покупателях (это важно для обеспечения работы нужного числа касс), но и накапливать статистику посещений с отображением в графическом виде в необходимых разрезах (по дням недели, по времени дня и пр.). Представители компании отметили, что эти устройства пользуются спросом, так как позволяют торговым предприятиям решать ряд маркетинговых задач (от занятости персонала до дифференциации арендной платы за торговые площади в зависимости от их посещаемости).

Сопутствующие мероприятия

Как обычно, параллельно выставке проходила научно-практическая конференция “Торговые, складские и логистические технологии”, на которой отдельные заседания были посвящены всем трем заявленным в ее названии направлениям, а также организации системы эффективных продаж складского оборудования и возможностям ряда программных решений по управлению складской и торговой деятельностью [здесь выступили компании “Пилот” (www.pilot.ru), “Колумбус Ай Ти Партнер” и “ТБ.Софт”]. Кроме того, были мероприятия, посвященные конкретным проектам. Так, на стенде BSE (www.bse.ru) прошла презентация проекта автоматизации склада готовой продукции молочного цеха компании Wimm-Bill-Dann (Лианозовский молочный комбинат), где недавно началась опытная эксплуатация системы этой фирмы (Vector). Специалисты BSE применили ряд новшеств, позволивших минимизировать негативное воздействие “человеческого фактора” в складской деятельности (в частности, ввели автоматизированную систему контроля за действиями оператора). Одна из особенностей проекта была обусловлена свойствами молочной продукции, имеющей ограниченный срок годности, поэтому актуальными были такие требования, как своевременная выборка товара для реализации. Система Vector позволяет организовать и контролировать этот процесс, в том числе и такие особенности деятельности производственного склада, как учет неполных паллет, подпитка зон подбора, перескладирование, работа с сертификационными документами и т. д.

Тенденции и перспективы

На примере данной выставки (точнее, на сегодняшний день - двух выставок) можно проследить как развитие торговли в целом, так и эволюцию сегмента рынка ИТ для торговли и склада. Подводя итоги выставки, заместитель коммерческого директора фирмы “Софт-Вест” (www.soft-west.ru) Сергей Динеев сказал: “О дальнейшем развитии ИТ для торговли свидетельствует, например, тот факт, что даже сейчас, на седьмой год работы выставки среди ее участников появляются новые компании. Кроме того, сразу несколько известных разработчиков стали предлагать более мощные (по сравнению с собственными системами) западные решения.

Со стороны региональных фирм отмечается неослабевающий интерес к сотрудничеству с ведущими игроками на ИТ-рынке для торговли (это, кстати, свидетельствует и о развитии торговых предприятий в российских городах), причем важно, что потенциальные партнеры все больше ориентируются не на коробочные продукты, а на индивидуальный подход к нуждам своих клиентов.