Камерон Стардевант

Стандарты сегодня необычайно важны для корпоративных приложений, да и при выборе компаниями новых продуктов поддержка ими тех или иных спецификаций зачастую играет решающую роль. А в условиях роста популярности Web-сервисов значимость стандартов будет еще больше возрастать. Разработку спецификаций, которые, собственно, и формируют облик корпоративных систем, ведут консорциумы, возглавляемые теми или иными производителями. В таких условиях все труднее отделить стандарты от политики вендора, его положения на рынке или финансового могущества.

Худшее, что могут сейчас сделать корпоративные ИТ-менеджеры, - это сложа руки пассивно наблюдать за происходящим. Сегодня им просто необходимо объединяться с поставщиками, клиентами и даже конкурентами и активно включаться в процесс выработки стандартов. Стимулом здесь служат два обстоятельства.

Во-первых, спецификация XML получила статус “рекомендации” - наивысший уровень одобрения со стороны консорциума World Wide Web Consortium (W3C). Это значит, что XML, который считают одним из самых значимых стандартов за последние пять лет, уже стабилизировался и разработчики могут, не опасаясь фундаментальных изменений, создавать на его основе специфические для каждой отрасли схемы.

Во-вторых, у ИТ-менеджеров еще есть возможность повлиять на группы, пытающиеся спустить Web-сервисы с небес на грешную землю. Беседуя с лидерами отрасли, специалисты eWeek Labs с удовлетворением отмечали, что тех, кто пишет стандарты - все больше интересует мнение потенциального потребителя. Это, в частности, подчеркнул в своем интервью один из создателей XML Тим Брей, основавший канадскую фирму Antarctica Systems (Ванкувер, пров. Британская Колумбия) и занимающий пост ее главного менеджера по технологиям.

Конечно, мир стандартов тесен, и здесь немало технократов и ушлых операторов, но отгораживаться от него никак нельзя. Тщательно подбирая сотрудников для участия в работе групп по созданию стандартов, ИТ-менеджер может рассчитывать на хорошую отдачу. Постоянно общаясь в таких группах с самыми разными людьми, инженеры крупнейших производителей информационных технологий могут найти четкие ответы и дать бесценные рекомендации по стратегическим проектам ИТ.

Корпорации, которые делегируют своих служащих для работы в органах стандартизации, почти наверняка смогут быстрее разобраться в нарождающихся спецификациях. “Глядя изнутри, эти люди раньше других осознали, что SOAP (Simple Object Access Protocol - простой протокол доступа к объектам) или WSDL (Web Services Description Language - язык описания Web-сервисов) играют главные роли, а UDDI (Universal Description, Discovery and Integration - универсальное описание, обнаружение и интеграция) - вспомогательную”, - отмечает Брей.

Пути стандартизации

Процессы стандартизации в различных организациях могут несколько отличаться, но в любом случае путь к новому стандарту пролегает, как правило, через описанные ниже этапы.

Однако участие в работе большинства групп по стандартизации может быть довольно обременительным. Их членам приходится по нескольку часов в неделю тратить на просмотр электронной почты и подготовку ответов, не говоря уже о необходимости присутствовать на шести совещаниях в год. К тому же такие группы чаще всего находятся на самообеспечении, а это предполагает членские взносы, размер которых колеблется в самых широких пределах. За участие, скажем, в IETF (Internet Engineering Task Force - Целевая группа инженерной поддержки Интернета) платить не надо, но членство в других подобных органах обходится в 50 тыс. долл. в год, а то и больше.

Мы в eWeek Labs качество стандарта определяем довольно просто. Хорошим считается тот, который реализуется во множестве продуктов, допускает проверку продукта на совместимость с ним и обеспечивает наивысший уровень взаимодействия за минимальную цену.

Но быть просто хорошим явно недостаточно. Настоящий стандарт должен быть лучшим из лучших. И задача ИТ-менеджеров - четко довести до производителей свое намерение использовать продукцию, только полностью отвечающую стандартам. Всякие же специальные дополнения и расширения будут считаться не стандартами, а фирменными реализациями.

В подтверждение такой точки зрения приведем пример одного из наиболее успешных стандартов мира ИТ - SQL. Опытный специалист, освоивший одну SQL-платформу, скорее всего, сможет работать и на любой другой без какой-нибудь серьезной переподготовки. Более того (что еще важнее): для технического обслуживания подобных проектов компании не придется подолгу искать специалистов, так как они широко представлены на рынке труда.

Чтобы своевременно определить ценность того или иного стандарта, очень важно хорошо понять, как именно работают органы стандартизации. Здесь мы расскажем о четырех таких организациях - IEEE, IETF, W3C и OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards - организация по развитию стандартов структурированной информации). Этот список охватывает практически весь спектр - от тех, что принимают в свой состав всех желающих, до эксклюзивных групп производителей. В нем представлены как давно знакомые в ИТ имена, так и относительно новые организации.

IEEE

В области информационных технологий рабочие группы Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике США занимаются стандартизацией проводных и беспроводных сетей. Набираться опыта работы в мире стандартов ИТ-менеджерам лучше всего именно в IEEE. Рассматриваемые здесь спецификации, как правило, вполне понятны персоналу ИТ, сам процесс формализован и полностью документирован, да и обходится участие в этой организации сравнительно недорого.

Семейство стандартов IEEE 802 заложило надежную основу беспроводных технологий, которая вот уже 10 лет остается практически неизменной. Единственным возмущением этого спокойного мира стала разве что война между спецификациями 802.11g и 802.11a, но в целом процесс стандартизации IEEE внятно описан и зиждется на пяти обязательных принципах, изложенных в уставе организации: четкой последовательности, открытости, консенсусе, сбалансированности и праве на апелляцию.

Кроме того, IEEE занимается стандартизацией намного дольше, чем другие организации из нашего маленького списка, охватывая при этом среди множества других областей медицинские и телекоммуникационные технологии.

IETF

Целевая группа инженерной поддержки Интернета, широко известная своими документами RFC (Request for Comments - запрос на комментарий; в частности, в одном из них описан стек протоколов TCP/IP), объединяет самых разных людей. Ее участником может стать любой - нужно только иметь время для просмотра почтовых сообщений списка рассылки.

Конечно, это вовсе не означает, что кто угодно может превратить проект спецификации (текущую разработку) в RFC. На страже “трона” стоит IESG (Internet Engineering Steering Group) - очень маленькая группа директоров, в которой представлены все сферы деятельности организации.

Основу тщательно продуманного процесса стандартизации в IETF составляют рабочие группы и регламенты по каждому из семи направлений деятельности.

Пока в IETF обсуждается то, ради чего эта организация и создана, - перспективные стандарты, менеджеры ИТ получают хорошую пищу для размышлений над текущими проблемами. В рабочей группе Benchmarking Methodology, например, недавно прошла плодотворная дискуссия по поводу эталонного тестирования беспроводных сетей. На ее заключительной стадии участники сошлись на том, что соответствующий новый стандарт для беспроводных систем пока не нужен.

Серьезные обсуждения и доступные всем обзоры IETF обеспечивают планомерное продвижение по всем этапам процесса. В большинстве случаев деятельность рабочей группы признается успешной лишь после того, как она завершается выпуском RFC.

Несколько тяжеловесная структура рабочего процесса IETF в сочетании с желанием применять свои собственные процедуры дала почву для формирования консорциумов производителей, которые все чаще возникают в последнее время. Тем не менее фундаментальность и доступность процесса стандартизации IETF создают идеальные условия для участия ИТ-служб в разработке стандартов.

W3C

Консорциум W3C сформировали Массачусетский технологический институт (Кеймбридж), европейская сеть некоммерческих и государственных организаций INRIA (Institut National de Recherche en Imformatique et en Automatique - Национальный институт исследований в области информатики и автоматики) и японский центр Keio University Shonan Fujisawa Campus.

На всем протяжении браузерных войн начала 90-х годов W3C пытался сохранять полный нейтралитет, выступая за мир и прогресс в данной области. С этой целью организация разработала собственный инструментарий для браузеров под названием Amaya, который, впрочем, так и не нашел применения при тестировании ресурсов на совместимость. А ведь имей W3C в то время программу сертификации, войны браузеров вполне можно было бы избежать.

Но даже несмотря на то, что предотвратить браузерные войны не удалось, деятельность консорциума в области XML и доступа во Всемирную паутину обеспечила ему главную роль в создании стандартов. В немалой степени этому способствовало также успешное объединение усилий ИТ-специалистов и ученых.

Хорошей иллюстрацией всех преимуществ этой организации вполне может служить разработка XML-протокола SOAP 1.1, зародившегося в недрах IETF. Он был отправлен на рассмотрение W3C в начале 2000 г., когда консорциум приступил к расширению сферы своей деятельности.

Штатные сотрудники W3C провели тогда оценку SOAP, подготовили проект регламента и затем представили его на согласование всем членам организации. Этот регламент определил рамки проекта, а также основные требования к нему. Им, в частности, было предусмотрено, что оболочкой протокола будет спецификация XML, которая и станет основой для реализации самого протокола, а конечная спецификация должна опираться на схемы. Кроме того, регламент мотивировал причины того, почему разработка протокола должна вестись именно в W3C.

Участники консорциума оказали мощную поддержку регламенту, однако при этом настояли на внесении в него важных дополнений. В частности, было высказано требование, чтобы все работы в этой области тесно увязывались с деятельностью других групп по стандартизации, включая IETF, и проектами, касающимися применения XML в электронном бизнесе и выполняющимися под эгидой OASIS и Организации Объединенных Наций.

Для осуществления XML-проекта была образована самая крупная в истории W3C рабочая группа. Она изучила комментарии, поступавшие как от членов консорциума, так и извне, и разрешила свыше 400 различных вопросов, поднятых в ходе публичного обсуждения.

Знакомство с деятельностью W3C позволит ИТ-менеджеру постоянно быть в курсе ключевых направлений развития Всемирной паутины. Правда, пребывание в консорциуме ежегодно обходится в 57 500 долл., поэтому организации со скромными бюджетами едва ли смогут участвовать в его работе.

OASIS

Членство в этой организации стоит сравнительно недорого, а структура ее технических комитетов во многом сходна с теми, что существуют в трех других органах. OASIS создана с целью совершенствования XML для вертикальных рынков, создания спецификаций описания и систематизации данных в формате XML.

Списки рассылки каждого из технических комитетов OASIS делятся на общедоступные и закрытые, которыми могут воспользоваться только члены организации. Таким образом, не заплатив взнос, следить за ходом обсуждения будет очень нелегко.

OASIS действует по многим направлениям, но ИТ-менеджерам стоит обратить особое внимание на исследования в области SAML (Security Assertion Markup Language - язык разметки безопасных утверждений). В ноябре прошлого года эта разработка получила статус стандарта OASIS. Данный проект преследует ту же цель, что и аналогичный стандарт, продвигаемый консорциумом Web Services Interoperability Organization (Организация взаимодействия Web-сервисов), в котором явно доминируют компании-производители. Оба стандарта призваны устранить главные препятствия на пути реализации Web-сервисов - низкий уровень безопасности, недостаточную совместимость, слабость протоколов авторизации и аутентификации.

И еще отметим: даже несмотря на разграничение доступа к спискам рассылки, ИТ-менеджер все же может немало узнать из отчетов, публикуемых техническими комитетами. Впрочем, обосновать необходимость участия в работе OASIS ему будет не так уж трудно - этому способствует отраслевая ориентация комитетов организации.

Кто занимается стандартизацией

Со старшим аналитиком Камероном Стардевантом можно связаться по адресу: cameron_sturdevant@ziffdavis.com.

Версия для печати