Так назывались 5-я международная конференция и выставка, состоявшиеся 12-14 марта в Институте проблем управления в Москве. Я ожидал увидеть здесь главным образом разработки ведущих зарубежных фирм и в небольшом количестве - продукцию российских предприятий, хотя бы из Зеленограда и Воронежа. Не угадал. Отечественные производители микросхем цифровых сигнальных процессоров и микроконтроллеров не были представлены вовсе.

Уже традиционно наши предприятия выставляют изделия, полностью скомпонованные из импортных комплектующих. Причем о российской сертификации своего конечного продукта из участников выставки серьезно беспокоится только один - ЗАО “Руднев-Шиляев”. Большая часть его ассортимента - виртуальные осциллографы, генераторы сигналов специальной формы, анализаторы спектра - действительно имеет сертификат Госстандарта РФ и соответственно может быть применена на российском рынке ВПК. Собственно, мой интерес к этой выставке заключался в знакомстве с цифровой обработкой сигнала (ЦОС) в системах управления применительно к предприятиям ВПК. Такая тема (ЦОС в системах управления) была обозначена на пригласительном билете.

Конечно, цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи, представленные ведущими, опять же зарубежными, фирмами, являются частью системы управления, но меня интересовали специализированные микропроцессоры и микроконтроллеры систем управления различными двигателями, имеющие выход на усилитель мощности.

Единственный стенд ЗАО “СКАНТИ-РУС” имел в своем составе довольно много контроллеров для систем встроенного управления двигателями, идейным вдохновителем разработки которых является С. В. Козаченко из Московского энергетического института. Однако г-н Козаченко крепко и, как видно, навсегда полюбил продукцию Texas Instruments, а если точнее, то сигнальные процессоры и микроконтроллеры семейства TMS320, чем и определяются высокие технические характеристики модулей управления двигателями разработки МЭИ. Но если уж и говорить об импортной элементной базе в области устройств управления двигателями, то подавляющее большинство задач в этой области красиво и легко решается на микроконтроллерах типа AVR Atmel, имеющих значительно меньшие габариты, меньшее количество выводов и, соответственно, гораздо более низкую вероятность наличия “закладок”, чем у громадных TMS320. Привлекательность использования микроконтроллеров Atmel можно объяснить и тем, что они являются очень удачным продолжением знаменитых MCS51 фирмы Intel, у которых есть и отечественный аналог - 1816BE51. По мнению профессионалов в области электропривода, применять TMS320 для управления электродвигателями - все равно что стрелять из пушки по воробьям.

Когда я задал все-таки вопрос представителю “СКАНТИ-РУС” (ведь “РУС” - это что-то русское), производит ли его уважаемая фирма что-нибудь с российской сертификацией, у того прервалось дыхание и он не сразу смог ответить, что, во-первых, эта фирма вообще ничего не производит, во-вторых, она только продает, и в третьих, только импортное.

Еще один неприятный сюрприз ожидал меня в холле, где были вывешены расписания тем выступлений на различных секциях конференции. Понятно, что конференция международная и некоторые темы докладов были напечатаны на английском языке. Но были и расписания, целиком представленные на английском. Для кого? Подавляющее большинство тем докладов явно предназначено для аудитории, где все до единого слушатели должны иметь ученую степень не ниже кандидата технических или математических наук. Например: “Адаптивные алгоритмы декорреляции случайных полей на основе рекуррентных матричных вычислений”. При этом - ни одного доклада, посвященного применению ЦОС для прямого управления цифровым электроприводом.

Положительные эмоции на выставке я получил после знакомства со стендами различных компьютерных и технических издательств, слава богу, российских. Для меня это были хорошо знакомые “CHIP NEWS”, “Компоненты и технологии”, “Электронные компоненты”. Очень приятно было полистать неизвестный мне доселе журнал “Схемотехника”. В нем много внимания уделяется статьям и темам, имеющим практическое и злободневное значение.

С автором, сотрудником ФГУП ГМЗ “Салют”, можно связаться по адресу: fregat@df.ru.

Версия для печати