КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     Вам скоро будет не до карт, вам предстоит сразиться.

     ...А в это время Бонапарт переходил границу.

     В. Высоцкий

Утро 20 марта сразило меня началом военных действий стран американской коалиции против Ирака. Не то чтобы это было неожиданностью, но вот свершилось, и черта, отделяющая намерения от действий, пройдена.

Сейчас нет недостатка в комментариях этого события: социологи, политики, военные и экономисты пытаются оценить последствия данного шага. Несомненно одно - оно вызовет в мире новую гонку вооружений, поиски асимметричных ответов, появление новых форм терроризма. Пугает четкая корреляция происходящего с предвоенными действиями гитлеровской Германии: Югославия - война в Испании, Афганистан - аншлюс Австрии, Ирак - оккупация Чехословакии. Однако надеюсь, что на этот раз Аннушка все-таки еще не пролила масло и основные грядущие события произойдут лет этак через десять.

Локальные войны всегда были полигоном для испытаний новых видов вооружений. В этот раз на Ираке испытывается до 400 образцов новой техники. Я в молодости наблюдал соревнование американских и советских разработчиков во время войны во Вьетнаме и опосредованно участвовал в нем, вытачивая детали зенитных ракет в тропическом исполнении. Тогда был определенный технический паритет и на каждое их решение следовало адекватное наше. Сейчас, получив 12-летний гандикап, США сильно оторвались от остального мира в области вооружений и способов ведения войны. Что же из этого следует для компьютерных технологий? (Опустим при этом множество других возникающих проблем.)

Несомненно, что направление современных исследований и разработок, проводимых в США, ведет к созданию в ближайшем будущем систем с искусственным интеллектом. В первую очередь такие разработки нужны для функционирования боевых роботов. К сожалению, в России до сих пор сильно недооценивается значение робототехники. Через десять лет война будет еще более бесконтактной, но при массовом использовании роботов она может стать еще и анонимной. Необходима (как, например, у Японии) национальная программа по развитию робототехники. Кроме того, это колоссальный рынок - по некоторым прогнозам, его мировой объем к 2010 г. достигнет 30 млрд. долл.

Компьютеризация вооружений требует воссоздания в стране собственной полупроводниковой промышленности. Она может быть не нацелена на массовые рынки (т. е. производство может быть мелкосерийным и экспериментальным), но должна обеспечивать потребности силовых и государственных структур. Отсюда следует необходимость создания собственного микропроцессора и компьютеров на нем. Что, собственно, нам и продемонстрировал Китай.

Национальная информационная безопасность диктует неотложность наведения порядка и в используемом силовыми структурами ПО; переход на открытые исходники - один из возможных вариантов.

И наконец, в России, о чем неоднократно говорилось, как не было доктрины развития высоких технологий, так и нет.

Близится время выборов, поэтому, рассматривая кандидатуры своих избранников, задайтесь вопросом, будут ли они способствовать укреплению безопасности страны, или просто ведут борьбу за теплое местечко.

Версия для печати