Депутаты готовят Закон “О связи” ко второму чтению

Рабочая группа по подготовке ко второму чтению в Госдуме Закона “О связи” провела очередное заседание 19 марта. На нем рассматривались поправки только к главе V “Государственное регулирование деятельности в области связи”.

Надо отдать должное активности депутатов обеих палат Федерального собрания, представивших 117 поправок. И практически все они касались статей 20-27 (члены рабочей группы имели на руках вариант этих статей, согласованный 8 февраля 2003 г.) и были направлены на ограничение, а частично и на передачу другим ведомствам полномочий Министерства связи. Новый вариант, согласованный с учетом поправок, предложенных 19 марта, будет готов, скорее всего, в следующем месяце.

Результаты рассмотрения только главы V Закона “О связи” показывают, что первоначальная его редакция, предоставлявшая Минсвязи возможность “рулить” всей отраслью практически монопольно, дрейфует в сторону разделения полномочий между различными ведомствами. Так, Министерство по антимонопольной политике должно, по мысли разработчиков поправок, регулировать тарифы на присоединение сетей, а Минэкономразвития - лицензировать операторскую деятельность. Предполагается создать новый межведомственный орган, который займется управлением радиочастотного спектра (статья 21). В статью 23 внесена специальная поправка, направленная против хулиганов и всяких “самостийных” радио- и телевизионных станций. Она гласит: “Использование радиочастотного спектра без соответствующих разрешительных документов не допускается”. А выделение полос радиочастот производится “на срок четыре года или меньший заявленный срок. По обращению пользователя радиочастотного спектра этот срок может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот”.

В поправке к статье 25 (“Распределение ресурса нумерации”) отмечается, что национальный ресурс и его регулирование - исключительное право государства. Что касается распределения российских сегментов международных сетей, то здесь, по мнению депутатов, необходимо учитывать сложившуюся практику самоуправления в этой области.

Суммы сбора за выделение оператору связи каждого номера ресурса нумерации (пункт 2 статьи 25) - а он взимается обязательно - должны стать прерогативой правительства. При этом собранные средства следует перечислять в федеральный бюджет. Среди принятых поправок можно особо отметить, что в случае изменения нумерации повторный сбор за выделение каждого номера ресурса нумерации не взимается.

В статью 27, где описывается регулирование тарифов на услуги связи, внесено две поправки. Первая из них гласит, что порядок регулирования услуг общедоступной электрической и почтовой связи устанавливается правительством. Вторая - что государственное регулирование тарифов (за исключением тарифов на универсальные услуги связи) должно создавать операторам связи условия для компенсации экономически обоснованных затрат и возмещения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании регулируемых услуг связи.

В рассматриваемой на рабочей группе главе V Закона “О связи” практически нигде не упоминается Минсвязи. Везде фигурирует название “Федеральный орган исполнительной власти в области связи”. Не совсем понятно, что это такое. Вероятно, просто оставлен люфт для маневра при очередной реорганизации.