Окончание. Начало см. PC Week/RE, N 11/2003, с. 18.

    

Тема N 2 - TETRA

Развитие технологий электросвязи несет с собой как новые возможности, так и новые проблемы. Внедренные соответствующим образом передовые решения предоставляют уникальный шанс перепрыгнуть через многие барьеры на пути развития. С другой стороны, если ничего не предпринимать, они просто растворятся в воздухе, как улыбка Чеширского кота. Однажды в прессе мне попалось интересное сообщение: компания Motorola отказывается от всех проектов, реализация которых не началась спустя 18 месяцев после их представления. Вот если бы Motorola поручили внедрение систем стандарта TETRA в России! Тут бы TETRA и закончилась.

Разговоры об использовании в нашей стране транкинговых систем стандарта TETRA начались еще в 1996 г. И тогда же эта тематика была включена в государственную программу конверсии спектра. Сейчас мало кто вспоминает, что программа эта, объявленная с большой помпой, не выполнена и на треть. А пункт, касавшийся TETRA, по-видимому, попал в те 80%, на которые по законам экономики выделяется только 20% средств. Сейчас уже трудно судить, то ли возможности не совпали с желаниями, то ли рынок в то время не созрел. Но никто всерьез TETR’ой не занимался. А свято место пусто не бывает! В еще относительно свободных нишах как экономического, так и частотного пространства сразу же обосновался аналоговый транкинг.

Но наконец настал момент, когда уже нельзя было делать вид, что никакой TETR’ы не существует, и потребовалось срочно найти хоть какое-нибудь решение. Как всегда, за неимением требуемого - взяли, что было. А был все тот же “План распределения полос радиочастот в диапазоне 390-470 МГц между РЭС гражданского применения”. Из него в TETR’овский диапазон попадали только два участка: 412-417 и 422-427 МГц. Вот их-то и стали выделять для TETRA-систем. Просто, как алфавит. Но удобно ли для реальных сетей? В тот момент казалось, что вполне. К сожалению, уроки истории опять остались невыученными.

Урок первый - о транкинге общего пользования. О нем толкуют, как и десять лет назад, причем те же люди... Конечно, люди живут дольше, чем стандарты связи.

Что же такое транкинг общего пользования? По сути это совершенно особый подвид транкинговой связи, нигде, кроме России, не прижившийся. Мягко говоря, “вывих” экономической истории нашей страны. Причина его появления в том, что чуть больше десятка лет назад спрос на услуги подвижной связи был уже сформирован, а сотовая связь удовлетворить их еще не могла, поскольку денег на строительство сетей у монополиста не было. Ведь его бюджет подвижной связи для всех не предусматривал, а частные компании еще только примеряли первые “памперсы” и средств для удовлетворения массового спроса на такие услуги тоже не имели.

Урок второй - о необходимых ресурсах. Хотя полосы 412-417 и 422-427 МГц вполне вписываются в стандарт (410-430 МГц), у нас в стране исторически сложилось так, что в самом “лакомом” географическом районе (Москва и зона вокруг нее радиусом 350 км) частоты 390-433 МГц использовать нельзя вообще.

Поэтому гениальная, на мой взгляд, идея создать единого федерального оператора TETRA-сети, который обеспечивал бы транкинговой связью всех, кто в ней нуждается, в этих полосах частот реализована не будет, по крайней мере до тех пор, пока существуют данные территориально-частотные ограничения.

И все же, если следовать классикам и рассматривать препятствия, возникающие при решении задачи, не как тормоз, а как изменение условий ее решения, из этой ситуации есть два выхода.

Первый - снять ограничения. Здесь уже искали. Сначала дорожники, которым TETRA была жизненно необходима по условиям контракта на строительство международных транспортных магистралей. Потом военные - для каких-то своих целей. Затем нефтяники - для обеспечения связи вдоль нефтепроводов. А воз и ныне там. Вероятно, попытки продолжатся, и, скорее всего, - с тем же результатом.

Второй - поискать частоты в другом участке спектра. Например, в диапазоне 450-470 МГц, где ситуация гораздо лучше. Во-первых, нет территориальных ограничений. Это значит, что сеть можно строить по всей стране. Во-вторых, эта полоса (за исключением частот “отписанных” NMT) и так почти целиком выделена для транкинговой связи с дуплексом 10 МГц.

Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Но к идее федеральной сети это никакого отношения не имеет. Так, МПС ведет эксперименты по внедрению TETRA вдоль железных дорог в “своих” полосах частот (457,45-458,5 и 467,5-468,5 МГц). РАО ЕЭС “застолбило” право развертывать TETRA-сеть для производственной связи энергетиков в “собственных” полосках (458,5-459 и 468,5-469 МГц). Пожалуй, только МВД, задыхаясь от нехватки частотного ресурса, усиленно противостоит попыткам внедрить стандарт TETRA в его “кровных ведомственных” полосах (450-453 и 460-463 МГц), хотя это позволило бы увеличить число каналов связи как минимум вдвое.

Если каждому - свой кусочек, то всем не хватит

И не хватает. Ведь сегодня каждый участник рынка хранит как зеницу ока тот или иной частотный ресурс, у него свои базовые станции, свои антенны, устройства аварийного питания и т. п. Доходит до абсурда. Так, “от Москвы до самых до окраин” почти параллельно друг другу проложены нефтепроводы, газопроводы и линии электропередач. Вдоль них у каждого ведомства - свои сети производственно-технологической связи, телеметрии, телеавтоматики, сигнализации и т. п. В тех же регионах есть еще сети милиции, дорожного хозяйства, служб скорой помощи, пожарных бригад, радиотакси, охранных служб (перечень можете продолжить сами). При этом некоторые из них работают с недогрузкой. А ведь вполне можно было бы иметь одну систему на всех.

Создание интегральной сети стандарта TETRA с единым федеральным оператором - идея и в самом деле перспективная. Стандарт TETRA позволяет организовать в рамках одной сети виртуальные выделенные сети. В единой сети в дело пойдут пустующие сегодня защитные интервалы, а это, поверьте, совсем немало. Каналы не будут закреплены за одной организацией, и система станет более гибкой и эффективной. Частоты, которые не использует в данный момент, скажем, Центробанк, не будут простаивать: на них смогут работать, например, станции скорой помощи или службы спасения.

Идея-то хороша. Осталось найти ответ на вопрос, как ее реализовать. Неясно только, кому этот вопрос задавать. Российскому ТЕТРА-Форуму? Минсвязи? Будущим пользователям? Вряд ли. Все эти уважаемые организации и люди достаточно давно (18 “моторольских” месяцев уже прошло!) объединились в межведомственную группу, имеющую целью создание федеральной сети стандарта TETRA. Вы думаете, они решают основной вопрос для любой связи с приставкой “радио” - выделение и использование диапазонов частот? Ошибаетесь. Главной проблемой объявлено создание системного проекта и написание концепции. Именно на ее решение отыскиваются деньги (в основном в карманах потенциальных потребителей). Похоже, эта игра настолько увлекла всех ее участников, что они даже забыли основной постулат: самый лучший автомобиль без бензина - всего лишь груда металла. Так и для радиосвязи - и проект, и концепция, и самый лучший отчет остаются всего лишь бумагой до тех пор, пока в нем не указаны конкретные “цифирки” с соответствующей размерностью - МГц. Размер бедствия будет определен тогда, когда начнет решаться вопрос, какие радиослужбы и в каком количестве придется сгонять с насиженных мест во имя светлого будущего федеральной сети. А ведь чтобы избежать очередного “передела”, достаточно одного документа - условий использования вожделенных ресурсов. Тогда и концепция, и проект века окажутся у дел.