Наверное, читатель уже мог заметить, насколько растянулся на наших страницах всего лишь беглый обзор новых цифровых камер, представленных на CeBIT’2003. Но все-таки мы сочли полезным дополнить его. Своими впечатлениями от этой выставки делится руководитель департамента цифрового фото дистрибьюторской компании “Алион” Василий Черкасов, которому по роду деятельности приходится быть в курсе всех отраслевых событий.

Василий Черкасов (слева) и Фолькер

Фельгут (Olympus) на CeBIT’2003

PC Week: Как известно, CeBIT - крупнейшая в мире универсальная ИТ-выставка, и цифровое фото - лишь одно из представленных на ней направлений. В какой степени CeBIT представляет интерес для цифровой фотоиндустрии?

Василий Черкасов: Давайте вспомним, как начинался рынок цифровой фототехники. За точку отсчета, на мой взгляд, лучше всего взять осень 1996-го, когда компания Olympus анонсировала на осенней выставке Photokina’96 в Кельне первую настоящую линейку цифровых камер. Именно с этого момента, я считаю, началось бурное развитие цифровой фототехники. На российском рынке эти камеры появились в начале 1997 г. тогда из трех основных каналов продаж цифровой фототехники - компьютерного, традиционного фото и аудио-видео - только компьютерный был готов к продвижению цифровых технологий. Его доминирующая роль обусловлена тем, что именно этот канал по своей специфике наиболее адаптирован к работе с высокотехнологичной продукцией с динамично меняющимся модельным рядом и резкими изменениями цен. Такая ситуация сохранялась первые три-четыре года: основные продажи не только в России, но и во всем мире приходились на компьютерные компании. Вполне логично, что CeBIT, будучи ежегодной компьютерной выставкой, естественным образом стал центральным местом демонстрации всех новых моделей, по крайней мере в Европе. К тому же специализированная европейская фотовыставка Photokina проходит лишь раз в два года, а средняя продолжительность “жизни” цифровой камеры - около девяти месяцев.

К сожалению, в последние два года ситуация начала меняться: CeBIT все меньше радует нас новинками в области цифровой фототехники. Все анонсы и презентации новых моделей в начале года проходят на CES и PMA. На нынешней выставке из именитых производителей только Fujifilm анонсировала одну новинку на CeBIT, все остальные премьеры состоялись ранее. Это, возможно, объясняется тем, что европейский рынок по объему находится на третьем месте после японского и американского.

Но тем не менее CeBIT был и остается первой европейской выставкой, где можно увидеть самые последние новинки цифровой фототехники.

PC Week: Какое впечатление произвел на вас нынешний CeBIT и, в частности, экспозиция цифрового фото?

В. Ч.: За последние два года CeBIT заметно изменился. Если до 2002-го стенды производителей фототехники были разбросаны по разным павильонам, то в 2002-м и особенно в нынешнем году явно наблюдалась тенденция к их концентрации в первом павильоне. Первый - исторически самый старый павильон выставочного центра Hannover Messe, здесь изначально был главный вход на выставку. Стенды, расположенные в нем, - преимущественно стационарные, многоэтажные, годами закрепленные за одними и теми же экспонентами. В этом году состав участников в первом павильоне заметно изменился. На освободившиеся места рядом со стендами Olympus и Canon переехали стенды Nikon, Pentax, Panasonic. Неподалеку расположены стенды Minolta, Fujifilm, Casio и др.

Начало нынешнего CeBIT’а несколько смутило многих участников выставки из первого павильона - в первый день работы выставки здесь было крайне мало посетителей, да и в остальные дни посетители наблюдались не во всем павильоне. В связи с этим при разговоре с участниками выставки с их стороны часто звучали вопросы: “Не кажется ли вам, что в этом году меньше посетителей?”, “Не снизился ли интерес к выставке?” и т. п.

Впрочем, такая ситуация наблюдалась и в других павильонах - во многих из них было непривычно пусто, тихо и спокойно. Ярким исключением являлись павильоны, где были представлены мобильные телефоны. Тем не менее практически все новые модели цифровых фотокамер удалось увидеть, подержать в руках и составить свое собственное впечатление. Разочаровало разве что отсутствие цифровых зеркальных камер на стенде Olympus, а также то, что единственная представленная на стенде Pentax цифровая “зеркалка” стояла под стеклянным колпаком и ее не удалось подержать в руках.

PC Week: Поставщиков цифровых камер становится все больше, заметно расширяются и предлагаемые ими линейки. Какие тенденции можно разглядеть в этом растущем разнообразии?

В. Ч: Заметна тенденция к использованию унифицированных компонентов и решений в камерах различных марок - ЖК-экранов, ПЗС-матриц, микродвигателей, контроллеров ввода-вывода, микропроцессоров и объективов. Эта тенденция особенно заметна среди камер японских производителей, которым принадлежит большинство основных разработок в области оптики и электроники для цифровой фототехники. Большинство инноваций, реализованных в фототехнике одного из производителей, довольно быстро появляется в продукции его конкурентов. В качестве примеров можно приводить различные функции, повышающие удобство работы с камерой и обработки изображения: находки в области шумоподавления при ночной съемке, режим Best Shot, сюжетные программы, оконные меню, возможность увеличения центральной части кадра при макросъемке и ручной фокусировке, запись полнокадровых полноэкранных видеороликов и т. п.

Еще одна тенденция: старшие модели в линейках цифровых камер (дорогие) производятся, как правило, в Японии. Что касается моделей среднего ценового уровня, то зачастую их производство и отладка техпроцессов осуществляется в Японии, а далее отлаженное производство перемещается на заводы компании, расположенные в регионах с дешевой рабочей силой, - в Китай, Корею, на Тайвань и т. п.

А младшие - массовые модели - как правило, с самого начала выпускаются производственными филиалами компании, расположенными за пределами Японии.

PC Week: Выходит, из-за унификации производителям становится все труднее выделяться на фоне конкурентов?

В. Ч.: Фактически да. В период 1997-2000 гг. технологическое превосходство одних производителей над другими было очень заметно. На тот период времени Olympus, например, технологически превосходил всех своих ближайших конкурентов. На российском рынке доля цифровой фототехники Olympus достигала 80 и более процентов.

Начиная с 2001 г. ситуация существенно изменилась: уже стало трудно говорить о явном лидерстве какого-то одного производителя. Качество фотоаппаратов одного поколения выравнялись, и на первый план стали выходить субъективные факторы, такие, как внешний вид, размер, вес и т. д., и не последнее место среди них занимает приверженность потребителей той или иной торговой марке.

PC Week: А если пользователь еще не определился с личными пристрастиями, как ему сделать выбор?

В. Ч.: В первую очередь нужно определиться с тем, для чего нужна цифровая камера, как и где ее планируется использовать, выпускаются ли к данной модели необходимые вам аксессуары. Выбрав какую-то камеру по техническим характеристикам, лучше всего посмотреть ее “живьем” и попробовать в работе. В этом плане мне на выставке понравился стенд одной компании - производителя оборудования для фотопечати, которая организовала небольшую фотостудию, разместив на одной стойке порядка 40 различных современных потребительских цифровых камер. Их можно было посмотреть, подержать в руках, поснимать прямо на стенде. Такое непосредственное сравнение лучше всего помогает понять сильные и слабые стороны каждой модели, выделить какие-то интересные технологии, реализованные в камерах последних поколений.

Кстати, не все новые камеры обязательно являются представителями нового поколения. Очень часто новая модель незначительно отличается от своего предшественника: изменения в основном могли коснуться дизайна корпуса, дополнения каких-либо функций, а начинка почти не изменилась. Как правило, в таких камерах исправлены недостатки, проявившиеся в предыдущих моделях.

PC Week: Как долго занимает процесс создания новой камеры?

В. Ч.: Данный вопрос скорее следует адресовать непосредственно производителям фототехники. В неформальных беседах с японскими производителями фототехники звучала информация о том, что процесс создания нового поколения цифровых зеркальных камер занимает порядка двух лет. Что касается массовых аппаратов, то их разработка длится 6-9 месяцев. Как правило, за 5-6 месяцев до появления новинки на рынке специалисты по маркетингу уже располагают предварительной информацией о том, что это будет за камера. Изучая рынок и делая прогнозы его развития, они могут высказать свои рекомендации для корректировки финальных характеристик серийных образцов и позиционирования модели на рынке.

PC Week: И что мы увидим на потребительском рынке в ближайшее время?

В. Ч.: Судя по современным тенденциям, гонка мегапикселов подходит к концу. Я предполагаю, что в дальнейшем деление камер на классы по числу мегапикселов не будет столь актуальным, как сейчас. Более правильно, на мой взгляд, было бы классифицировать цифровые камеры исходя из их потребительских свойств. Думаю, что в скором будущем мы придем именно к такой классификации.

На данный момент одномегапиксельный сегмент отдан на откуп второму-третьему эшелону производителей и, как правило, представлен камерами-гаджетами. Что касается 2-мегапиксельных камер, которые пусть и с компромиссами, но позволяют печатать фотографии 10x15 см, то именитые производители продолжают активно работать в этом сегменте. Но к концу года, я думаю, расстановка сил в этом сегменте изменится и доминировать будут производители из Китая, с Тайваня и т. п.

За 3-мегапиксельный сегмент, на мой взгляд, ведущие производители будут держаться еще довольно долго. Трехмегапиксельная камера позволяет получать фотографии, неотличимые по качеству от снимков, сделанных обычным пленочным аппаратом. Мне кажется, что именно на этот тип камер производители сделают ставку как на потенциальную замену потребительским пленочным компактным камерам. Поэтому и нет большого смысла увеличивать разрешение такого массового аппарата. Гораздо интереснее улучшить его потребительские характеристики, например, увеличить размер и разрешение ЖК-экрана, продлить время работы от батареек, усовершенствовать встроенную автоматику, чтобы даже пятилетний ребенок мог нажатием одной кнопки делать нормальные снимки. Существующие технологии позволят сделать эти камеры более легкими, компактными, простыми и удобными в работе и одновременно - дешевыми и доступными. Я полагаю, что к концу года российские цены на 3-мегапиксельные камеры с 3-кратным зумом будут начинаться с уровня 200-250 долл.

Основные нововведения будут по-прежнему появляться в сегменте камер с разрешением в 4-5 мегапикселов, который еще долгое время будет наиболее богат новыми технологиями. Эти камеры в ближайшее время не станут массовыми и вряд ли будут сильно конкурировать между собой по уровню разрешения. По-видимому, главными в этой категории останутся их функциональные возможности и потребительские качества.

Начиная с середины года на рынке будут представлены цифровые зеркальные камеры со сменной оптикой и с разрешением от 6 мегапикселов, стоимость которых не будет превышать 2000 долл. за “боди”.

Подводя итог, можно констатировать, что цифровая фототехника прочно заняла свои позиции в повседневной жизни: это особенно было заметно на CeBIT, где было представлено большое количество новых моделей мобильных телефонов и PDA со встроенными или опциональными цифровыми фотокамерами.

С Василием Черкасовым беседовал Алексей Максимов.

Версия для печати