Корпорация Oracle в качестве поставщика комплекта бизнес-приложений (ERP, CRM, SCM) начала действовать в СНГ на несколько лет позже своих конкурентов. В результате по количеству внедрений в нашем регионе она заметно отстает от своего основного конкурента фирмы SAP AG.

В последнее время представительство Oracle в СНГ (www.oracle.com/ru) активизировало продвижение комплекта бизнес-приложений Oracle E-Business Suite, в рамках которого, в частности, с прошлого года проводится ежегодный Oracle AppsForum для руководителей и директоров (финансовых, по ИТ и т. д.) ведущих предприятий СНГ.

Oracle AppsForum’2003 прошел 18-19 марта. Франсис Велдеман, вице-президент корпорации по продажам E-Business Suite в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), рассказал о последних тенденциях в применении ИТ для управления и о том, каких преимуществ добились ведущие европейские компании - ее клиенты: SAS, Iberia, British Telecom, ING Bank, Lloyds TSB, Abn-Amro, Posco и др. Г-н Велдеман отметил возрастающую роль развивающихся рынков, в том числе и России, в бизнесе Oracle, подчеркнул значение аутсорсинга бизнес-систем, которому корпорация уделяет большое внимание: уже более ста ее клиентов в Европе пользуются этой услугой.

Проекты по внедрению Oracle E-Business Suite в СНГ

По словам Валерия Панкратова, заместителя генерального директора Oracle по продажам E-Business Suite в СНГ, в 2002 финансовом году по сравнению с предыдущим продажи лицензий на пакет в регионе выросли на 42% и уже 50 предприятий используют его.

В июле нынешнего года планируется завершить внедрение Oracle E-Business Suite в ООО “Уралкалий”. Ряд проектов реализуется в металлургии. Как предпочтительное решение для своих предприятий этот комплект приложений выбрало РАО “ЕЭС России”, и в его головной компании в январе уже начата эксплуатация новой системы организации учета на основе приложений Oracle. В фармацевтическом секторе завершается крупный проект в “Шрея корпорэйшн” и идет внедрение комплекта Oracle в дистрибьюторской компании “Протек”. В декабре 2002 г. завершено внедрение блока Oracle CRM в консалтинговом холдинге “Алгоритм Груп”.

Планы на 2003 г.

Объявлено о расширении штата сотрудников представительства Oracle в СНГ - в отделе продаж приложений и в подразделении консалтинга. Теперь к услугам заказчиков в СНГ более 200 сертифицированных консультантов по внедрению комплекта приложений Oracle, причем 160 из них работают в компаниях - партнерах Oracle. В конце прошлого года сертифицированным партнером по Oracle E-Business Suite стала фирма Tops BI (ранее этот статус получили “Борлас” и “Комрек Системс”). Но такими проектами занимаются и другие партнеры корпорации.

В прошлом году Oracle выпустила специальную редакцию (Special Edition) Oracle E-Business Suite для среднего и малого бизнеса. Г-н Панкратов отметил, что идет работа над локализацией этой редакции для России, которая завершится к концу 2003 г. Необходимо также создать новую бизнес-модель ее продвижения через партнеров на рынке малых и средних предприятий. Да и рынок ERP-систем для крупных предприятий в СНГ далек от насыщения, подчеркнул он. Похоже, реакция представительства Oracle в СНГ на инициативу своей корпорации для среднего и малого бизнеса не очень отличается от реакции представительства SAP AG на аналогичную инициативу своей компании (см. PC Week/RE, № 8/2003, с. 41). Сдержанно оценил г-н Панкратов и перспективы аутсорсинга в России в настоящее время.

Опыт металлургов

В металлургии комплект Oracle E-Business Suite известен уже пять лет, и, пожалуй, в этой отрасли накоплен самый большой опыт работы с ним.

На металлургической секции специалисты Объединенной металлургической компании (OMK), Чусовского (ЧМЗ) и Ашинского (АМЗ) металлургических заводов и Магнитогорского металлургического комбината (ММК), а также консультанты Oracle и фирм “Борлас”, Tops BI и “Компек Системс” сообщили немало интересного, и не только для управленцев и ИТ-специалистов предприятий металлургии.

ОМК - это управляющая компания трубного холдинга, в который год назад входило около 20 предприятий, в том числе три металлургических завода, использующих комплект приложений Oracle. Ее сотрудник Владимир Аникин в своем выступлении рассмотрел значение рисков при определении и реализации ИТ-стратегии предприятия. Внешние риски - это изменение бизнес-стратегии, внешней среды и внутренней структуры; внутренние - недостаточная профессиональная квалификация пользователей, слабая заинтересованность менеджмента и т. п., например, низкая ответственность за качество вводимых данных. Компания г-на Аникина в полной мере столкнулась с внешними рисками, так как два из трех заводов, применявших приложения Oracle, вышли из состава холдинга. Но несмотря на все внешние и внутренние риски, специалистам ОМК удается поддерживать и развивать систему управления холдингом на базе этого комплекта.

Специалисты ЧМЗ в своем выступлении рассмотрели интеграцию Oracle E-Business Suite с российскими системами фирмы “Инфософт”. К моменту внедрения комплекта Oracle уже использовались бухгалтерская программа “Интегратор” и кадровая система “Флагман”, но было принято решение оставить эти приложения, обеспечив их интеграцию с Oracle E-Business Suite. Однако в процессе эксплуатации стала очевидна недостаточная производительность “Интегратора”, основанного на файловом формате dbf, и тогда, расширив сферу применения приложений Oracle, от него отказались. Систему “Флагман” планируется применять и дальше.

История автоматизации ММК на основе Oracle E-Bisiness Suite заслуживает отдельного подробного рассказа, а пока остановимся на одной на первый взгляд неожиданной проблеме, с которой столкнулись сотрудники ИТ-подразделений ММК и консультанты фирмы “Борлас”, - проблеме интеграции. Дело в том, что E-Business Suite - это исходно тесно интегрированный, прежде всего по данным, комплект модулей. Но в процессе внедрения в различных подразделениях ММК они адаптировались к местным условиям, их возможности расширялись, и в результате между ними возникли расхождения. Поэтому в ноябре 2002 г. в рамках общего проекта по созданию комплексной системы управления ММК стартовал проект по интеграции.

На заседании круглого стола участники в целом согласились с Владимиром Аникиным в том, что нужно учитывать риски, а также с двумя его тезисами: о необходимости создания на предприятии своей команды, которая вначале вместе с консультантами внедряет систему управления, а потом самостоятельно развивает ее (этот тезис был поддержан и консультантами из компаний - партнеров Oracle), и о том, что большим препятствием для внедренцев является неформализованность реальных бизнес-процессов.

По “SAP’овски”, или по “Baan’овски”, или...

Как внедрять приложения Oracle - по “SAP’овски” (сначала финансовый модуль, а потом остальные) или по “Baan’овски” (сначала логистику, а затем другие модули)? На этот вопрос одного из слушателей внедренцы отвечали, что можно и так и этак. В защиту “SAP’овского” подхода один из консультантов “Борласа” высказал мнение, что в российских условиях положительные последствия автоматизации, правильность ее реализации заметны только через бухгалтерию. Некоторые участники предложили начинать внедрение с модулей загрузки и отгрузки, кредиторского и дебиторского, так как в этих случаях быстро проявляются преимущества подобных проектов. Чтобы гарантировать успех, исходя из сложности модулей и функциональных областей, предлагался и такой порядок: кадры, производство, финансы.

Темы обсуждения в основном были связаны не с ПО, а с реальными бизнес-процессами. Корпорация Oracle уделяет большое внимание быстроте внедрения Oracle E-Business Suite и довольно часто сообщает, например, что тот или иной заказчик внедрил комплект ее приложений за 120, 100 и даже 60 суток. Но, похоже, специфика российских бизнес-процессов такова, что наши предприятия еще долго не появятся в этих объявлениях.

Кто интересуется Oracle E-Business Suite?

Из 500 с лишним участников Oracle AppsForum’2003 две трети представляли московские организации и одна треть - регионы России и страны СНГ.

Форумом были охвачены следующие отрасли экономики: энергетика (17%), банки и страховые компании (17%), металлургия - 10%, торговля и дистрибуция - 10%, ВПК и авиапром - 7%, химическая промышленность - 7%, автомобилестроение - 5%.

Oracle E-Business Suite сегодня

По данным IDC за 2002 г., корпорация Oracle занимает второе место на мировом рынке ERP-систем. Более 13 тыс. предприятий во всем мире работают с Oracle E-Business Suite, причем 75% из них уже используют версию 11i этого комплекта или переходят на нее. Согласно результатам II квартала 2003 финансового года, на этот комплект приложений пришлось 19% оборота Oracle.

В 2000 г. корпорация первой среди поставщиков бизнес-приложений реализовала концепцию Business Suite (интегрированный комплект модулей), выпустив Oracle

E-Business Suite. В настоящее время в этот комплект входит более 150 модулей и компонентов, которые группируются в три больших блока: ERP (управление ресурсами предприятия), CRM (управление отношениями с заказчиками) и SCM (управление цепочками поставок). Каждый блок в свою очередь состоит из подсистем и комплексов модулей.

На Oracle AppsForum’2003 были представлены новые подсистемы Oracle E-Business Suite: “Управление обслуживанием и ремонтами оборудования” (Enterprise Asset Management - EAM), “Управление жизненным циклом продукции” (Product Lifecycle Mamagement - PLM) и расширение функциональности блока Oracle CRM.

“Управление обслуживанием и ремонтами оборудования” (Oracle EAM) поддерживает русский язык и применимо для любых объектов - производственного оборудования, зданий и сооружений, парков транспортных средств и т. п.

“Управление жизненным циклом продукции” (Oracle PLM) реализовано как часть версии 11.5.9 комплекта Oracle E-Business Suite, которая выйдет в июне 2003 г. В целом в соответствии с концепцией PLM корпорация Oracle предлагает следующие компоненты: Portfolio Management (управление программами), Collaborative Product Design (совместная разработка изделий), все базовые подсистемы Oracle E-Business Suite и Advanced Service Online (расширенное сервисное обслуживание).

В блок Oracle CRM включено несколько новых подсистем. Предполагается, что наиболее востребованными будут “Коммерческие предложения” (Quoting) и “Клиенты онлайн” (Customers Online).

Первая подсистема поддерживает процесс создания и управления коммерческими предложениями как основной инструмент для ведения переговоров и уточнения условий потенциальной сделки. После согласования с клиентом предложение инициирует процесс оформления сделки, который может осуществляться либо в рамках Oracle E-Business Suite, либо в другой системе.

Вторая подсистема реализует возможность принятия решений в режиме реального времени благодаря поддержке трех базовых принципов управления данными о клиентах: консолидации информации о клиенте, достоверности данных о клиенте и полноте данных о клиенте.

На Oracle AppsForum’2003 объявлено, что готовится интеграция блока Oracle CRM с одной из ведущих платформ для call-центров от фирмы Genesys.

Впервые в России: полномасштабное внедрение Oracle E-Business Suite - за один год

На открытии Oracle AppsForum’2003 было объявлено о том, что завершено внедрение комплекта приложений Oracle E-Business Suite версии 11i в OAO “Метафракс” (www.metafrax.ru), одном из ведущих химических предприятий России.

С учетом растущей рыночной конкуренции два года назад была разработана программа развития этой компании до 2005 г., главной целью которой объявлено снижение стоимости метанола при одновременном расширении линейки продукции - производных метанола. Как одно из основных условий реализации этой программы значилось создание интегрированной системы управления класса ERP, и после анализа различных ERP-систем был выбран комплект приложений Oracle E-Business Suite. Проект по созданию системы управления на его основе стартовал в декабре 2001 г., а в промышленную эксплуатацию она была запущена, как и планировалось, в январе 2003-го. В реализации этого проекта принимали участие консультанты от Oracle и ее партнеров - “АйТи”, “Борласа”, GMCS и TOPS BI.

Всего внедрено 23 модуля Oracle E-Business Suite, включая модули “Управления непрерывным производством” (впервые в России). АСУ ТП цехов интегрированы с приложениями Oracle, что позволило снизить трудоемкость ввода данных и количество связанных с этой процедурой пользовательских ошибок. Формирование всей управленческой, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности предприятия осуществляется теперь на основе данных комплекта Oracle.

В феврале 2003 г. руководство OAO “Метафракс” оценило уровень услуг, оказанных при внедрении, в 4,28 балла по пятибалльной системе. А Владимир Даут, генеральный директор компании, подчеркнул: “Теперь мы сможем управлять себестоимостью, опираясь на реальные факты, и своевременно получать полную и достоверную информацию, прежде всего для контроля экономической деятельности служб и предприятия в целом”.