Рынок финансовых услуг развивается неравномерно: достигнутые технологические преимущества открывают новые практические возможности. Сегодня наряду с экстенсивным ростом клиентской базы наблюдается становление отдельных областей, связанных с прикладными услугами (например, кредитование). Изменения на рынке программных продуктов банковского обслуживания носят скорее эволюционный характер и заключаются главным образом в совершенствовании инфраструктуры программных средств, развернутых в банках. Со времен кризиса 1998 г. банки стали обращать большое внимание на клиентский сервис, так как выжили тогда именно те финансовые учреждения, которые смогли сохранить и приумножить число своих клиентов. Электронные услуги вышли на одно из первых мест среди финансовых сервисов, а некоторые банки одно время даже бесплатно предлагали систему клиент - банк. Ведь дистанционные услуги позволяют бороться и за того клиента, который находится далеко-далеко, где-нибудь на Камчатке. Отраслевые банки также были заинтересованы в том, чтобы сохранить свою клиентскую базу независимо от территориального расположения предприятий. Современная тенденция в отечественном банковском сообществе к экспансии бизнеса и стремление территориально расширять свое присутствие еще более стимулируют интерес к электронным системам дистанционного обслуживания.

Первоначально такие решения разрабатывались внешними по отношению к производителям автоматизированных банковских систем (АБС) и другого базового финансового ПО силами. Сила номер один - сами банки, которые “прикручивали” к АБС клиентские приложения, в частности клиент - банк. Тем, кто не имел “самописных” вариантов, на помощь приходили компании, специализирующиеся в этой нише. Они создавали хорошие системы и состыковывали их с соответствующей АБС. Свои программы предлагали и разработчики АБС, но, создаваемое как побочный продукт и потому инвестируемое по остаточному принципу, такое ПО было слаборазвитым. Теперь же все больший доход от клиентских программных комплексов заставляет производителей АБС сместить акценты в сторону этого сектора рынка, увеличить ресурсы, выделяемые на совершенствование данного вида софта. В компании R-Style Softlab (www.softlab.ru) с появлением комплекса InterBank ставка была сделала на развитие сильных клиентских систем.

Проблемы обслуживания электронных сервисов

Большинство работающих сегодня АБС изначально создавалось для решения банковских задач без учета требований внешних клиентских систем. Так что не удивительно, что с появлением последних возник ряд проблем по взаимоувязке и согласованию.

Принципиальная схема взаимодействия InterBank и АБС с

использованием распределенных DLM-интерфейсов

Основная технологическая трудность - интеграция АБС с клиентскими системами, предоставляющими доступ к электронным сервисам банка. АБС - сложный программный комплекс с набором прикладных функциональных модулей (кредитная, дилинговая, аналитическая система и др.). К тому же все это непростое хозяйство периодически модифицируется в связи с изменениями законодательства, структуры базы данных, алгоритмов и т. п. Чтобы соответствовать своему назначению, клиентские системы должны быть хорошо вписаны в эту инфраструктуру. Скажем, если это кредитный сервис, то нужно, чтобы они позволяли просмотреть свою кредитную историю, платежи и пр., если расчетная система - перевести деньги со счета на счет и т. д.

Есть и другая сложность - большая нагрузка на стоящую в банке АБС ввиду возросшего объема внешних запросов, требующих обработки в приемлемое время. Появление Интернета усугубило эту проблему. Если в традиционном варианте клиент - банк работа ведется в офлайновом, почтовом режиме, то в Интернет-системе диалог “вопрос - ответ” идет в реальном времени и реакция должна быть моментальной. И здесь задача стыковки стоит очень остро. Крайне замедленная реакция в решениях многих разработчиков вызвала отторжение клиентов.

Изначально, еще при проектировании InterBank (1999 г.) в нем были объединены все способы предоставления электронных банковских услуг - телефонии, систем клиент - банк, Интернета, мобильной связи. В состав комплекса входят:

- бэк-офис удаленных рабочих мест (банковская часть и ядро комплекса);

- клиент Windows (система класса клиент - банк для MS Windows);

- RS-Portal (сервер Интернет-приложений);

- RS-Audio (многоканальная система обслуживания по телефону);

- RS-Mail (почтовая система).

Центральное приложение комплекса - подсистема “Бэк-офис удаленных рабочих мест”, которая осуществляет интеграцию с АБС и является по отношению к учетному ядру равноправным бэк-офисом среди других подобных приложений.

Трехлетний опыт эксплуатации системы InterBank во множестве банков с самыми разными требованиями и технологией работы лег в основу ее дальнейшего совершенствования. Сегодня R-Style Softlab выпускает новую версию 5.2, которая была представлена на семинаре, прошедшем 19 марта в офисе компании.

Открытые интерфейсы

Основное отличие новой версии InterBank от предыдущей состоит в наличии абстрактных прикладных программных интерфейсов, работающих в терминах прикладных сущностей и реализующих функции определенного вида дистанционного обслуживания. Одна из их главных задач - загрузка информации в АБС и выдача ее обратно во внешние приложения. Свойства этих интерфейсов позволяют преодолеть рассмотренные выше сложности, возникающие при интеграции АБС с сервис-системами. Являясь по своей природе многозадачными, то есть выполняя множество запросов к АБС параллельно, они обеспечивают высокую пропускную способность и возможность обслуживания всех систем, которые работают по онлайновой схеме, в том числе и территориально удаленных по выделенным каналам. В одном из проектов аудиосистема на базе компьютера с голосовым модемом установлена в доп-офисе (дополнительный офис), где присутствует всего один сотрудник, а банк находится в другом городе. Клиенту звонить в доп-офис гораздо удобней и выгодней, чем по междугородным линиям связи в банк. Возможны и другие схемы. Например, головной офис занимается кредитами, а информация по ним выдается из удаленного доп-офиса.

Открытые интерфейсы позволяют преодолеть еще одну трудность: разработчики клиентских приложений не обязаны теперь знать, как устроена АБС внутри, избавившись таким образом от необходимости отслеживать внутренние структуры при изменении самой АБС. Приложения комплекса InterBank тесно интегрированы между собой, а также с системами автоматизации, функционирующими в банке, в том числе и АБС. Стандартом реализации интерфейсов выбран механизм DLM-расширений (Dynamic Link Module) языка RSL. Каждому приложению отвечает DLM-интерфейс предметной области. Это позволяет легко интегрировать программы, разработанные независимо друг от друга. Действительно, клиентская часть приложения “видит” только свой интерфейс, а серверная может использовать интерфейсы других прикладных систем (см. рисунок).

Важное свойство новых интерфейсов - множественность, благодаря чему InterBank может работать с несколькими их экземплярами, обрабатывая запросы не только внешних клиентских систем, но и информационных или предназначенных для ограниченного круга сотрудников банка, а также для стыковки с процессинговым либо аналитическим центром и т. д.

Новые возможности

Высокая надежность сервиса особенно важна для таких услуг, как телефония и Интернет, которые требуют, чтобы система работала 24 часа в сутки. Важно, чтобы система никогда не “падала”, что в решении R-Style Softlab достигается за счет использования сервера InterBank. В новой версии этот сервер занят обработкой потока документов и вызовов от внешних систем, а управление им ведется с удаленной консоли оператора. Консоль можно загружать и выгружать когда угодно, сервер же будет работать по получении соответствующей команды системного администратора. Если возникнут критические ошибки, приводящие к остановке системы, он автоматически перезапускается. В случае нештатных ситуаций, как-то: приход документа с некорректным ключом электронно-цифровой подписи, заполненных с ошибками платежек и пр., данные не попадают в АБС, а операционист с консоли имеет доступ к ситуациям с отказанными документами.

И еще одна важная особенность. Поскольку АБС может время от времени отключаться для внешних систем, то обычно в эти периоды перестает работать и клиентский сервис. InterBank же в таких случаях переходит в автономный режим работы и действует в рамках имеющейся внутри информации. Это позволяет продолжать работу с клиентами, и у них не возникает ощущения брошенности. Связующим звеном для всех подсистем комплекса InterBank является модуль “Бэк-офис удаленных рабочих мест”. В нем осуществляется администрирование подсистем RS-Portal, RS-Audio и системы Интернет-клиент, а также хранится вся общая информация (справочная, о формах документов и изменениях клиентского ПО), которая используется программой-конфигуратором для рассылки пакетов обновлений клиентам банка.

В подсистеме “Клиент Windows” улучшен пользовательский интерфейс и реализован многооконный режим работы (MDI). Клиенты могут взаимодействовать одновременно с несколькими банками (с использованием различных почтовых и криптосистем). Кроме того, для каждого клиента теперь формируется индивидуальный дистрибутив (содержащий настроечные файлы и заполненную базу данных), что значительно упрощает установку и первоначальную настройку программы.

В транспортной системе RS-Mail v. 4.1 также произошли перемены: реализован новый менеджер файлового обмена, добавлены функции автоматической архивации сообщений, синхронизации и дистанционного управления параметрами терминалов.

Новый комплекс InterBank v 5.2 предусматривает работу на следующих программных платформах: клиентские системы - MS Windows 98/NT4/Me/2000/XP, серверные - MS Windows 2000/XP.