С 22 по 25 апреля в московском “Экспоцентре” на Красной Пресне проходила “Неделя информационных технологий”, организованная крупным выставочным оператором ITE Group Plc (www.ite-expo.ru) и включавшая 14-ю выставку Комтек (www.comtek.ru) и третью международную конференцию “Электронный бизнес в России. Информационные технологии и управление бизнесом” (eBusiness Russia, www.ite-conferences.ru). Последняя проходила в течение двух дней и состояла из четырех заседаний, посвященных роли информационных технологий в развитии государства и бизнеса, стратегии развития электронного бизнеса, электронной коммерции, поиску, подготовке и обучению персонала.

Участниками выставки на сей раз стали около 240 компаний из 23 стран мира. Это на 20 фирм меньше, чем в прошлом году (примерно на 15% уменьшилась и общая площадь выставки). Интересно отметить, что среди экспонентов Комтека’2003 - около 60 тайваньских предприятий, хотя в прошлом году эта страна не была представлена вовсе.

Вообще говоря, во внимании организаторов к новичкам “из-за бугра” нет ничего удивительного. Вспомним историю. Если SofTool (www.softool.ru) практически c самого начала позиционировался как площадка для показа достижений российских фирм (прежде всего - разработчиков программного обеспечения), то Комтек изначально был задуман как средство продвижения на отечественный рынок новых компаний. Зарубежным фирмам, не имеющим в нашей стране ни офисов, ни партнеров, предоставлялась великолепная возможность продемонстрировать (с минимальными организационными затратами) свою продукцию и установить полезные контакты - устроители Комтека делали стенды “под ключ” и брали на себя все заботы по обустройству стендов и завозу на них экспонатов. Шли годы. Число неизвестных зарубежных компаний уменьшалось, а масштабы и амбиции российских фирм росли. Поэтому они стали требовать себе лучшие места. Однако политика организаторов выставки состояла в том, что лучшие места отдавались старожилам, а потому выросшим из коротких штанишек новичкам доставались “неудобья”. В конце концов обиженные начали уходить с Комтека, заявляя о том, что с развитием Интернета она-де стала неэффективна.

Ситуацию усугубило то, что где-то к середине девяностых годов потребители компьютерных технологий в основном утолили свой информационный голод и увидеть на выставке что-либо новенькое им становилось все труднее. Дефолт 1998 г. и рост цен на железнодорожные и авиабилеты отвадил от Комтека регионалов. В какой-то момент разгорелись споры о том, на кого должна быть ориентирована выставка: на массового пользователя (домашнего “юзера” или сотрудника небольшой фирмы) либо на профессионалов, работающих в средних и крупных компаниях.

Стремясь соблюсти баланс интересов, новые организаторы выставки (с 2001 г. Комтек устраивает не американская компания Comtek International, а британская ITE Group Plc, см. PC Week/RE, № 14/ 2000, с. 1) решили разделить ее на две части: общедоступную (для народа) и закрытую (для специалистов). Но и тут вышел прокол: “закрытых” экспонентов не известили о том, в каких пределах можно шуметь при организации завлекательных шоу, и серьезные фирмы, проводившие на своих стендах семинары, остались недовольны. Тогда ITE Group установила, что в деловой части выставки уровень шума не должен превышать 75 дб, и... консенсус был достигнут. Однако “1C” - в этом году общая площадь ее стендов составила 216 кв. м - все равно ушла из закрытой части и стала демонстрировать в общем зале не только игровой и обучающий софт (направление “1C: Мультимедиа”), но и деловые учетно-аналитические программы семейства “1C:Предприятие”.

Удовлетворив все чаяния экспонентов, ITE Group решила сделать что-то хорошее и для журналистов. В этом году на Комтеке был наконец-то организован пресс-центр (правда, без вывески, т. е. только для тех, кто знал о его существовании) с компьютерами, телефонами, факсами и прочими удобствами. В числе предлагаемых им услуг - обмен разовых билетов на выставку (в этом году их цена не изменилась - 70 руб. для всех категорий посетителей) на постоянные пропуска (для тех, кто имеет редакционные удостоверения или иные свидетельства принадлежности к классу пишущей братии). Вообще говоря, пресс-центр - это то место, куда от участников выставки стекаются все сведения о демонстрируемых ими новых продуктах. К сожалению, Комтек так и не стал местом объявления новинок. Ни в лучшие годы, когда занимал практически все павильоны “Экспоцентра”, ни сейчас. Вот лишь один, но весьма красноречивый факт. За несколько дней до выставки ее организаторы провели пресс-конференцию, на которой журналистам раздали список новинок, показ которых ожидался на Комтеке-2003. Как вы думаете, сколько фирм сочли нужным обозначить себя в этом списке? Всего шесть! Вот они: ивановская “Спецлаборатория” (www.goal.ru), московские “1C” (www.1c.ru) и ArBYTE Computers (www.arbyte.ru) да тайваньские KYE Systems (товары под торговой маркой Genius), GlacialTech (системы охлаждения и термоконтроля для процессоров) и Saint Song (миниатюрные ПК). Прямо скажем - не густо. Потому и полки для пресс-релизов и иных информационных материалов в пресс-центре Комтека’2003 предусмотрены не были.

Тем не менее в следующих номерах еженедельника мы расскажем вам о том, что увидели на выставке наши журналисты.

Версия для печати