ТОРГОВЛЯ

Еще одним знаком продолжающейся экспансии крупных западных розничных торговых сетей в Россию стало открытие в феврале в подмосковных Котельниках (2 км от МКАД по Новорязанскому шоссе) первого гипермаркета Marktkauf Rus. В роли генерального подрядчика по полной информатизации магазина выступило российское представительство Siemens Business Services (www.sbs.ru).

Райнхард Вольф удовлетворен

подписанием аутсорсингового контракта

Торговая марка Marktkauf принадлежит германской компании AVA Allgemeine Handelsgesellschaft der Verbraucher, которая только в ФРГ имеет более 300 магазинов. Приход AVA в Россию не случаен. Как рассказал генеральный директор ее дочерней фирмы “Маркткауф Россия” (www.marktkauf.ru) Германн Шпильбергер, рынок ритейла сегодня насыщен не только в Германии, но и в большей части стран Центральной и Восточной Европы. Одним из немногих мест, где, с одной стороны, наблюдается устойчивый рост экономики и покупательной способности населения, а с другой - недостаточно развита современная розничная сеть, остается наша страна.

Решение о строительстве первого российского гипермаркета Marktkauf было принято в 2001 г., и тогда же началось сотрудничество заказчика с Siemens Business Services (SBS). Правда, SBS в то время еще не имела статуса генподрядчика: компания выполняла проект по автоматизации проектного бюро “Маркткауф Россия”. Хотя г-н Шпильбергер был вполне корректен, говоря о позитивном опыте сотрудничества с российскими ведомствами и учреждениями, следует полагать, что в этой сфере далеко не все было так уж гладко. Во всяком случае перенос даты открытия магазина с сентября 2002-го на февраль 2003 г. руководство “Маркткауф России” объясняет задержками с оформлением прав собственности на землю и строения. В итоге все решилось следующим образом: российское предприятие “Автоторгсервис” получило участок и построило на нем гипермаркет, после чего оно было куплено вместе со всеми активами и стало 100%-ной “дочкой” концерна AVA.

Замечательная особенность котельнического Marktkauf - наличие в его составе самого большого в России строительного и садового центра, занимающего почти половину из 23,5 тыс. кв. м торговой площади гипермаркета. Владельцы магазина считают, что это дает ему дополнительные конкурентные преимущества и они с лихвой компенсируют некоторую удаленность площадки от МКАД: дачники по пути к своим “пенатам” смогут в одном месте приобрести продукты, строительные товары, саженцы и садовый инвентарь. По словам г-на Шпильбергера, уже сегодня 60% покупателей приезжают на своих машинах, а остальных доставляют бесплатные автобусы от станции метро “Кузьминки” и близлежащих Люберец и Жулебина: за день обслуживается около 25 тыс. человек. Это позволяет руководству Marktkauf уверенно прогнозировать на 2003 г. объем продаж не менее 50 млн. евро.

Говоря о планируемой окупаемости проекта, глава “Маркткауф России” отметил, что в отличие от российских инвесторов, ориентирующихся на возврат вложений в течение 5-8 лет, немцы согласны ждать и 30 лет. Инвестиции в первый российский Marktkauf составили 40 млн. евро: из них 33 млн. пошли на оплату земельного участка и здания, а 7 млн. - на приобретение техники и оборудования. Последняя цифра включает и стоимость проекта построения информационной системы (1,3 млн. долл.), выполненного SBS вместе с партнерами-субподрядчиками.

В гипермаркете Marktkauf широко применяются

беспроводные электронные устройства контроля цен

В рамках данного проекта при участии фирмы “Трансфер Эквипмент Восток” (www.tevostok.ru) проложена структурированная кабельная система на 1900 портов, создана локальная сеть, к которой подключены 200 клиентских рабочих мест, 56 кассовых терминалов и 10 информационных киосков. Ею же установлено инженерное оборудование (в частности, системы бесперебойного электроснабжения фирмы MGE UPS Systems). В качестве серверов и рабочих станций используются компьютеры одного производителя - Fujitsu Siemens Computers. Организовано централизованное управление всеми ИТ-ресурсами и круглосуточная техническая поддержка. Поставкой, установкой и настройкой термопринтеров Zebra и беспроводной сети для мобильных считывающих устройств Symbol занималась компания “Пилот” (www.pilot.ru). Любопытной особенностью решения, развернутого в гипермаркете Marktkauf, является широкое использование радиофицированных электронных устройств контроля цен Real Price Verifier компании NCR. При любых изменениях в прайс-листе автоматически осуществляется их синхронизация с кассовыми терминалами.

Одно из требований заказчика - возможность расширения информационной системы по мере роста бизнеса, в частности обеспечение взаимодействия с новыми торговыми предприятиями сети при вводе их в эксплуатацию. Уже сегодня реализован удаленный доступ к ИС магазина Marktkauf, а сама она подключена к Интернету. Более того, создана виртуальная частная сеть (VPN), объединяющая “Маркткауф Россию” с германской штаб-квартирой AVA.

Владельцы позиционируют Marktkauf Rus как торговое предприятие с ценами, находящимися между нижним и средним уровнем. Это означает, что ему необходимо обеспечить высокую эффективность обслуживания покупателей и организации всех бизнес-процессов. О масштабах задачи говорят следующие цифры: ежедневно на полках выставлены товары 40 тыс. наименований суммарной стоимостью 10 млн. евро, магазин работает с 1200 поставщиками, а его обслуживанием занимаются 940 человек. Товародвижением на складе и в торговом зале управляет закрытая прикладная система Obase, хорошо зарекомендовавшая себя в России в сети магазинов “Рамстор”. Автоматизация же общехозяйственных финансовых и учетных операций возложена на известную систему Microsoft Business Solutions - Attain, финансовый и кадровый модуль которой внедрила в гипермаркете “Консультационная группа АТК” (www.atkcg.ru).

Естественно было бы предположить, что выбор SBS на роль генерального подрядчика объясняется аналогичным уровнем ее отношений с концерном AVA в Германии. Как пояснил президент SBS Osteuropa Райнхард Вольф, это вовсе не так. Немецкие магазины Marktkauf обслуживаются собственным ИТ-департаментом AVA, командировать же его специалистов в Россию было бы слишком накладно. Да и немалая часть используемых в новом подмосковном гипермаркете современных технологических решений еще не нашла дорогу в давно эксплуатируемые торговые центры в Германии.

Руководство “Маркткауф России”, желая сократить затраты на обслуживание своей ИТ-инфраструктуры, решило поручить его российскому отделению SBS. Аутсорсинговые контракты SBS, заключаемые ею в самых разных странах, базируются на стандартном каталоге, позволяющем заказчику гибко регулировать объем, структуру, качество и цену получаемых услуг. В данном случае SBS гарантирует круглосуточный контроль критических компонентов (серверов, активного сетевого оборудования, источников бесперебойного питания) и регулярное обслуживание мультивендорного оборудования (ПК, принтеры, беспроводная сеть) и системного ПО. Сотрудники Marktkauf, столкнувшиеся с той или иной проблемой, могут в любое время суток воспользоваться системой Help Desk.

Успех аутсорсингового проекта очень важен и для SBS, и для компании “Маркткауф Россия”. Она намерена открывать в ближайшей перспективе в России по три магазина Marktkauf в год. Где они будут располагаться? Пока г-н Шпильбергер не готов назвать точные адреса: ведь от точности выбора места во многом зависит успех предприятия, которому предстоит работать как минимум 50 лет. А это огромный срок даже для такой почтенной корпорации, как Siemens, отпраздновавшей в прошлом месяце свое 150-летие.