Недавно завершившаяся выставка “Связь-Экспокомм” показала, что IP- телефония для частных пользователей остается одним из самых динамично развивающихся направлений связи. Как сообщалось в печати, объем этого рынка только за последний год вырос на 30%, а в следующем аналитики обещают уже 50% прироста. В то же время появляются все новые сервисы, способные составить конкуренцию, причем не только ценовую, этой сравнительно дешевой и завоевавшей признание потребителя технологии дальней связи. Речь идет скорее о качественно новых предложениях, выводящих услугу на совершенно другой уровень. Иными словами, теперь уже имеет смысл говорить не о рынке IP-телефонии для массового пользователя, а о рынке карточной телефонии в целом.

По оценкам J’son&Partners, на долю карточной телефонии приходится около 20% московского рынка дальней связи. Здесь работает порядка 70 мелких операторов, каждый из них контролирует не более 1% рынка, треть которого принадлежит таким крупным специализированным компаниям, как “Зебра Телеком”, “Тарио”, “Корпорация ОСС”.

Серьезной конкуренции брендов в карточной телефонии до последнего времени не существовало, так что этот рынок пока еще перспективен для новых игроков. Но в ближайшее время ситуация может измениться. Последний год ознаменовался появлением карточки “Зебра Телеком” (www.zebratelecom.ru), которой удалось быстро и эффективно утвердиться на рынке и перевести борьбу за потребителя в плоскость маркетинговых стратегий. Причем если еще недавно затраты, связанные с выходом на рынок, были сравнительно невысоки, то сейчас начальная планка стала заметно подниматься. Уже действующие игроки из числа тех, для кого карточный бизнес не является основным, неизбежно придут к необходимости снижать цены в обозримом будущем.

Одновременно с этим можно прогнозировать, что специализированные компании, в свою очередь, будут искать новые возможности для сбыта собственных технологий, отработанных на массовом пользователе, и даже постепенно изменят устоявшиеся приоритеты. Та же “Зебра Телеком” обозначила эту тенденцию, начав полгода назад активно продвигать свои услуги корпоративным пользователям (см. PC Week/RE, № 12/2003, с. 19), которым были предложены пакеты услуг на базе IP-телефонии, в том числе доступ к узлу IP-телефонии, услуга виртуальной частной сети предприятия с интегрированной IP-телефонией и ряд других. При этом компания не скрывает, что пока на этом рынке она конкурентоспособна только благодаря невысоким тарифам. Другое дело, что сама фирма не считает такой подход перспективным, предполагая в дальнейшем вкладывать средства в техническое перевооружение и расширение пакета услуг.

А вот выход на рынок карточной телефонии для массового пользователя, в противоположность стратегии, выбранной “Зеброй” для B2B, теперь имеет смысл только в том случае, если “новичок” может предложить передовой пакет услуг. Пример - недавний запуск “МаксиКарты”, которая позиционируется компанией “МТУ-Информ” (www.mtu-inform.ru) как основной конкурент продукта “Зебры”.

До последнего времени “МТУ-Информ” работала только на корпоративном рынке, представляя также доступ в Интернет и услуги связи по выделенным линиям для жилых домов и коттеджных поселков. По словам Саида Алимбекова, генерального директора “МТУ-Информ”, “свободных” корпоративных клиентов становится все меньше, а потому фирмы, работающие на этом рынке, вынуждены идти на предоставление услуг связи частным пользователям. В мае компания заявила о начале работы на новом для себя направлении - предоставлении услуг междугородной и международной связи. “Сегодняшний рынок - это поле битвы множества игроков, предлагающих услуги разного уровня качества. На наш взгляд, пришло время крупных операторов связи”, - сказал г-н Алимбеков. Намерения у компании серьезные: получить 20% рынка в первые же годы продвижения продукта.

Проект интересен тем, что пользователю предлагается цифровая связь по цене IP-телефонии. Услуга реализована на базе интеллектуальной сети “МТУ-Информ”, что позволяет обеспечить гибкость и удобство обращения, возможность самостоятельного управления услугой. Пожалуй, впервые карточный продукт для конечного пользователя соответствует уровню обслуживания корпоративных клиентов и предусматривает проведение операций с лицевым счетом, программирование необходимых сценариев вызовов и порядка набора номеров, создание и редактирование собственной записной книжки, предоставление доступа к услуге доверенным лицам. Настройку и использование всех функций потребитель может осуществлять через Интернет, для чего был создан специальный Web-сайт.

С помощью Web-интерфейса пользователь может запрограммировать международный звонок, и в определенное время система сама наберет необходимый номер и соединит с ним телефон абонента. Возможность авторизации через АОН освобождает клиента от необходимости набирать длинный пин-код каждый раз, когда надо позвонить в другой город или страну, а полная детализация всех счетов за разговоры делает услугу финансово прозрачной. Предусмотрено и расширение числа людей, которые могут пользоваться одним счетом, что имеет явные корпоративные корни и вполне может заинтересовать малый бизнес. Причем для разных доверенных лиц можно назначать определенные ограничения по звонкам и количеству предоставляемых сервисов.

В общем, тенденция показательна: изначально “карточные” компании, такие, как “Зебра”, включают в орбиту своих интересов корпоративные рынки, а операторы связи, прежде работавшие сугубо на уровне B2B, выходят на рынок массовый. Отработанные на бизнес-рынках технологии, как в случае с “МаксиКартой”, выливаются в серьезное технологическое преимущество, когда компания начинает их использование “для частников”.

В то же время обращение “Зебры” к корпоративному рынку определенно говорит о ее нацеленности в перспективе на технологическое перевооружение, которое неизбежно скажется и на массовом клиенте. Разными путями компании расширяют сферы своей активности, но в любом случае это расширение возможно только при постоянном совершенствовании технологий. В такой ситуации, похоже, у мелких “карточных” операторов поле для маневра сужается.