Идея наградить лучших продавцов компакт-дисков (и других носителей) TDK - победителей совместной маркетинговой программы TDK (www.tdk-russia.ru) и дистрибьюторской компании "Алион" (www.alion.ru) - поездкой на завод, где эти самые диски производят, оказалась весьма привлекательной. В этом легко признались Всеволод Соколов и Александр Панченко, представители соответственно столичной компании ОЛДИ и питерской фирмы "Ронд", преуспевших в поставках датамедиапродукции TDK в период с 1 сентября по 30 октября 2002 г. Напомним, что для победы в конкурсе дилеры "Алиона" должны были достичь наивысших объемов закупок, преодолев за два месяца минимальный рубеж в 30 тыс. долл. для московской и 18 тыс. долл. для региональной компаний.

Отправиться двум лауреатам в сопровождении менеджера TDK по продажам в СНГ Леонида Юшина и двух представителей дистрибьютора - коммерческого директора Алены Пищулиной и руководителя направления носителей информации Ольги Пищулиной - предстояло в одно из самых крохотных государств Европы - Великое Герцогство Люксембург. Именно здесь, в небольшом местечке Башараш (Bascharage), в окружении скромных на вид вилл, ярко-зеленых лугов с ухоженными коровами и лесочков, по-видимому, с тщательно пересчитанными деревьями, на площади в 43 тыс. кв. м расположен завод TDK, продукция которого хорошо известна отечественным знатокам CD-R. Здесь же размещается и штаб-квартира подразделения TDK Recording Media Europe.

Производство, получившее значительные налоговые льготы, торжественно открыл в 1991 г. сам правитель страны - герцог Жан. Появлению автоматизированного по последнему слову тогдашней японской техники предприятия, несомненно, способствовало удачное совпадение интересов: герцог и его правительство предпринимали активные и более чем успешные усилия по повышению инвестиционной привлекательности финансового и индустриального секторов экономики Люксембурга, а образованное в 1989 г. TDK Recording Media Europe стремилось к экспансии на европейском рынке и минимизации таможенных и налоговых затрат.

Изначально завод изготавливал аудио- и видеокассеты. Впоследствии выпуск аудиокассет был перенес в Германию. Производство CD-R запустили только в 1998 г. Сегодня здесь трудится примерно 750 человек самых разных национальностей, а склад предприятия ежемесячно отгружает потребителям в регион ЕМЕА более 7 млн. видеокассет VHS и порядка 10 млн. CD-R (суточный рекорд в 649 тыс. шт. был достигнут в 2001 г., нынешняя производительность в среднем вдвое ниже). Посещение цехов завода позволило нам непосредственно убедиться в полной загрузке установленных на предприятии технологических линий по изготовлению и кассет, и компакт-дисков.

Впечатляет практически безлюдное производство видеокассет, осуществляемое на конвейерах. Их обслуживают многочисленные автоматы, многие из которых трудятся на предприятии с момента его открытия. Представитель завода обратил особое внимание на самого "лихого" робота, ловко скручивающего и вставляющего в кассеты крохотные пружинки. Автоматизация здесь достигает, похоже, максимально разумного уровня. А разъезжающие по цехам и складу автоматические тележки весело помигивают и исполняют незамысловатую мелодию, изрядно фальшивя на поворотах.

В чистых помещениях цеха CD-R людей явно больше, правда, они не столько вмешиваются в ход процесса, сколько отслеживают его четкий ход. Очень много внимания в производственном цикле уделяется контролю качества, как автоматическому на всех этапах от выплавки болванок и нанесения на них специальных покрытий до упаковки в фирменные коробки, так и методом выборочного ручного тестирования готовой продукции в специальной лаборатории каждые 8 ч.

Технологический уровень оснащения производства CD-R вполне адекватен решаемым здесь задачам, в том числе и выпуску представленных на последнем CeBIT’е дисков семейства Speed-X, поддерживающих запись со скоростью до 48х (со специальным покрытием для нанесения изображений на струйном принтере) и 52х.

Сейчас эксплуатируется 10 линий по изготовлению и три - по упаковке CD-R. Представители завода вполне допускают возможность организации в Башараше выпуска DVD-дисков разных типов, но сроки соответствующего переоснащения производства пока неизвестны.

Особое внимание на заводе уделяется экологической чистоте и энергосбережению. Оба этих, как выяснилось, взаимосвязанных вопроса решает энергетический отдел. Предприятие действует в режиме замкнутого цикла, производя на своих площадях не только конечные, но и подавляющую часть промежуточных продуктов. Изготовление магнитной ленты, пластиковых дисков, кассет и коробок и т. д. связано с применением полимеров, красителей, растворителей и других химических веществ. Чтобы удовлетворить жестким требованиям современных экологических стандартов, исполнение которых тщательно контролируется правительством страны, завод оборудован мощной системой очистки, снижающей концентрацию вредных выбросов (в первую очередь СО^2) и попутно генерирующей электричество. Она включает три линии по сжиганию удаляемого из цехов газа, сочлененных с работающими на образующемся тепле бойлерами, производящими насыщенный пар, который используется для генерации электроэнергии. Реализованный в Башараше подход позволяет сохранить чистой окружающую среду (над трубами предприятия нет даже намека на дым) и заметно сократить затраты на электричество. Интересно, что, взглянув на все это хозяйство, вы легко убедитесь в экологических преимуществах цифровых технологий над аналоговыми. Так, отработанный газ из цехов по выпуску видеокассет сжигают на двух больших установках, а для утилизации "выхлопа" цеха по изготовлению CD-R достаточно одного гораздо более компактного аппарата. Правда, и электричества он генерирует поменьше :).

Несмотря на поощрительный характер поездки, посещение завода вернуло ее участников от красот ландшафтов и исторических памятников Люксембурга и соседних Бельгии и Германии к реалиям отечественного бизнеса. Как рассказал Леонид Юшин, объем российского рынка CD-R маркетологи TDK оценивают в 6-7 млн. шт. в месяц, а свою долю среди брендов категории А - на уровне 35-40%. Общее же положение дел таково, что сегодня на фоне роста продаж в натуральном исчислении на 25-30% в год (данные "Алиона" по прошлому году) наблюдается заметный дефицит этой продукции.

По мнению Алены Пищулиной, с 1992 г. занимающейся организацией поставок продукции TDK, японскую фирму можно назвать "последним из могикан". Это один из немногих брендов категории А, сохранивших собственное производство компакт-дисков на фоне агрессивного проникновения на рынок вендоров второго-третьего эшелона, в первую очередь тайваньских. С TDK у "Алиона" исторически сложились особые отношения - именно с этой компанией в 1994 г. был заключен первый дистрибьюторский контракт "Алиона".

Алена Пищулина после визита на завод пришла к выводу, что случающиеся рекламации клиентов (читай - дилеров), связанные с поставками CD-R TDK, никоим образом не могут быть связаны с проблемами на заводе - четко налаженная приборная система контроля процесса упаковки исключает выход со склада недоукомплектованных коробок или с бракованными дисками. Соответственно и стоить очень дешево высококачественные компакт-диски этой японской компании не могут.

Разборчивость - характерная черта отечественных потребителей, что подтвердил Александр Панченко. Основываясь на знании объемов продаж и структуры питерского рынка, он утверждает, что компакт-диски TDK - самые популярные в городе на Неве. А популярность эта объясняется очень просто - минимальным процентом сбоев при записи.