ПРОЕКТЫ

Сегодня вполне закономерны вопросы о достоинствах и недостатках ERP-систем, необходимости их применения в телекоммуникационной сфере, готовности компаний к их внедрению, наличии положительного опыта реализации подобных технологий в отрасли и тиражирования этих достижений, т. е. надо попытаться понять, зачем ERP телекому, всем ли это сейчас нужно, да и есть ли вообще сколько-нибудь удачные примеры применения управленческих систем нового уровня на предприятиях связи.

Зачем ERP телекому?

На сегодняшний день ситуация на телекоммуникационном рынке характеризуется динамичным развитием и высоким уровнем конкуренции (см. PC Week/RE, N9/2003, с. 18): разрабатываются новые технологии связи, расширяется спектр услуг связи, появляются и активно действуют новые (альтернативные) компании. В этой непростой ситуации от руководства операторов связи требуется определенная гибкость в управлении, совершенствование деловых процессов, оперативная реакция на требования рынка и запросы клиентов.

Операторы связи являются, пожалуй, основными потребителями высоких технологий, и большинство из них уже применяют современные средства автоматизации, например биллинговые системы. Но из-за обострения конкуренции, с одной стороны, и ряда специфических для телекоммуникационных компаний проблем, с другой, стало очевидным, что существующих систем автоматизации недостаточно, и связисты все чаще обращаются к построению комплексной инфраструктуры управления на базе ERP-технологий.

При этом есть ряд объективных факторов - общих особенностей развития бизнеса, которые подталкивают к построению таких систем в телекоммуникационной отрасли.

Производственный цикл операторов связи построен на обработке огромных потоков информации. Предоставление большого спектра услуг, который у многих компаний расширяется за счет появления новых телекоммуникационных технологий, огромная клиентская база - все это определяет специфические трудности в управленческом и финансовом учете, в частности, большое количество статей затрат. Таким образом, в информационной системе оператора связи должны быть реализованы возможности глубокой аналитики и оперативного учета. При этом считается, что унаследованные системы уже не могут отвечать требуемому уровню анализа данных и скорости их обработки.

Еще одной характерной особенностью телекоммуникационного бизнеса является сложная распределенная структура управления. Филиалы и подразделения, которые входят в состав крупных региональных операторов связи, могут быть не только территориально удалены друг от друга, но также обладать специфическими бизнес-процессами, поэтому возникает ряд сложностей в построении единой системы менеджмента, консолидирующей все управленческие механизмы, финансовые инструменты и отчетность. Акционерам и владельцам телекоммуникационных компаний необходимы инструменты централизованного контроля за всеми подразделениями.

Рост конкуренции в телекоммуникационной отрасли требует от руководства оперативного принятия обоснованных управленческих решений, причем обычные системы, аккумулирующие бухгалтерскую информацию, этого явно не позволяют. Так что объективные предпосылки для развертывания ERP в отрасли "Связь" уже имеются, но как обстоит дело с внедрением современных управленческих решений на практике?

Оказалось, что некоторый практический задел в сфере телекоммуникаций также наработан. Например, можно обратиться к опыту компании "АНД Проджект", ныне входящей в Национальную компьютерную корпорацию (см. PC Week/RE, N 21/2003, с. 1) и специализирующейся на внедрении современных управленческих систем класса ERP. Среди клиентов этой фирмы называют такие предприятия, как "Ростелеком", "Северо-Западный Телеком", "Санкт-Петербургские таксофоны", "Национальная таксофонная сеть" и "Ленсвязь". Именно для последней компанией "АНД Проджект" и был выполнен первый телекоммуникационный ERP-проект.

"Ленсвязь" - один из примеров

ОАО "Ленсвязь" - основной оператор связи Ленинградской области, предоставляющий широкий спектр услуг: местную и междугородную телефонию, передачу данных, эфирное теле- и радиовещание. В составе компании семь филиалов. ОАО эксплуатирует 17 узлов связи, 450 АТС общей монтированной емкостью 415 тыс. номеров, более 2500 таксофонов.

Но в условиях реформирования отрасли перед оператором встали новые задачи. Компания столкнулась с ростом конкуренции, увеличением клиентской базы и повышением уровня запросов абонентов. Более серьезные требования стали появляться и у акционеров, крупнейший из которых - контролируемый государством холдинг "Связьинвест", владеющий 38% обыкновенных акций компании.

В головном офисе и филиалах "Ленсвязи" использовались различные информационные системы. Это мешало оперативному учету затрат и формированию тарифов. На фоне роста конкуренции на рынке к системе предъявлялись все более серьезные требования по подготовке отчетности как со стороны менеджеров компании, так и со стороны управляющего холдинга. Настал момент, когда руководство "Ленсвязи" приняло постановление о переходе на современную управленческую платформу.

При этом предполагалось решить следующие задачи: обеспечить своевременное поступление к руководству достоверной и полной информации о состоянии бизнеса, оперативное и стратегическое планирование, ускорить подготовку управленческой, бухгалтерской и корпоративной отчетности, добиться полного соблюдения требований российского бухгалтерского и налогового учета и рекомендаций "Связьинвеста", а также раздельного учета затрат по производственным процессам и отдельным видам услуг.

Было принято решение перейти на единую комплексную систему управления ресурсами класса ERP. Началу внедрения предшествовала почти двухлетняя работа - "Ленсвязь" тщательно готовилась к оптимизации управления. Специалисты вырабатывали требования к системе, исследовали рынок, выбирали наиболее подходящего поставщика услуг. Им стала компания "АНД Проджект", в качестве ядра решения была предложена система Axapta фирмы Microsoft Business Solutions.

Процесс внедрения

Решение "АНД Проджект" предусматривает комплексную автоматизацию управления головным офисом и семью филиалами. Оно обеспечивает потребности учета, анализа и планирования, реализует специфические требования управляющего холдинга и способно оперативно отражать изменения в отчетности.

На первом этапе в головном офисе "Ленсвязи" был внедрен финансовый модуль, полностью реализующий нормы российского бухгалтерского учета и предоставляющий необходимую информацию менеджерам компании и ее акционерам. К концу 2001 г. команда внедрения внесла в систему все необходимые модификации, решение было развернуто в головном офисе оператора, настроено и протестировано.

Согласно плану, уже 3 января, в первый рабочий день 2002 г., бухгалтерия головного офиса "Ленсвязи" полностью перешла на работу в новой системе. Таким образом, всего за четыре месяца интегратор запустил современную ИС оператора связи регионального масштаба.

Второй этап включал автоматизацию управленческих задач и тиражирование решения: им были охвачены филиалы предприятия. На этом этапе автоматизировали расчет заработной платы, а также бюджетирование и управленческий учет согласно отраслевым рекомендациям. Кроме того, была выполнена интеграция решений управленческой системы с используемой в "Ленсвязи" системой биллинга.

Ключевой момент второго этапа - начало промышленной эксплуатации распределенной системы с охватом филиалов фирмы. Опыт создания распределенного решения был очень важен и для основного учредителя компании, который проводит политику оптимизации систем управления дочерними предприятиями связи.

"Ленсвязь" ведет учет по пяти формам: бухгалтерский, налоговый, учет по международным стандартам, управленческий и бюджетный; ведется раздельный учет по каждой услуге связи. Все это отражено в системе. На данный момент раздельный учет полностью реализован, равно как бухгалтерский и налоговый. Система предусматривает также управление финансовыми потоками, создание и ведение статистической информационной базы.

Возможности выбранной ERP-системы обеспечили создание решения, полностью адаптированного под требования отрасли и соответствующего бизнес-процессам, специфичным для данной телекоммуникационной компании. Открытость системы и наличие в ней удобных средств разработки позволили расширить предложенную функциональность и дополнить ее необходимыми модулями.

Решение было разработано с учетом особенностей реализации всех действующих инструментов - бухгалтерских, управленческих, а также специфических требований менеджмента "Связьинвеста" и интеграции с существующими программными комплексами в рамках одной системы. К тому же ряд финансово-управленческих механизмов, таких, как распределение затрат, бюджетирование, имеет в телекоммуникационных компаниях свою специфику, которую стандартными средствами, присутствующими в базовом функционале ERP-системы, сложно реализовать.