РЕГУЛИРОВАНИЕ

Кэрон Карлсон

В нынешнем году Конгресс США собирается остановить нарастающий вал навязываемой пользователям электронной почты и уже имеет на повестке дня несколько антиспамовых законопроектов. Первым шагом законодателей скорее всего станет расширение полномочий Федеральной комиссии по торговле (FTC), что даст ей возможность ловить и наказывать распространителей спама. Комиссия запрашивает довольно много - включая ряд полномочий, которые традиционно находились в исключительном ведении Федеральной комиссии по связи (FCC).

В июне FTC представила Конгрессу перечень полномочий, которые, по мнению руководства этой компании, будут нужны ей для выяснения источников жульнических рассылок и практической реализации законов против спама. Чтобы получить возможность сбора потенциальных улик для судебных исков и упростить выявление масштабов спамовых преступлений, FTC хочет иметь право затребовать у Интернет-провайдеров (ISP) данные о жалобах на спам их абонентов. Поскольку получатели спама часто обращаются именно к своим ISP, руководство FTC заявило Конгрессу, что доступ комиссии к этим сведениям позволит ей получить необходимую информацию для расследований и применения правовых мер.

Одна из основных трудностей в отслеживании спама состоит в том, что у электронной почты нет границ, и поэтому FTC также добивается прав проводить секретные антиспамовые расследования на международном уровне. Как отмечают в комиссии, когда фирмы, рассылающие спам, узнают о расследовании, они часто уничтожают документы или прячут свое имущество.

Многие законодатели с оптимизмом смотрят на перспективы в деле обуздания спама, однако ряд поборников охраны частных тайн беспокоится, что Конгресс предоставляет FTC слишком много власти. По мнению Марка Ротенберга, исполнительного директора Electronic Privacy Information Center (Вашингтон), предложение FTC ведет к созданию атмосферы, при которой объект любого расследования не будет о нем осведомлен. Это не только создаст скверный правовой прецедент внутри страны, но и послужит дурным примером проведения расследований для правительств других демократических государств, заявил Ротенберг в своем недавнем обращении к законодателям.

Корпоративные ИТ-менеджеры, действующие на передовой линии войны со спамом, часто выступают на стороне тех, кто призывает ужесточить юридические меры против спама.

"Многие, и я в том числе, - сказал Джон Хьюджес-Кейли, в недавнем прошлом сотрудник отдела ИТ-безопасности Почтовой службы США, - оценивают отправителей спама только как непрошеных гостей и воров, незаконно вторгающихся в чужой дом. Борьба с ними - не ограничение демократии, а самооборона. Любое систематическое крупномасштабное злоупотребление, жульничество и агрессивные действия надо рассматривать не иначе, как уголовное преступление. Мы должны срочно возложить на ISP серьезные обязанности".

Между тем Интернет-провайдеры, не заинтересованные в аниспамовых мерах, воспринимаемых ими как дополнительное административное бремя, лоббируют целый ряд собственных альтернативных мер. Корпорация Microsoft в мае предложила, чтобы Конгресс уполномочил FTC санкционировать создание саморегулируемой отраслевой организации, которая могла бы сертифицировать компании, рассылающие коммерческую почту, как доверяемых отправителей. Однако многие ИТ-менеджеры относятся к идее воевать со спамом руками индустрии без энтузиазма.

"Доверяемый спам? Я не вижу, чтобы что-то из этого мусора заслуживало доверия", - говорит Джим Ламбрайт, заведующий ИТ-отделом корпорации Roth Manufacturing.

FTC также добивается права надзора за традиционными операторами дальней связи, именуемыми на административном жаргоне публичными операторами (common carriers). Сегодня они не подлежат контролю FTC, так как подпадают под полномочия FCC, и хотели бы сохранить существующее положение.

Организация United States Telecom Association (USTA), которая является главным лоббистом интересов региональных и других постоянно действующих операторов местной телефонной связи, борется против предложений по расширению юрисдикции FTC. Ассоциация заявляет, что местные операторы уже находятся под сильнейшим административным контролем и добавление поверх правил FCC регулятивных мер FTC приведет к конфликтам. USTA также утверждает, что запрашиваемые FTC полномочия вызовут неразбериху среди операторов и пользователей, так как никто не будет знать, стандартам какого из двух ведомств надлежит следовать.

Ведущие законодатели, включая Билли Таузина от штата Луизиана, возглавляющего в Палате представителей Комитет по энергетике и внутренней торговле, высказались против предоставления FTC чрезмерных прав в отношении публичных операторов. По словам Таузина, особой власти здесь не требуется и двум ведомствам просто надо скоординировать свои усилия по применению законов.