СЕТИ

Копания "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн", www.beeline.ru) последовательно развивает свою телекоммуникационную инфраструктуру, активно внедряя новые технологии, совершенствуя мониторинг действующего оборудования, создавая службы оптимизациии сети и контроля качества обслуживания клиентов. Она запустила в московском регионе сотовую сеть GSM в 1997 г., спустя три года после запуска сети этого стандарта другим оператором - компанией МТС. В настоящее время фирма не только ликвидировала первоначальное отставание, но и фактически вышла в лидеры по объему установленного наземного оборудования.

Сегодня сеть "Би Лайн GSM" насчитывает более 2000 базовых станций, около сотни контроллеров, восемь коммутаторов, 7000 км волоконно-оптических и радиорелейных соединительных линий, сотни тысяч километров каналов связи. Кроме того, она включает оборудование, поддерживающее систему предоплаты (план обслуживания Би+), центр передачи коротких сообщений и многое другое. Для обеспечения надежного функционирования этого сложного аппаратно-программного комплекса, распределенного на большой территории, требуются хорошая диагностика, тщательный контроль и постоянная поддержка установленного режима эксплуатации. Для этого созданы соответствующие службы.

Центр контроля сетей

Центр контроля сетей Весь технический и функциональный контроль осуществляет Центр контроля сетей (ЦКС), в который поступают информационные потоки, сигнализирующие о техническом состоянии оборудования сотовой связи, транспортных сетей и инженерного обеспечения (температуре, состоянии пожарной сигнализации, охранных средств, освещения). Сюда каждую смену приходит 20 тыс. сообщений.

Центр контроля сетей "Би Лайна"

При появлении неисправности на терминал оператора, отвечающего за конкретную часть сетевого и инженерного оборудования, поступает сигнал. Анализируется вид неисправности и оперативно принимается решение об ее устранении. При серьезных авариях к их устранению подключаются специалисты разных уровней. Большая часть неисправностей ликвидируется непосредственно в ЦКС, а при необходимости на место выезжает ремонтная бригада. Основная задача, которая возлагается на центр, - добиться наибольшего непрерывного периода, когда аппаратура работает нормально, поскольку без этого сложно обеспечить высокое качество связи. Параллельно осуществляется мониторинг отдельных компонентов сети, например подсистемы базовых станций и коммутатора, различными службами эксплуатации.

Следует отметить, что нынешнее мое посещение нового ЦКС "Би Лайна" было отнюдь не первым знакомством с этой службой. Несколько лет назад я уже осматривал существовавший ранее центр на улице 8 марта в Москве, с которого и начиналась эта служба "ВымпелКома" (см. PC Week/Re, N 10/2001, с. 18). Безусловно, нынешний ЦКС в Сокольниках впечатляет своей высокой технической оснащенностью: появились дополнительные крупные информационные табло, реализовано несколько новых подсистем контроля, в частности ведется отдельный мониторинг транспортной сети BeeNet.

Новый центр упрощает диспетчеризацию работ - теперь легче обеспечить условия, при которых различные службы успешно выполняют свои обязанности, не мешая друг другу. Профилактические работы в сети ведутся постоянно, причем осуществляются они, как правило, без выключения основного оборудования. Сотовая сеть уже обладает определенной избыточностью, и даже выход из строя какой-либо базовой станции обычно не вызывает катастрофы, так как абоненты могут обслуживаться соседними станциями. Причем замена неисправных приемопередатчиков проходит очень быстро.

В отличие от прошлых времен для мониторинга сети компания использует также три подвижных автоматизированных измерительных комплекса, которые ежедневно занимаются замерами на местности параметров качества, а также позволяют локализовывать проблемные места и принимать меры для улучшения связи. Такие комплексы имеют весьма высокую стоимость, доходящую в зависимости от комплектации до нескольких сотен тысяч долларов, но они способны быстро измерить множество параметров, легко обработать результаты на ПК, существенно повысить производительность труда персонала и оптимизировать обслуживание клиентов.

Служба оптимизации сети

Но контроль технического состояния оборудования и уровня радиосигнала - это еще не все. Ведь качество связи зависит от множества факторов: насколько хорошо спроектирована сеть, насколько удачно выбрано распределение частотных каналов по базовым станциям, как настроены параметры сети. Таких параметров в сети сотни, и все они сказываются на качестве связи, которое оценивается по основным показателям. Одна из важнейших функций управления - регистрация и обработка этих показателей. Огромные массивы информации обрабатываются программами и позволяют оценить данные за любой период.

Так что кроме ЦКС за состоянием сети следят и несколько других подразделений "Би Лайна". Например, в отделе проектирования и оптимизации сетей регулярно контролируют нагрузку в секторах каждой базовой станции, число так называемых хэндоверов (передач управления от соты к соте), процент успешных соединений, завершенных звонков и др. А служба качества и системного анализа проводит более детальный мониторинг с использованием системы сигнализации и анализаторов протоколов передачи данных. Здесь разрабатываются алгоритмы и методы оценки качества работы системы при реализации современных услуг, осуществляется слежение за реакцией сети на внедрение новых функций. Именно это подразделение приводит "куски" сети к единому виду при оснащении инфраструктуры оборудованием разных производителей.

Новые задачи сетевых служб

Как бы ни была развита сеть сотовой связи, всегда есть места со слабым уровнем сигнала: например, внутри зданий со стенами из железобетона с металлизированными стеклами, в подземных помещениях, внутри туннелей. Обеспечить связь без применения специальных решений подчас бывает невозможно. Таких мест больше на начальной стадии развития сетей, когда требуется обеспечить в основном обслуживание мобильной связью абонентов на улице. В процессе роста абонентской базы возникает требование увеличения емкости сети для того, чтобы обслужить все возрастающее число абонентов. Эта задача решается за счет строительства новых базовых станций, что, в свою очередь, ведет к улучшению связи внутри помещений.

Еще одна особенность сетей заключается в неравномерности распределения трафика на обслуживаемой территории. В сетях выделяются места с экстремально высокой плотностью трафика, где собирается много пользователей сотовой связи. В качестве примера можно привести стадионы во время футбольных матчей. Часто повышенный трафик наблюдается и внутри общественных зданий и крупных офисов. Все эти объекты выделяются в отдельный проект, который требует определенных решений для обеспечения качественного обслуживания.

В компании более трех лет действует программа по обеспечению связью подобных объектов, которых насчитывается свыше двухсот. К ним относятся все аэропорты, вокзалы, большие торгово-развлекательные центры, супер- и гипермаркеты, крупные офисные и административные здания, спортивные сооружения, выставочные комплексы.

Подвижный измерительный комплекс для

контроля параметров сети на базе автомобиля Suzuki

Например, для обеспечения сотовой связью посетителей супермаркета сети "Рамстор" в здании разместили специальные ретрансляторы - репитеры, и с помощью радиочастотных кабелей усиленный сигнал разводился по зданию и переизлучался небольшими антеннами. Если собираемый внутри здания трафик оказывался высоким и мог перегрузить соседние базовые станции, то использовалась микросотовая базовая станция, формирующая дополнительные каналы связи. В результате абоненту внутри зданий создавались такие же условия связи, как и на улице.

Большие здания требовали установки десятков внутренних антенн и дополнительных усилителей, благодаря которым удалось обеспечить уверенный прием внутри помещений. Подобные работы выполнены и в супермаркетах "Три Кита", "Икеа", "Университи", также обеспечено практически сплошное обслуживание на всех этажах подземного торгового комплекса "Охотный Ряд". Нет проблем у абонентов "Би Лайна" в аэропортах "Шереметьево", "Внуково", "Домодедово", "Быково". Одним из последних примеров может служить работа компании в столичном метро: сейчас она предоставляет связь на 16 станциях, но к концу года планируется увеличить их число до 52.

Список специализированных объектов формировался в результате маркетинговых исследований, заявок корпоративных клиентов и обращений абонентов с просьбой улучшить качество связи в конкретных местах. По результатам вносились изменения в график работ по строительству новых объектов. Такая работа будет продолжаться и дальше, несмотря на то что инфраструктура сети в целом уже сформирована.