РЕШЕНИЯ

Функции пространственно-временной идентификации и считывания штриховых кодов расширяют горизонты делового применения сотовых телефонов

Общепризнано, Что сотовая связь - одно из наиболее прогрессирующих направлений современной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий. После первых успехов и бурного роста абонентской базы многим мировым операторам пришлось пережить большое разочарование и потерпеть немалые убытки, связанные с неправильной оценкой краткосрочных перспектив широкополосных технологий, например таких, как GPRS. Но пока европейские операторы штопают прорехи в бюджете, возникшие из-за чрезмерно поспешных и к тому же не подкрепленных пользующимися спросом приложениями инвестиций в технологии поколений 2,5G и 3G, предприимчивые японцы находят все новые и новые способы привлечения пользователей, расширяя функциональность сетей и трубок интересными и полезными возможностями. К их числу, как считают эксперты агентства Nikkei, относятся функции считывания штриховых кодов и пространственно-временной идентификации, которые служат своего рода мостиками между виртуальным и реальным мирами.

Штрих-коды ведут на сайт

Все мы уже привыкли к тому, что в подавляющем большинстве случаев промышленные и продовольственные товары снабжены полосатыми штрих-кодовыми этикетками, - без этих идентификаторов редкий магазин в состоянии организовать учет на складе и в торговом зале, логистику и управление своим хозяйством. Но покупателям эти коды пока практически никакой пользы не приносят (разве что самые любознательные по первым цифрам могут разобраться, в какой стране произведен продукт). Ситуация может измениться, если в массовых масштабах будет реализована известная идея использования штрих-кодов в торговле по каталогам. Для этого пользователь должен располагать удобными и недорогими средствами считывания таких кодов, формирования заказа, его размещения на сайте продавца, а также оплаты. Конечно, все эти функции можно выполнить с помощью обычного домашнего ПК и кредитной карточки - достаточно обзавестись дополнительным сканером штрих-кодов. Однако широкого применения эта форма торговли так и не нашла - сканер стоит денег, да и нужные каталоги не всегда под рукой.

Sharp SH505i умеет считывать штрих-коды

Известный своими инновациями японский сотовый оператор NTT DoCoMo решил попробовать преодолеть возникшие на пути штрих-кодов сложности и вдохнуть жизнь в эту технологию на уровне не стационарного, а мобильного решения. В апреле 2003-го компания опубликовала технические спецификации соответствующего сотового смартфона, а уже в июне модель SH505i, разработанная корпорацией Sharp, поступила в продажу под торговой маркой NTT DoCoMo. Это устройство относится к быстро набирающему популярность классу мобильных телефонов, оснащенных цифровыми камерами. Аппарат умеет считывать и распознавать не только традиционные линейные коды Japanese Article Number (JAN), но и двумерные коды Quick Response (QR). Замечу, что продвижение QR, японского варианта двумерного кода, в сферу электронной коммерции естественным образом вытекает из государственной программы "Электронная Япония", ставящей целью увеличить объем сетевой торговли в стране до уровня 570 млрд. долл. уже в 2003 г.

Справедливости ради надо отметить, что в прошлом году компания J-Phone уже пыталась вывести на рынок аналогичный аппарат, но ей помешала закрытость спецификаций самого устройства и интерфейса с Java-аплетом, обеспечивающим работу со штрих-кодом. Будучи лидером рынка, NTT DoCoMo пошла иным путем, открыв другим операторам возможность воспользоваться обнародованными техническими данными и предложить пользователям широкий спектр совместимых моделей.

Главные свои надежды авторы новой технологии связывают с двумерными кодами, способными в отличие от линейных хранить не только ссылку к централизованной базе данных, но и множество дополнительной информации. Считав такой код, сотовый аппарат получит все необходимые данные, чтобы сделать звонок, послать электронное письмо или загрузить веб-страничку.

Сервисы для новинки не заставили себя ждать. Издательство Diamond уже предлагает "штрих-кодовый" доступ прямо со страниц своего нового журнала Compass на мобильный веб-сайт, дающий дополнительную информацию о представленных в бумажной версии товарах и услугах, а также отзывы потребителей. Навигатором служит двумерный QR-код, опубликованный в журнале и содержащий необходимый URL-адрес. В перспективе Diamond расширит возможности своего сервиса онлайновым доступом прямо из магазина к отзывам покупателей по JAN-коду, нанесенному на различные продукты. Для сравнения: бумажная копия журнала стоит 500 иен, а месячный онлайновый доступ - 200. Поддержка мобильного онлайнового шопинга по штрих-коду появится у Diamond в ноябре. Другой пример - корпоративная система управления продажами производителя джинсов и другой одежды фирмы Edwin, располагающей более чем 600 продавцами в 250 универмагах по всей Японии. В январе компания развернула систему отслеживания персонала, установившую жесткий контроль за дисциплиной труда работников на своих рабочих местах. Теперь продавцы обязаны информировать работодателя о заступлении на рабочую вахту путем отправки с помощью мобильного телефона специального сообщения и сосканированного с идентификационной карточки персонального кода. Вся хитрость заключается в том, что одновременно на сервер компании передаются координаты местонахождения работника, автоматически определенные GPS-модулем аппарата. Время прихода сообщения регистрируется сервером, так что обмануть фирму невозможно, во всяком случае так считают хозяева Edwin :).В июле возможности системы были расширены, теперь она позволяет централизованно собирать информацию о продажах. В конце дня каждый продавец должен отсканировать штрих-коды с ценников проданных товаров и отослать их на сервер посредством все того же мобильника. Благодаря этим данным Edwin может лучше и оперативнее планировать производство и распределение готовой продукции в сети магазинов.

Время и место надо знать точно

Последний пример достаточно хорошо иллюстрирует еще одну перспективную функциональность сотовых аппаратов - возможность точной пространственно-временной идентификации пользователей и сертификации поступающей от них информации. Эксперты полагают, что полноценная реализация этой функциональности доступна уже сегодня - например, на базе таких известных технологий, как беспроводная синхронизация с атомными часами и определение текущих координат в спутниковой навигационной системе GPS. Обе они стали в Японии вполне массовыми. Так, в прошлом финансовом году в Стране восходящего солнца было продано более 800 тыс. синхронизируемых по радио часов. Эти устройства автоматически настраиваются по низкочастотным радиосигналам точного времени от цезиевых атомных часов (их погрешность - ±1 секунда за 10 тыс. лет), с октября 2001 г. регулярно рассылаемым национальной лабораторией Communications Research Laboratory (CRL) на частотах 40 и 60 кГц. Как известно, международное атомное время контролируется парижским Бюро весов и мер (Bureau International des Poids et Mesures - BIPM). Сюда стекаются данные от более чем 200 расположенных по всему миру атомных часов, а точное время вычисляется по специальному алгоритму.

Спутники группировки GPS также передают сигналы точного времени, основанные на собственных бортовых атомных часах. Для передачи используется частота 1,57542 ГГц, на которой сигнал почти не подвержен влиянию неблагоприятных погодных условий.

Что касается определения местоположения, то в марте 2003-го корпорация KDDI продала в Японии свой 5-миллионный мобильный телефон с функцией GPS. Кроме того, в стране насчитываются десятки миллионов пользователей сотовых аппаратов, способных сообщать о своем местонахождении на основании пеленга базовых станций.

Встраивание GPS-приемников в мобильные телефоны имеет ряд специфических особенностей. Среди них: необходимость повышения чувствительности, сокращения размеров, снижения энергопотребления и стоимости. Японские компании NEC Electronics, Seiko Epson, Japan Radio и Matsushita Electric Works и американская фирма SiRF Technology уже поставляют GPS-модули с чувствительностью -150 dBm или лучше, рассчитанные на применение даже в помещениях (на расстоянии до 10 м от окна в бетонном здании со стальной арматурой). А компания Shinko Electric Industries уже вывела на рынок радиомодуль GPS, занимающий площадь всего в 6,5 кв. мм.

В качестве примеров реального применения элементов универсальной технологии пространственно-временной идентификации будущего можно привести решения японских компаний KDDI и LogIT. Первая предлагает защищенный сервис дистрибуции цифрового контента на сотовые трубки. Благодаря системе точной временной синхронизации провайдера и получателя информации передаваемые на мобильные телефоны (и не только на них) видеофильмы можно заблокировать от несанкционированного просмотра после истечения срока действия контракта.

А в ноябре 2002-го корпорация LogIT в сотрудничестве с организацией Digital Notarization Authority и фирмой Seiko Instruments развернула сервис временной сертификации телефонных звонков. Это предложение оказалось очень кстати ряду компаний, таких, как финансовые брокеры, для которых очень важно иметь независимые сертификаты, удостоверяющие время начала и окончания записанных телефонных переговоров о сделках.

Энергия без проводов

Одно из серьезных ограничений по длительности автономной работы сотовых телефонов, особенно оснащенных цветными экранами и дополнительными модулями, - невысокая емкость аккумуляторных батарей. Разработка оригинальных методов решения этой проблемы привлекает все больше исследовательских организаций, и Япония не остается в стороне от этого процесса. Так, в лабораториях NTT Energy and Environment Systems Laboratories сегодня изучаются возможности доставки электроэнергии на сотовые трубки и другие мобильные устройства "по воздуху", разумеется, на небольшие расстояния. Ведущиеся разработки охватывают три возможных метода беспроводной передачи - электромагнитной индукции, световой и звуковой.

GPS-трубка фирмы KDDI

Схема первого метода предполагает пропускание переменного тока через катушку излучателя, возбуждаемое при этом электромагнитное поле передает электроэнергию на катушку приемника. Один из прототипов системы включает комбинацию солнечной батареи размером с кредитную карту и перезаряжаемой литиево-полимерной батареи, выступающей в роли не только аккумулятора, но и трансмиттера. В такой модели сгенерированная солнечной батареей энергия вначале аккумулируется в литиево-полимерной батарее, а затем пересылается на мобильное устройство по мере необходимости.Световая технология предполагает преобразование передаваемого электричества в луч лазера. В существующей модели экспериментаторам удалось "запитать" расположенное на расстоянии 200 м приемное устройство током мощностью около 2,3 Вт и напряжением 5 В. Правда, при этом в качестве среды распространения лазерного излучения с длиной волны 800 нм использовалось кварцевое оптоволокно, минимизировавшее потери до 4,7 дБ/км.

Звук может быть использован для передачи энергии между двумя пьезоэлектрическими устройствами. Пока экспериментальные достижения здесь ограничиваются успешной передачей долей милливатта на расстояние более 1 м. В качестве носителя используются ультразвуковые волны с частотой порядка 20 кГц. Исследователи рассчитывают повысить эффективность метода до нескольких милливатт.

Еще одной перспективной технологией передачи электроэнергии без проводов - радиочастотной - занимается национальное космическое агентство Японии (National Space Development Agency of Japan, NASDA). Работы ведутся в рамках проекта доставки на Землю с помощью микроволн солнечной энергии, аккумулируемой расположенными на орбите мощными солнечными батареями. NASDA планирует начать в 2020 г. развертывание коммерческой системы суммарной мощностью 1 ГВт. Конечно, это проект совсем не "мобильного" масштаба, но созданные в ходе его реализации технологии вполне могут пригодиться и для энергоснабжения сотовых трубок.

Версия для печати