СЕРВИСЫ

Вице-президент холдинга Mail.ru Татьяна Желонкина утверждает, что ежедневно в российской почтовой службе Mail.ru регистрируется свыше 14 тыс. новых почтовых ящиков. Разумеется, не все ее абоненты становятся постоянными клиентами, но тем не менее ежемесячная аудитория этой почтовой службы, по словам Татьяны, составляет 6,5 млн. пользователей.

Что же находят в своих почтовых ящиках обладатели адресов, находящихся в доменах mail.ru, inbox.ru, list.ru и bk.ru? Как выяснилось, ежедневно им адресуется около 10 млн. писем. Однако примерно половина из них является спамом. Причем в некоторые дни уровень нежелательной корреспонденции достигает 70% от общего трафика. Этот факт, конечно, не вызывает энтузиазма у адресатов. Они пишут жалобы провайдеру, меняют свои координаты в Сети, подбирают настройки фильтров своих почтовых клиентов и предпринимают другие меры. Но все это, как правило, не дает действенных результатов. Поэтому служба Mail.ru в целях повышения привлекательности своих сервисов (и увеличения "читательской аудитории") решила объявить спаму войну.

После тестирования ряда продуктов в качестве "противомусорного" щита был выбран четырехслойный антиспамовый фильтр электронной корреспонденции Kaspersky Anti-Spam, разработанный специалистами компании "Ашманов и партнеры" (www.ashmanov.com) и анонсированный в конце прошлого года (см. PC Week/RE, N 47/2002, с. 42).

15 июня была начата опытная эксплуатация этого фильтра. Сначала проверке подвергалась небольшая часть писем, затем был установлен контроль за третью трафика, а с конца августа проверяется уже 100% всей входящей корреспонденции.

В результате средний процент спамовых писем, попадающих в почтовые ящики пользователей, снизился с 40-50% до 5-7%, т. е. в среднестатистическом почтовом ящике спама стало примерно в 7-8 раз меньше. Разумеется, фильтр Kaspersky Anti-Spam можно настроить так, что число писем, "отклоненных цензурой", будет близко к нулю. Однако, как замечает Игорь Ашманов, управляющий партнер компании"Ашманов и партнеры", главным критерием эффективности работы фильтра является вовсе не высокий процент отбраковки "ложной корреспонденции", а низкий процент "невинно оклеветанных" писем.

С этой целью в Mail.ru фильтр Kaspersky Anti-Spam настроен так, что вся входящая корреспонденция делится на три категории: не вызывающая подозрений, подозрительная и откровенно спамовая. Первая попадает в абонентские ящики входящей корреспонденции в чистом виде, вторая - с соответствующими комментариями в заголовке письма, а третья безжалостно уничтожается. В перспективе предполагается, что клиенты Mail.ru смогут по специальному запросу создавать себе "папки для мусора". В принципе это можно сделать уже сейчас (Kaspersky Anti-Spam позволяет организовать даже не одну, а несколько сотен мусорных корзин - например: "Для взрослых", "Горящие путевки", "Посетите семинар", "Обучение английскому", "Заработок в Интернете", "Снижение налогов" и т. д.). Но все упирается в стоимость организации подобного весьма ресурсоемкого сервиса.

Игорь Ашманов уверен, что антиспамовые

фильтрырано или поздно возьмут на

вооружение все уважающие

себя провайдеры

Игорь Ашманов, комментируя предварительные итоги проекта, отмечает: "Для спамеров Mail.ru - самый лакомый кусок в Рунете, поэтому после установки фильтра они открыли настоящие боевые действия против нас, а новейшие спамерские технологии начали появляться ежедневно. Мы тоже не стоим на месте, а часто опережаем спамерскую "научную мысль". В общем, как и в случае с вирусами, это не технический вопрос, а борьба человека с человеком".

Вот лишь один из методов борьбы за клиента. Спамер заводит в Mail.ru собственный почтовый ящик и проводит тестовую рассылку. Если "опытный образец" не достигает данного ящика, он совершенствует его и делает второй "залп". И так до тех пор, пока "снаряд" не достигнет цели".

Важная отличительная черта Kaspersky Anti-Spam - уникальный набор сопутствующих услуг. Первая в России круглосуточная "Лингвистическая лаборатория" разрабатывает обновления антиспамовой базы данных и интеллектуального ядра распознавания каждые два часа. Это обеспечивает надежную защиту даже от самых новых уловок спамеров (проверяется не только текст письма, но также вложенные файлы наиболее распространенных форматов и графические данные). Если система все же пропустит спам-письмо, пользователь может воспользоваться функцией пересылки сообщения напрямую в эту лабораторию, которая немедленно занесет его в базу данных.

В России не менее тысячи Интернет-провайдеров разной величины. Но борются со спамом далеко не все. По словам генерального директора "Лаборатории Касперского" Натальи Касперской, в настоящее время число организаций, использующих фильтр Kaspersky Anti-Spam, исчисляется десятками. Причем зарубежные Интернет-провайдеры проявляют к данному продукту даже больший интерес, чем отечественные.

Версия для печати