Получить образование, не выходя из дома? Повысить квалификацию прямо на рабочем месте? Научиться бухучету, не посещая курсов? Нет проблем - ведь дистанционное обучение становится сегодня повседневной реальностью

Еще совсем недавно для того, чтобы отдать статью в печать, мне приходилось ехать в редакцию, прихватив с собой распечатанный материал и дискету. Потом пришло время электронной почты, и сейчас с ее помощью и статью можно отослать, и правку редактора посмотреть... разве что деньги за работу по-прежнему приходится получать лично (того гляди и это скоро изменится).

Федеральный закон N 110819-3 от 01.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных образовательных технологий)"

2. В статье 15 пункт 3 Закона РФ "Об образовании" изложить в следующей редакции: "3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы частично или в полном объеме (за исключением некоторых занятий) в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием".

     3. Статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" дополнить пунктом 11 следующего содержания:"11. Студенты высшего учебного заведения, использующего дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы в полном объеме, а также филиалов указанного высшего учебного заведения, при условии осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах, обладают всеми правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме получения образования, а при окончании высшего учебного заведения - правом на получение документов об образовании данного высшего учебного заведения". 

Однако сегодня вполне уместно перефразировать высказывание великого русского ученого: "Широко простирают ИТ руки свои в дела человеческие": они помогают осуществлять дистанционное взаимодействие не только с рабочего места - становится реальностью возможность получить образование или какие-либо полезные навыки, не посещая учебного заведения.

Впрочем, появление дистанционного обучения (ДО) нельзя назвать неожиданным: давно и пристально наблюдая за деятельностью ведущих учебных центров, я была свидетельницей открытия первых дистанционных курсов, первых попыток создания необходимого для этого ПО. Развитие в последние годы Интернета как в мировом масштабе, так и (несмотря на кризисы и угрозу введения "повременки") в нашей стране переводит ДО из разряда экзотики в статус привычных повседневных реалий. Причем реалий не только коммерческого плана, но и общеобразовательного. Именно поэтому в данный обзор включены мнения как представителей Министерства образования, так и руководителей учебных центров и компаний, чья деятельность связана с ДО.

Федеральный портал "Российское образование"

В министерских кабинетах

В Министерстве образования РФ занимаются этой проблемой не первый год. О некоторых результатах, имеющихся на сегодняшний день, нам рассказал советник Управления ИТ в образовании министерства Владимир Вержбицкий: "Правильнее говорить о дистанционных образовательных технологиях (ДОТ), которые могут использоваться во всех четырех применяемых в настоящее время формах обучения - очной, заочной,  очно-заочной (вечерней) и в экстернате. Иными словами, поступив в вуз на очное отделение, вы можете обучаться дистанционно (разумеется, при этом должен быть соблюден ряд требований, предъявляемых к вузу). Принципиальная возможность этого предусмотрена в законодательстве: с января нынешнего года вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных образовательных технологий)". Принята и "Методика применения ДОТ (ДО) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования РФ" (www.edu.ru/dl/themes/basic/materials-document.asp ? folder=1413&matID=1710).   

В законе, добавил г-н Вержбицкий, приводится четкое определение того, что сегодня понимается под ДОТ (см. на врезке), а методика поясняет ряд общих положений закона и дает конкретные рекомендации по их применению.

Так, в "Методике" ДОТ разделены на три типа:

· кейс-технология - вид ДО, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и на их рассылке учащимся для самостоятельного изучения при организации регулярных консультаций у преподавателей традиционным или дистанционным способом;

· телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология - вид ДО, базирующийся на применении преимущественно спутниковых средств передачи данных и систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и доступа к информационным ресурсам (цифровые библиотеки, видеолекции и пр.);

· сетевая технология - вид ДО, при котором доступ обучающихся к информационным ресурсам и учебно-методическими материалам, а также интерактивное взаимодействие между преподавателем, администратором и обучаемым обеспечиваются с помощью глобальных и локальных компьютерных сетей.

"Понятно, - считает г-н Вержбицкий, - что ныне границы между этими типами становятся весьма расплывчатыми: в кейс-технологии все более широко используется Интернет-поддержка; сетевая технология пока (в силу недостаточного развития телекоммуникаций) служит в основном для доставки образовательного контента (да и это подчас дешевле сделать с помощью CD) и для организации общения с административным и преподавательским составом (чаты, форумы, e-mail), и лишь в очень немногих случаях каналы связи позволяют поддерживать подлинно интерактивный процесс (видеоконференции и т. п.). Трансляция обучающих программ по телевидению была начата еще в 70-е годы теперь уже прошлого века, но сегодня почти прекратилась: реально ее применяет только один (правда, очень крупный) вуз - Современный гуманитарный университет, создавший собственные сеть и телецентр и транслирующий обучающие программы по спутниковому ТВ на свои филиалы. Можно ожидать, что через непродолжительное время границы между этими технологиями исчезнут совсем".

Для решения научно-методических вопросов ДО при Министерстве образования несколько лет назад был организован Совет по дистанционному обучению; в его состав вошли ректоры 40 ведущих учебных институтов страны. Одной из важных его задач была выработка требований, которым должен отвечать вуз, претендующий на проведение ДО. Такие требования уже подготовлены и переданы в Минюст на утверждение. В нынешнем году исполняется пять лет довольно масштабному эксперименту по развитию дистанционных форм обучения на базе нескольких университетов (таких, как МЭСИ, МГИУ, РУДН, МГТУ, СПбГУ, СПбИТМО и др.). Его итоги еще предстоит осмыслить.

Из истории ДО

Своими корнями современные ДОТ уходят еще в позапрошлый век, когда новаторы использовали средства печати для публикации различных обучающих курсов. Впоследствии для передачи информации удаленному обучающемуся начали использовать радио, телевидение, аудио- и видеоносители. Максимальной двусторонней взаимосвязи удалось добиться только при появлении диалоговых программ на телевидении, проходящих в прямом эфире.

ИТ привнесли в систему образования совершенно новые возможности, позволившие приблизить методы удаленного обучения к традиционным, а также контролировать процесс обучения в режиме реального времени.

В Западной Европе ДО с помощью компьютерных технологий имеет более чем 40-летнюю историю. В настоящее время в каждой европейской стране работают учебные заведения, реализующие дистанционные программы.

В январе 1987 г. с целью ускорения и поддержки создания европейской сети ДО была основана Европейская ассоциация университетов с ДО (ЕАУДО, www.eadtu.nl). На основе Сети европейских открытых университетов (СЕОУ) был создан Европейский открытый университет. ЕАУДО включает 20 национальных членов от 19 стран. В настоящий момент в ассоциации зарегистрировано более 900 000 студентов. Все члены ассоциации - некоммерческие учреждения. В организацию входят 150 европейских университетов, которые наряду с традиционными формами обучения используют дистанционные технологии.

Показателен пример Национального университета дистанционного образования в Испании. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений страны и включает в себя 58 учебных центров в Испании и девять за ее пределами (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж). Его студенты имеют возможность учиться в Нью-Йорке и Риме.

В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием методов ДО. Лидирующей европейской организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского открытого университета. 

Помимо развития нормативной базы Министерство образования реализует целый комплекс научно-технических и научно-методических программ (многие из них - федерального уровня), ориентированных на широкое применение ДОТ в системе образования. Первая из них была начата в 1999 г., а в 2001-м стартовала вторая - "Создание системы открытого образования", рассчитанная на пять лет и ориентированная на разработку ПО, научного и учебно-методического обеспечения для ДО. Федеральная целевая программа "Развитие единой информационной образовательной среды", осуществляемая в настоящее время, подразумевает расширение телекоммуникаций, создание единой интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования, которая позволит потоки административной информации сделать более оперативными и доступными, и других информационных ресурсов. В рамках этой программы, в частности, был открыт и поддерживается федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru). Федеральная целевая программа "Электронная Россия" предполагает разработку и внедрение в обиход образования таких цифровых реалий, как ЭЦП, электронная идентификация личности, которые весьма необходимы именно для ДО. "Разумеется, технологические решения данной проблемы уже есть, - отметил г-н Вержбицкий, - это и видеокамеры, и контроль клавиатурного "почерка", и мониторинг отпечатка пальцев на клавише мышки, и контроль по радужной оболочке глаза. Однако при ДО пока пользуются не этими технологическими прорывами, а скорее организационными мерами - итоговая аттестация учащихся (защита диплома и сдача госэкзамена) должна быть очной; промежуточные же экзамены (сессии) обычно проводятся в письменной форме в местных филиалах, где административным персоналом осуществляется face-контроль, а письменные работы отправляются на проверку в центральный офис".

ДО - это не только законодательная база, ИТ и телекоммуникации, это еще - учителя и учебники

Говоря о преподавателях для ДО, Владимир Вержбицкий подчеркнул, что на их подготовку и повышение квалификации сегодня направлены не только бюджетные ресурсы - к этому процессу активно подключаются и коммерческие фирмы. Большой проект (и PC Week/RE о нем регулярно пишет) Министерство образования ведет совместно с Федерацией Интернет-образования, финансируемой НК ЮКОС; с прошлого года серьезно обучением учителей и студентов пединститутов занялась корпорация Intel (проект "Обучение для будущего"), к которой в этом году присоединилась Microsoft, помогающая (помимо финансирования) также своим ПО и включившаяся в разработку учебно-методических пособий для учителей (например, в издании "Использование MS Office в школе" описано, как с помощью ПО от MS подготовить урок, составить электронное учебное задание, тест и пр.).

Однако для ДО важно, чтобы обучаемый мог пользоваться соответствующей учебной и научной литературой. Школьники и студенты учебники и дополнительную литературу могут найти в библиотеках, а как быть тому, кто учится дистанционно? Ведь не всегда все необходимое для учебы удается собрать в тот самый кейс, который (в бумажном и/или CD-виде) высылается обучающемуся по кейс-технологии. Для отдельного не очень большого курса (как в коммерческих УЦ) этого, возможно, и хватит, но если говорить не только о повышении квалификации, но и о полноценном высшем образовании с помощью ДОТ, то вряд ли - вспомните, сколько каждый из нас во время учебы в вузе ежегодно брал в библиотеке книг и журналов?

Практически безальтернативным способом сделать доступным учебную, научную и методическую литературу для учащихся в любом населенном пункте сегодня следует считать Интернет. Поэтому важным самостоятельным направлением работ по ДО является создание в Сети электронных библиотек. В настоящее время формируется Центральная библиотека образовательных ресурсов, куда отбираются наиболее полезные и востребованные книги. Они сканируются, а с автором заключается договор о распространении электронных копий. Планируется, что на первом этапе библиотека будет общедоступной, однако не исключено, что со временем она может стать платной - ведь создание и поддержка такого ресурса весьма затратны. Кроме того, не надо забывать, что электронные учебники и пособия - это не просто текст на экране, их создание требует особых подходов и специальных технологий. Но об электронных курсах и учебниках - чуть позже.

Растет спрос - увеличивается и предложение

А пока поговорим об объеме рынка и о потребности в ДО. По оценкам IDC, объем европейского рынка ДО к 2005 г. составит 6 млрд. долл. К этому времени четвертая часть услуг по обучению в сфере высоких технологий будет предоставляться через Интернет. Наибольшее развитие такое образование получит в Нидерландах, Швеции и Англии, поскольку Интернет в этих странах получил широкое распространение (к тому же основная часть их населения в той или иной мере владеет английским языком). Страны Южной Европы будут в этом смысле несколько отставать.

Заместитель директора ОАО НИЦ АСК Валентин Гаркуша приводит следующие цифры. По оценке специалистов США (конец 2002 г.), мировой рынок ДО вырастет с 5,3 млрд. долл. в 2000 г. до 13,6 млрд. в 2004-м. При этом динамика роста ДО будет опережать приращение рынка очного обучения (объем которого увеличится со 105 млрд. долл. в 2000 г. до 145 млрд. в 2004-м). Информация по объему услуг в области ДО в нашей в стране отсутствует, но, ориентируясь на неофициальные заявления ряда ведущих вузов России о количестве дистанционно обучающихся в них, можно предположить, что это более 150 млн. долл.

Отвлечемся, однако, от финансов, которые у нас, как это часто бывает, никто оценивать не спешит (то ли это никого особенно не интересует, то ли продолжаем жить по принципу "не в деньгах счастье"?). Поговорим о растущих потребностях в образовании нашего населения и о его, населения, отношении к ДО. Мониторинговые исследования на эту тему были проведены в 1999-2002 гг. Министерством образования при консультативной поддержке Института социологии РАН, их результаты опубликованы в работе В. В. Вержбицкого и Ю. Ю. Власовой "Потребности взрослого населения России в профессиональном образовании и информационных образовательных технологиях". В соответствии с выборкой, репрезентативной по демографическим, географическим и социальным параметрам, было опрошено 11 600 россиян в возрасте от 16 до 60 лет. Опросы проведены в 26 регионах России, представляющих все федеральные округа и все типы социокультурных образовательных ситуаций в стране, были учтены 20 социальных параметров респондентов.

Советник Министерства образования РФ Владимир Вержбицкий

Как следует из названия исследования, речь в нем идет не о школе, а о получении взрослыми людьми профессиональных навыков: это может быть повышение квалификации, получение высшего (первого или второго) образования или второй специальности и т. д. В пересчете на все взрослое население России численность людей, имеющих актуализированные образовательные потребности (АОП), в период 1999-2002 гг. в среднем оценивалась приблизительно в 32,8 млн. чел. Как показывает анализ, лишь незначительная и постоянно сокращающаяся доля данных потребностей (от 15% в 1999 г. до 8% в 2001-м и 5% в 2002-м) может быть удовлетворена традиционной системой образования. В остальных случаях выдвигаются такие требования к условиям обучения (дистанционность, открытость, гибкость, индивидуализация обучения), которые могут быть выдержаны только при использовании моделей, форм, методов и технологий обучения, основанных на широком применении ИКТ: дистанционное обучение, открытое и гибкое обучение и т. п. (см. табл. 1).

Таблица 1. Требования взрослого населения к условиям обучения,

обусловливающие необходимость использования моделей, форм,

методов и технологий обучения, основанных на широком применении ИКТ

В распределении АОП по областям знания абсолютным лидером являются экономика и управление (около 8 млн. чел. желающих на конец 2002 г.), высок спрос на подготовку в сферах юриспруденции, информатики и вычислительной техники.

Изучая вопросы доступности технических средств обучения, авторы исследования выяснили, что среди лиц с АОП возможность использовать компьютерную технику есть примерно у 15 млн. человек (в том числе почти 11 млн. имеют доступ к мультимедийному компьютеру); аудиотехнику готовы применять 85% желающих обучаться, видеотехнику - 77%; доступ в Интернет (для целей образования) - 8,5 млн. человек (данные на конец 2002 г.).

Важная часть исследования была посвящена изучению требований желающих обучаться к организации и учебно-методическому обеспечению ДО (табл. 2). Структура этих требований в 2001-2002 гг. оставалась весьма стабильной (разность значений находится в пределах статистической погрешности измерения).

Таблица 2. Требования населения к организации и учебно-методическому

обеспечению ДО (данные за 2002 г.)

Отметим здесь, что абсолютное большинство лиц с АОП хотели бы совмещать работу с учебой, а две трети из них хотели бы получать профессиональные знания, связанные с той областью, где они трудятся. Интересны также два требования, предъявляемые к организации ДО: во-первых, ключевую роль консультаций с преподавателем отмечает более половины респондентов - это говорит о том, что и в этом случае "человеческий фактор" остается важнейшим, а потому при организации ДО особое внимание следует обращать на работу консультационных служб (как в синхронных, так и в асинхронных формах - e-mail, чаты, форумы, видеосвязь и пр.). Второй интересный момент касается регулярности контроля знаний: его называет в качестве важного условия эффективности обучения более четверти респондентов - несмотря на известную нелюбовь обучающихся к всякого рода контрольным, зачетам и экзаменам.

Продолжение следует

Версия для печати