Мы продолжаем разговор о дистанционном обучении (ДО) и дистанционных образовательных технологиях (ДОТ), начатый в прошлом номере *1.

_____

*1 PC Week/RE, N 32/2003, с. 20.

Еще о классификации

В предыдущей части обзора мы уже говорили о разделении ДОТ на три класса (типа) в зависимости от способа доставки обучающемуся образовательного контента. Эта классификация не единственная - существуют и другие: например, достаточно обособленные ниши представляют собой ДОТ: а) для школьников, б) для целей высшего образования и в) для повышения квалификации (или для корпоративного обучения). Возможны и дальнейшие подразделения внутри этих ниш. Ряд систем, представленных на рынке, по наблюдениям Дмитрия Кречмана (компания "ГиперМетод"), выпускаются в академической и корпоративной версиях. Это связано с тем, что в образовательной сфере более востребованы функции, свойственные обычному учебному процессу, - интерактивные лекции, возможность составления расписания занятий и отслеживания посещаемости; для корпоративной среды наиболее значимыми являются функции тестирования, самотестирования и самостоятельного обучения, а также возможности видеотрансляций (для проведения конференций и семинаров) и демонстрационных показов работы оборудования.

"Открытый колледж" (с лабораторной работой по физике или по химии)

Российский ИТ-рынок сегодня не настолько обилен предложением систем дистанционного обучения (СДО), как западный, но и у нас есть компании, работающие в каждой из этих сфер. В качестве примеров (см. таблицу) взяты компании, предлагающие как системы для корпоративного использования в интранет-сетях, так и СДО, предоставляющие услуги обучения через Интернет и использующие комбинированные технологии доставки контента (CD, печатные материалы, Интернет) и управления обучением (как в части организационной, так и учебно-методической).

Компании - о дистанционном обучении

Компании, опрошенные нами при подготовке этого материала, помимо описания конкретных характеристик своих систем и проектов, высказывали суждения как об общих проблемах развития ДО, так и об используемых ими технологиях. Вот некоторые из них.

Дмитрий Кречман, директор по маркетингу компании "ГиперМетод": Учебный центр www.eLEARN.ru , работающий на базе нашей СДО (Learning Server 3000 v 2.0), осуществляет дистанционное обучение по различным программам. Здесь каждый желающий может ознакомиться на практике с возможностями ДО. Авторы размещают на бесплатной основе в этом центре свои учебные курсы и проводят обучение, используя все современные функции дистанционных образовательных технологий. Тематика курсов весьма разнообразна, например, "Подростку про право", "Математика (11 класс)", "Физика для абитуриентов", а также "Тест по методологии разработки программных систем Rational Unified Process" и "NBG-Personall-Test". Сотрудниками нашей компании на www.eLEARN.ru проводится обучение по программным средствам нашей разработки, предназначенным для организации ДО. В УЦ проводятся курсы и семинары, на которых в режиме реального времени рассказывается о принципах работы с системой ДО, транслируется пошаговое построение учебных процессов, проходит обсуждение между участниками.

В прошлом году наша компания участвовала в ежегодном открытом конкурсе "Разработка электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования", который проводился Исполнительной дирекцией Министерства образования РФ по президентской программе "Дети России", и вошла в число победителей, получив государственный контракт на разработку электронного учебника по курсу "Компьютерная графика и дизайн", предназначенному для общеобразовательных школ России.

"БауманТрейнинг" с "живой" лабораторной работой

Возвращаясь к вопросу о классификации СДО, мы считаем, что их можно подразделить на два вида. К первому относятся системы, при использовании которых создается виртуальный учебный центр, где все материалы размещаются на самом сервере. В этом случае для обращения к ним обучающемуся каждый раз необходимо выходить в Интернет, что весьма проблематично при изучении курсов, насыщенных мультимедийным (видео, звуковым, графическим) сопровождением. Ко второму виду СДО относятся решения, предлагающие технологию Web-CD. При ее применении основной объем учебного материала может размещаться на компакт-диске, что облегчает обращение обучающихся к материалам, с одной стороны, и не затрудняет работу сервера учебного центра, с другой.

Кроме того, технология Web-CD ориентирована на применение двухполисной системы организации учебного процесса. Первый полис представляет собой асинхронную систему, при которой минимизированы функции серверной части программного пакета. Необходимый объем учебного материала для самостоятельного изучения поставляется на CD. Участие преподавателя в этом варианте сводится к минимуму и заключается только в осуществлении финального контроля знаний с помощью тестовой системы на сервере учебного центра. Вторым полисом является синхронная система организации учебного процесса, при которой используется полный спектр функциональных возможностей учебного Интернет-центра. В этом случае преподаватель проводит интерактивные лекции, семинары и конференции. Каждая лекция может сопровождаться обсуждениями в онлайновом режиме. Преподаватель может проводить промежуточное тестирование и контролировать посещаемость обучаемых. Наша система использует технологию Web-CD и позволяет поддерживать оба полиса организации удаленного обучения.

Валентин Гаркуша, заместитель генерального директора ОАО НИЦ АСК: Разработанная нашей компанией СДО "Прометей" (www.prometeus.ru) успешно используется сегодня более чем в 50 учебных заведениях и корпорациях России, Украины, Казахстана и Белоруссии. В этой оболочке, организующей ДО в режимах online и offline, могут использоваться электронные курсы, разработанные разными программами, в том числе и с помощью созданного нами для обычных компьютерных пользователей "Дизайнера курсов". Однако основной проблемой развития ДО в России являются, на наш взгляд, электронные курсы, а точнее - отсутствие их цивилизованного рынка в нашей стране.

Несмотря на то что десятками вузов и отдельными педагогами-новаторами созданы тысячи электронных курсов, они остаются недоступными или неизвестными другим учебным заведениям и организациям, которые были бы готовы официально приобрести их. Вузы боятся конкуренции, а авторы электронных курсов - пиратства, которое в таких условиях вполне возможно. Это значительно сдерживает распространение ДО.

Пришло время организации цивилизованного рынка информационных ресурсов ДО. Создатели электронных учебников должны понять, что, получив деньги от их официальной продажи, они приобретают финансовую возможность защитить свое авторское право и получить средства на усовершенствование своих курсов.

С этой целью для общения продавцов и покупателей электронных учебных материалов создан для свободного доступа, возможно, единственный в своем роде электронный магазин (www.ecourses.ru). Разработчики совершенно бесплатно могут разместить здесь информацию о своих учебных материалах, включая их демоверсии, с указанием стоимости и условий приобретения.

Покупатели выбирают из каталога необходимые им курсы, формируя заказ, после чего обращаются к автору - продавцу курса без каких-либо посредников. И те и другие могут оставить на сайте информацию о своих предложениях на разработку электронных курсов.

Ольга Владимирова, директор УЦ компании IBM: IBM начала применять дистанционные технологии для обучения своих сотрудников почти 40 лет назад. С течением времени доля "внутрикорпоративного электронного обучения" возрастала, и сегодня около половины курсов, которые используются сотрудниками IBM, проводится дистанционно. С одной стороны, это позволяет значительно сократить расходы - только за прошлый год экономия составила около 400 млн. долл. С другой - такой подход дает возможность привлечь к преподаванию лучшие кадры и тиражировать наиболее удачные дистанционные образовательные продукты. Сотрудники IBM имеют возможность получить консультацию или ответы на вопросы "из первых рук" - от создателя курса.

Начиная с 1996 г. IBM продвигает решения в области дистанционного обучения среди своих заказчиков в России. В основе технологий IBM - многолетние исследования и обширный практический опыт применения дистанционных технологий внутри корпорации.

IBM применяет концепцию четырехуровневой системы обучения. На первом уровне взаимодействуют человек и компьютер, человек изучает материалы самостоятельно; второй уровень предполагает более тесное взаимодействие с помощью средств мультимедиа (интерактивное обучение с выполнением упражнений, тестов, просмотром видеофрагментов и пр.). На третьем уровне обучающийся может взаимодействовать с преподавателем и другими студентами, прибавляются возможности асинхронного "электронного" общения по e-mail, через форумы и т. п. или в режиме реального времени с помощью аудио- и видеосвязи, с использованием занятий в режиме "белой доски" (преподаватель пишет или рисует на своем компьютере, а слушатели видят это сразу же на своих экранах; возможен и другой вариант - слушатель получает доступ на компьютер преподавателя, а все остальные наблюдают, как он выполняет задание), а на четвертом уровне проводятся аудиторные занятия с преподавателем в классе для проверки полученных знаний и навыков.

Для реализации этой концепции были разработаны специальные программные средства, ядром которых является СДО Learning Management System (LMS). Эта система базируется на открытых стандартах и состоит из нескольких модулей. Один из них предназначен для администрирования процесса обучения (кстати, он может применяться не только для ДО, но и для управления процессом "очного" образования), другой - для создания курсов. В январе текущего года на рынок была выпущена вторая версия LMS, которая поддерживает все стандарты, принятые в мире для СДО (это важно для интеграции с другими системами и курсами сторонних разработчиков). LMS имеет развитую функциональность: так, административный модуль содержит каталог курсов, средства для управления личным делом учащегося, для общения с преподавателем и администратором, рассылки уведомлений, управления ресурсами обучения (аудитории, техника, доступ в Интернет и пр.) и многое другое. Авторский инструмент для создания курсов также весьма многообразен - от применения аудио- и видеофрагментов и прочих изобразительных материалов до средств для создания упражнений и тестов, составления и проведения контрольных, экзаменов и т. п. Сегодня стоимость LMS для корпораций составляет около 40 долл. за рабочее место (удаленный обучающийся), вузам она предоставляется в два раза дешевле.

Наталья Соболева, директор компании "Физикон": Разговор о ДО будет неполным, если не сказать о научно-практических исследованиях в этой области. На наш взгляд, они проводятся по следующим направлениям:

Таблица 3. Примеры компаний, работающих в области ДО на российском рынке

Компания, Web-адрес

Система ДО, год появления на рынке

Основные компоненты

Важнейшие особенности СДО

Сфера применения

Примеры внедрений

IBM, www.ibm.ru (демо на www.educ.ru или www.lotus.com/lotus/offering3.nsf)

IBM Lotus Learning Management System (LMS), 1998 г.

Система управления процессом обучения, система управления контентом (содержанием), встроенное средство разработки дистанционных курсов, средства визуализации контента

LMS - масштабируемая, гибкая платформа для управления образовательными процессами, ресурсами, учебными планами и каталогами курсов (для традиционного обучения и ДО). Поддерживает международные стандарты ДО. Среди функций: курсы в online и offline, резерви

Для корпоративного обучения и учебных заведений

IBM, "Сибнефть", "Вымпелком", "Северсталь"

"ГиперМетод", www.hypermethod.ru (УЦ в Сети: www.eLEAR.ru)

eLearning Server 3000 v.2.0 (первая версия - 2001 г.)

ELearning Server 3000 v.2.0 - система управления учебным процессом; eLearning Office 3000 v.2.0 - система управления обучающим контентом; LiveCam 3.0 Pro - система организации Web-трансляций

Позволяет организовать и изучать учебные курсы как в online-, так и в offline-режиме, проводить в созданном УЦ интерактивные встречи тьютора и учащихся (лекции, конференции, чаты, графические доски), тренинги и тестирование, отслеживать статистику Реализо

Общее и профессиональное образование, повышение квалификации, корпоративное обучение

МГИМО, МГУ им. М. В. Ломоносова, МИД РФ, ВИПК МВД РФ, Представительство ООН в Белоруссии, Правительство Ленинградской области, Южно-Уральский государственный университет и др.

"Физикон", www.physicon.ru (образовательный портал "Открытый колледж" для средней школы www.college.ru , в который входят обучающие сайты www.physics.ru , www.mathematics.ru , www.chemistry.ru , www.biology.ru , www.geography.ru , www.english.ru)

Проект "Открытый колледж" на основе платформы компании "ФИЗИКОН", 2000 г. Победитель Национальной Интернет-премии-2003 в номинации "Лучший сайт для детей и юношества"

Интерактивные учебные материалы, электронные учебники и интерактивные модели (Java-аплеты), online-лаборатория по физике с обсуждением результатов эксперимента, более 4000 тестов по математике, физике, химии, биологии, экономике; система генерации тестов

Реализовано тестирование школьников (сборка тестов самостоятельно с учетом темы и сложности), рейтинговая сетевая игра, ведутся регистрация и база данных учеников. Представлено большое число интерактивных образовательных компонентов, online-лаборатории, и

Дополнительное обучение школьников, повышение квалификации учителей в области ИТ, профессиональная подготовка по ряду дисциплин (экономика и управление, защита информации в сетях и пр.)

Локальная сеть в г. Раменском. Сам ресурс находится по адресу: http://college.aviel.ru/indexGraph.php3

ОАО НИЦ АСК, www.prometeus.ru (сетевой магазин электронных курсов www.ecorses.ru)

"Прометей" 2.0 2000 г., "Дизайнер курсов" 2000 г., "Прометей" 4.1 - 2003 г.

СДО "Прометей" 4.1 и программа "Дизайнер курсов"

СДО "Прометей" 4.1 - программная оболочка, поддерживающая ДО и тестирование территориально разделенных слушателей и позволяющая управлять всей деятельностью виртуального УЦ. "Дизайнер курсов" предназначен для быстрого создания мультимедийных курсов неиску

Учебные заведения среднего специального, высшего профессионального и дополнительного образования. Корпоративное обучение

МЭСИ, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Международный университет бизнеса и новых технологий, корпорация "Русский алюминий", Центризбирком, ЦВ ПРОТЕК, Приватбанк (Украина) и др. (всего - более 50)

Cognitive Technology, www.cognitive.ru (ДО - www.ctkurs.ru)

"СТ Курс", 2000 г.

Программный комплекс для решения практически любых задач, связанных с ДО

Включает функции и инструменты, позволяющие организовать процесс обучения и управлять им (создание нового курса, тестов, сбор заявок на обучение, статистика успеваемости, средства коммуникации между участниками учебного процесса и пр.)

Для учебных заведений и корпоративного обучения

ГТК, МГУ им. М. В. Ломоносова, БелГУ, коммерческие компании

"Звезды и С", www.stars-s.ru (сайт ДО - www.e-learn.ru)

Проект онлайнового ДО - www.e-learn.ru , 2001 г.

ПО для бэк-офисной работы с клиентами, управления процессом обучения; использование технологии live E-lab для проведения практических работ

Возможность организации онлайновых лекций, сопровождаемых демонстрацией слайдов, оптимизация подачи аудио- и видеоинформации под низкоскоростные каналы; доступность интерактивного взаимодействия с преподавателем; практикум в терминальном режиме; дистанцио

Повышение квалификации (корпоративное обучение)

Интернет

ЦКО "Специалист" при МГТУ им. Н. Э. Баумана (www.specialist.ru) совместно с Bauman Computer Training Company, Inc., США (www.baumantraining.com)

Система управления ДО BaumanTraining (март 2002 г., презентация на выставке Online Learning 2002 Europe)

Управление процессом обучения и обучающим контентом. Система содержит более 100 интерактивных онлайновых курсов. Корпоративные решения

Технология "живых" лабораторных работ (RealLabs), симуляционные лабораторные работы, круглосуточная преподавательская поддержка, уникальная база знаний, система контроля обучения

Повышение квалификации, корпоративное обучение

Дистанционное обучение слушателей ЦКО (более 8000 слушателей). Ведется внедрение системы в нескольких крупных компаниях нефтегазового сектора

· базисный учебный план, учитывающий не только очные, но и асинхронные формы обучения; разработка соответствующих нормативов занятий, предполагающих использование Интернет-технологий и ресурсов;

· учебные программы по предметам, предусматривающие различные формы сочетания очного и дистанционного обучения, обеспечивающие соотношение индивидуальных и общих учебных программ;

· формы дистанционного обучения - дистанционные курсы, проекты, конференции, олимпиады и соответствующие методы обучения, интегрированные с информационными технологиями и телекоммуникациями;

· электронные учебники, образовательные сайты и веб-квесты;

· телекоммуникационные технологии, обеспечивающие распределенное образование;

· системы дистанционной диагностики, контроля, аттестации, тестирования, документооборота и др.;    

· подготовка кадров, изменение системы повышения квалификации - переход от очных курсов к использованию Интернет-технологий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Проект "Открытый колледж" (www.college.ru и www.opencollege.com) развивается компанией "Физикон" с 1995 г. и направлен на интеграцию наших учебных компьютерных курсов, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуального обучения через Интернет. В формировании его содержания участвовали как преподаватели МФТИ (профессора С. М. Козел и В. В. Зеленцов, доцент Н. Х. Агаханов), так и известные деятели российского образования в области тестирования и Интернет-проектов из разных городов России (В. А. Орлов, А. Ф. Кавтрев, Н. Н. Гомулина и др.). Сейчас на сайте размещены интерактивные учебные материалы для дополнительного обучения школьников (по математике, физике, химии, астрономии, биологии и т. д.), повышения квалификации учителей в области использования ИТ (методические материалы, обмен опытом применения учебных компьютерных программ в школе). "Открытый колледж" предлагает электронные учебники и интерактивные модели (Java-аплеты), уникальную online-лабораторию по физике с обсуждением результатов эксперимента в форуме. На сайте выложено более 4000 тестов по математике, физике, химии, биологии, экономике; система генерации тестов и мониторинга успехов ученика. Здесь также публикуются новости образования, обзоры обучающих Интернет-ресурсов, проводятся виртуальные консультации, сетевые игры и дистанционные олимпиады. Хочется особо отметить, что образовательные ресурсы бесплатные, они разрабатываются и поддерживаются исключительно за счет средств компании.

Аудитория этого сайта, кроме "слушателей" более чем из 200 городов России, - русскоговорящие люди из 85 стран мира. В то же время у "Физикона" есть и англоязычный "Открытый колледж", дающий возможность преподавателю создавать свой интерактивный Интернет-ресурс, набирать учеников, предлагая им собственные компоненты. Посещаемость сайта ежегодно растет - за последние два года она увеличилась почти в восемь раз (для сравнения взят один месяц в году): Период Число посещений Март 2001 г. 8800 Март 2002 г. 27 400 Март 2003 г. 63 378 Наша компания активно участвует и в создании электронных изданий для средней школы. Так, в прошлом году по программе ЭСУН ("Электронные средства учебного назначения для общего и профессионального образования") мы выиграли два гранта в конкурсе Министерства образования и получили государственные контракты на разработку "Библиотеки электронных наглядных пособий по астрономии (9-10 кл.)" и "Физики (7-11 кл.)". На сегодняшний день "Библиотека" уже получила гриф "Допущено" от Министерства образования, а разработка пособия по физике намечена на декабрь. В этом году в рамках программы "Электронное издание" (продолжающей программу ЭСУН) "Физикон" выиграл четыре гранта - на разработку электронных изданий по химии и биологии для подготовки к ЕГЭ, интегрированного межпредметного пособия по естественнонаучному циклу, а также на создание инструментальных компьютерных сред и методик их использования для студентов педвузов и школьных учителей.

Дмитрий Гудзенко, директор ЦКО "Специалист" при МГТУ им. Н. Э. Баумана: Четыре года назад Центр компьютерного обучения одним из первых в России начал серьезно заниматься дистанционным обучением через Интернет. Сегодня мы предлагаем клиентам многофункциональную систему дистанционного обучения BaumanTraining и более ста онлайновых курсов в области ИТ. Только за последний год ДО в нашем центре прошли более 8000 человек. В их числе - сотрудники KPMG, Seiko Epson, пивоваренной компании "Балтика", Банка Москвы, Сибинтека, Славнефти, Сургутнефтегаза и других компаний. В настоящий момент ведется внедрение системы BaumanTraining в нескольких крупных компаниях нефтегазового сектора.

Эксклюзивной услугой нашего ДО является круглосуточная помощь преподавателя в режиме реального времени. Это дает возможность забыть о часовых поясах и времени суток - слушателю в другой стране не нужно смотреть на часы и подолгу ожидать ответа на свой вопрос, прерывая обучение. Он общается с преподавателем в чате и все ответы получает практически мгновенно.

В систему ДО BaumanTraining наш центр первым в России встроил сервис "живых" лабораторных работ через Интернет. Революционная технология RealLabs позволяет слушателям со своего компьютера получить доступ к учебным классам центра и выполнять лабораторные работы, предусмотренные курсом (речь идет о курсах по ИТ. - Прим. авт.), не выходя из дома. Специалисты центра следят за ходом работы и в случае необходимости помогают решать любые технические проблемы. Предоставляя большие возможности, технология не требует сложного оборудования и ПО: все, что понадобится слушателю, - это компьютер с доступом в Интернет на скорости 28 кбит/с и Web-браузер.

Еще один вариант закрепления теоретических знаний - симуляционные лабораторные работы (специальные сценарии, практически полностью повторяющие функционал изучаемого программного продукта). Имеется и база знаний, содержащая актуальную и полезную информацию по изучаемым курсам. За время работы ЦКО накопилось огромное количество ответов на задаваемые слушателями вопросы, которые собраны в закрытых конференциях, прикрепленных к каждому курсу. Вопросы и ответы сгруппированы и разделены по урокам, реализован механизм полнотекстового поиска по всей конференции - таким образом, если искомая информация присутствует, то слушатель без особых проблем найдет ее.

К каждому сертифицированному курсу ЦКО предлагает соответствующие учебные пособия, в них содержатся конспекты всех занятий и описания практических и лабораторных работ. К некоторым курсам прилагаются также пробные версии изучаемого ПО. Почтовая доставка учебных пособий по России (и курьерская - по Москве) осуществляется бесплатно.

Известно, что возможности и потребности каждого человека индивидуальны: кому-то требуется больше времени на освоение теоретической стороны вопроса, кто-то привык изучать новые технологии на практике, самостоятельно вникая во все тонкости, а кто-то нуждается в четких рекомендациях преподавателя. Для этого ЦКО предлагает пять методов обучения: "Оптимальный", "Экономичный", "Профессиональный", "Самостоятельный" и "Offline" - различающихся набором услуг, продолжительностью, способом обучения и количеством времени общения с преподавателем.

Для знакомства с системой ДО BaumanTraining на странице www.speciallist.rueLearning размещены бесплатные демонстрационные версии курсов "Основы сетей", "Microsoft Word 2002/2000" и "Microsoft Excel 2002/2000".

Виталий Стародубцев, директор УЦ "Звезды и С": В последние годы успешно работающие компании, осознавшие необходимость дополнительного образования своих сотрудников, все чаще отдают предпочтение онлайновому ДО. Например, в рамках нашего проекта E-learn.ru московское представительство Microsoft уже обучило несколько сотен сотрудников из десятков компаний-партнеров, в числе которых Shell, "Электросвязь", "Востсибуголь", "Хохланд Руссланд" и многие другие.

Обучение на сайте www.e-learn.ru осуществляется с учетом нескольких ключевых принципов. Проведение виртуальных лекций с применением слайдов и других наглядных материалов является предпочтительным по сравнению с самостоятельным прочтением учебного пособия. Данный принцип реализован в проекте E-learn.ru: слушателю предоставляется возможность многократно, в любое удобное время, из любого места, где есть компьютер с подключением к Интернету (хотя бы со скоростью 28,8 кбит/с), в потоковом режиме прослушивать лекции, сопровождаемые слайдами. Предусмотрена удобная навигация внутри урока с возможностью перехода с точностью до 2-3 мин в любое место лекции по ссылкам - содержанию урока.

Учитывая реалии российских каналов связи, разработчики проекта оптимизировали подачу аудио- и видеоинформации под низкоскоростные каналы. Таким образом, чтобы прослушать с помощью E-learn.ru все лекции курса, продолжительность которого соответствует пятидневному обучению в классе, используется трафик объемом около 20 Мб.

Второй принцип - обязательное интерактивное взаимодействие с преподавателем. В данном случае наиболее эффективными могут оказаться видеоконференции, но в Рунете сегодня доступнее такие средства, как чат, форумы, электронная почта и ответы на часто задаваемые вопросы. В E-learn.ru слушатель может не только получить консультации у сертифицированного тренера, но и пообщаться с коллегами по тренингу, что сближает дистанционное обучение с классическим очным. Тренер, консультирующий дистанционных слушателей, должен обладать специфическими знаниями и навыками, подтвержденными сертификатом дистанционного тренера - E-trainer. Сейчас в России есть только один сертифицированный тренер по ДО. Он преподает и занимается поддержкой слушателей проекта E-learn.ru в УЦ "Звезды и С".

И наконец, для подкрепления теоретических знаний практическими навыками проект E-learn.ru предусматривает проведение лабораторных работ, созданных с применением новейших технологий Live E-lab. Рабочее место тренера E-learn.ru позволяет видеть полную историю процесса обучения каждого слушателя, отслеживать, какие из курсов уже изучены им, какой курс активен в данный момент и какие конкретно модули уже прослушаны, определить темы, вызывающие у слушателей затруднения, и многое другое. В процессе выполнения лабораторных работ тренер имеет возможность подключиться к терминальной сессии слушателя и при необходимости продемонстрировать, как выполняется то или иное действие. Используя полученную информацию, тренер сам активизирует процесс общения со слушателем, задает дополнительные вопросы, может порекомендовать повторно прослушать ту или иную часть курса, более тщательно выполнить лабораторную работу или прочитать дополнительный материал. После успешной сдачи всех тестов на сайте слушателю высылается сертификат Microsoft международного образца об успешном окончании курса. Помимо онлайновых аудио- и видеолекций слушателям проекта E-learn.ru высылаются фирменные методические материалы, содержащие конспект лекций, студенческие CD с эмуляционными лабораторными работами, версии ПО с ограниченным сроком действия и дополнительная информация по темам учебного курса.

Заключение

Безусловно, в одном обзоре невозможно обсудить все проблемы, связанные с ДО: так, сегодня "за кадром" остались такие вопросы, как технологические и методические ограничения в ДОТ; дистанционная педагогика и психология; стратегия и стоимость создания электронных ресурсов для ДО (кстати, технологии, используемые в этой области, также достойны более подробного разговора); ДО для людей с ограниченными возможностями и многое другое. Мы приглашаем всех желающих к разговору на эти темы. Свои мнения и предложения присылайте на адрес редакции (editorial@pcweek.ru) или автора (tatyana@bogat.msk.ru).

Версия для печати