Стоило двум лидерам рынка объявить об изменениях в своей политике (правда, в прямо противоположных направлениях), как кривая изменения цен на персональные компьютеры уподобилась американским горкам.

После публикации результатов III квартала финансового года, отразивших снижение прибыли, руководство компании Hewlett-Packard заявило о предстоящем повышении цен на настольные и портативные компьютеры.

Но практически одновременно поступило сообщение от фирмы Dell, объявившей о снижении цен на целый ряд своих продуктов: ее компьютеры, включая профессиональное семейство OptiPlex, потребительскую линию Dimension и блокнотные ПК Inspiron, подешевели на 3-22%. Кроме того, этот производитель снизил на 10-13% цены на принтеры и проекторы.

Руководство HP связывает часть своих финансовых проблем с резким снижением цен в начале нынешнего года, проведенным с целью усиления позиций на рынке. Свою роль сыграла также стабилизация цен на комплектующие и даже некоторое их повышение. В результате подразделение персональных систем этой компании понесло в III квартале убытки на сумму 56 млн. долл., тогда как за предыдущие три месяца получило прибыль в 21 млн. долл..

Председатель совета директоров и исполнительный директор HP Карли Фиорина сообщила, что ее компания больше не станет бороться за повышение своей доли рынка, если это создает угрозу прибыльности.

Что же касается снижения цен на продукцию Dell, то некоторые отраслевые аналитики напрямую связывают его с нынешними трудностями HP. Правда, представители Dell отрицают подобную связь, заявляя, что снижение цен планировалось давно.

Такая точка зрения находит поддержку и у сторонних специалистов. Роджер Кей из корпорации International Data, например, считает шаг Dell превентивной мерой, вызванной ожидаемым снижением активности на рынке бытовых персональных компьютеров. "У Dell имеется множество систем раннего предупреждения, и когда они указывают на подобные тенденции, фирма сразу же принимает меры для стимулирования спроса, - отметил он. - А первым средством здесь являются цены".

Если спрос останется вялым и в ближайшее время, HP, возможно, придется пересмотреть объявленное повышение цен, предсказывает Кей. В противном случае у компании возникнет еще больше проблем, особенно на фоне роста прибыльности Dell.