CRM

Как бы активно ни обсуждалась тема CRM-решений в отечественной ИТ-прессе, следует признать, что российских продуктов этого класса совсем немного, особенно для средних предприятий. Точнее, такие системы в исполнении российских разработчиков имеются, но они сейчас находятся на уровне "облегченных" CRM-решений с минимальным набором аналитических и управленческих функций, основные возможности которых сводятся к накоплению информации о клиентах. Впрочем, это отражает не потенциал отечественных ИТ-компаний, а состояние реального спроса на такие решения на рынке.

Андреас Кеми: "Мы выпускаем iScala CRM впервые именно в России,

так как считаем этот рынок очень важным для нашего бизнеса"

Однако ситуация меняется, и свидетельством тому стало представление 10 сентября в Москве нового продукта iScala CRM от известного поставщика Scala Business Solutions. Особый интерес к этому событию объясняется тем, что фактически оно означает начало продвижения платформы Microsoft CRM в России - одной из новейших разработок подразделения Microsoft Business Solutions, о которой много писалось за рубежом.

Исполнительный директор Scala Business Solutions Андреас Кеми отметил, что новый продукт впервые представлен именно в Москве (в других странах это произойдет позднее), и данный факт очень важен для его компании. Доля продаж в России продуктов Scala не называлась, но было подчеркнуто, что основной центр их разработки находится в Москве и число его специалистов превышает 200 человек, а всего в штате фирмы около 37% сотрудников (в том числе и в других странах) являются российскими гражданами.

Главный же акцент в своей презентации г-н Кеми сделал на партнерстве с Microsoft, точнее, с ее подразделением Microsoft Business Solutions (MBS), новый этап которого начался нынешним летом после подписания соглашения о глобальном сотрудничестве. Действительно, сейчас, наверное, можно поставить точку в дискуссии о перспективах конкурентной борьбы между Scala и MBS, развернувшейся полтора года назад, после приобретения корпорацией Microsoft компании Navision. Напомним, что тогда высказывалось мнение, что и Scala может быть поглощена аналогичным образом. Впрочем, даже поверхностный анализ взаимоотношений Microsoft и Scala показывал, что Редмонду не нужны сразу два европейских поставщика ERP-систем*.

Было очевидно, что лучшим вариантом для обеих компаний является не конкуренция, а партнерство, когда первая занимается разработкой базовых технологий, а вторая на этом фундаменте создает свои тиражные решения. Партнерство со Scala тем более важно для MBS, что у нее есть хорошая команда программистов, а ее бизнес имеет довольно сильные позиции в Швеции, России, странах Восточной Европы и Китае (всего компания поставляет продукты на 25 языках в 140 стран).

Именно такое развитие событий мы и можем наблюдать на примере выпуска iScala CRM на основе Microsoft CRM. В частности, в Москву для презентации системы из Редмонда впервые приехал директор по продажам подразделения MBS CRM Джос де Лаат.

Microsoft CRM - это одно из первых бизнес-приложений корпорации, реализованное в архитектуре .NET, точнее, в Web-варианте технологии ASP.NET. Клиентский доступ реализован с помощью обычного Web-браузера, хотя есть возможность работы и через MS Outlook. Само приложение представляет собой иерархическую систему, на нижнем уровне которой находятся MS SQL Server и ядро CRM-сервера. Над ними располагаются функциональные модули, в настоящее время представленные блоками "Управление продажами" и "Взаимоотношения с пользователем". В будущем они должны пополниться модулями "Маркетинг" и "Послепродажное обслуживание".

Однако самое главное то, что MS CRM обладает открытым программным интерфейсом (около 800 функций API, частично доступные в виде Web-сервисов), и это позволяет независимым разработчикам расширять его функциональность. Именно такой расширенный вариант реализован в виде продукта iScala CRM московским центром разработок компании. Кроме базового функционала Microsoft CRM он включает дополнительные возможности, такие, как работа с разными валютами, расчет налогов (НДС) по различным национальным стандартам, аналитика бизнес-процессов.

Сам продукт iScala CRM позиционируется сейчас как часть общей системы iScala ERP и на первом этапе продвижения будет ориентироваться на существующую клиентскую базу. В то же время он может быть использован самостоятельно либо интегрирован с другими ERP-системами с помощью архитектуры Web-сервисов платформы iScala. Представители компании не исключают возможности расширенной интеграции с внешними решениями (в том числе MBS Navision и Axapta) по мере повышения спроса со стороны клиентов.

Руководитель московского отделения MBS Олег Паленов сообщил, что в конце нынешнего года состоится официальная презентация в России продукта Microsoft CRM, после чего начнется его продвижение в нашей стране. По его мнению, это не должно создать каких-то проблем в сотрудничестве с независимыми разработчиками, в том числе и со Scala. Более того, Scala только выиграет, так как, опираясь на маркетинговую и техническую поддержку Microsoft, сможет расширить круг потенциальных клиентов, предложив им свои продукты, адаптированные под российский рынок. С этой точкой зрения согласился и глава московского представительства Scala Андрей Шабанов, высказавший убеждение, что интерес к новому совместному продукту среди отечественных предприятий будет велик.

Версия для печати