ФОРУМЫ

Так сложилось, Что в последние три года на осень приходится множество различных мероприятий, связанных с информационными технологиями, и главным из них является международная выставка-форум "Инфокоммуникации России - XXI век" ("ИнфоКом"), проводимая под эгидой Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. Считается, что основные приоритеты отечественных инфокоммуникаций отражены в Федеральной целевой программе (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 годы)", и выставки "ИнфоКом" в значительной мере выглядят как отчет отрасли о проделанной в этой области работе (см. PC Week/RE, N 41/2002, с. 19).

Леонид Рейман: "Финансирование <Электронной России>

будет отражено отдельной строкой в госбюджете"

Правда, в нынешнем году дело не ограничилось осмотром экспозиций, телемостами, конференциями и семинарами, а вышло на правительственный уровень: глава Администрации связи РФ Леонид Рейман доложил на заседании кабинета министров об использовании информационных технологий в сфере управления страны, в результате чего ему была поручена разработка единой концепции использования ИТ в федеральных органах власти и корректировка ФЦП "Электронная Россия".

"ИнфоКом" - витрина "Электронной России"

Демонстрационные площадки форума "ИнфоКом-2003" открылись одновременно в пяти городах страны - Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Новосибирске (см. PC Week/RE, N 34/2003, с. 1). В столице на центральном стенде под названием "Электронная Россия" были представлены результаты реализации соответствующей ФЦП по разделам - э-правительство, э-регионы, э-коммерция, э-медицина и т. д.

Следует отметить, что нынешняя планировка павильона более удачна, чем в два предшествующих года, - не было противопоставления выполненной по единому проекту головной экспозиции участников "Электронной России" и довольно пестрых стендов других фирм. Центральный стенд теперь воспринимается как вводный раздел всей выставки и выглядит очень органично.

По числу участников нынешняя столичная выставка была поменьше, чем в прошлом году, но с деловой точки зрения она, похоже, стала результативнее своей предшественницы. Из заявлений официальных лиц следовало, что одна из основных задач "ИнфоКома-2003" - повышение инвестиционной привлекательности российского рынка инфокоммуникационных услуг. Конечно, сама выставка и сопутствующие ей мероприятия - хороший фон для PR-акций в пользу развития ИТ и связи. Но, к сожалению, если судить по представленным на стендах фирмам и организациям, особенно по составу информационных спонсоров, основной интерес к мероприятиям форума проявили преимущественно издания отраслевого профиля и информагентства. Сколько-нибудь заметной активности инвестиционных фондов, банков, лизинговых и страховых компаний увидеть не пришлось.

Несмотря на то что выставка по замыслу организаторов должна была иметь более выраженный компьютерный уклон, чем, скажем, "Связь-Экспокомм", главенствующую роль на ней все же играли компании электросвязи, работающие под эгидой "Связьинвеста", и крупные зарубежные производители телекоммуникационного оборудования. При этом очень слабо были представлены отечественные разработчики и изготовители ВТ и средств связи, а также альтернативные операторы. Зато впервые как серьезная сила выступили российские системные интеграторы, которые явно продемонстрировали свою готовность активно участвовать в общегосударственных и региональных программах информатизации страны и показали целый ряд успешно реализованных проектов.

Вместе с тем практически все телекоммуникационные и ИТ-компании, а их было порядка 130, представили новые технологии, решения, изделия, услуги, которые интересны и для населения, и для специалистов операторских компаний и госструктур. Например, Lucent Technologies анонсировала компактный мультиплексор V016 IP DSLAM, Huawei Technologies - усовершенствованные маршрутизаторы операторского класса Quidway NE 40, Ericsson расширила функциональность УАТС MD110 и BP250/128i/50, "Открытые технологии" представили систему телеметрического контроля состояния линий связи, АСВТ - сеть беспроводных таксофонов в Московской области и т. д.

Сергей Мишенков, технический директор ACBT: "Наша компания

внедряет сеть беспроводных таксофонов в Московской области"

Если же вернуться к актуальным вопросам информатизации страны, то одной из важнейших проблем остается недостаточное финансирование утвержденных проектов ФЦП "Электронная Россия". По оценке министра связи Леонида Реймана, на "Электронную Россию" в этом году выделяется в пять раз меньше средств, чем предусмотрено по паспорту. И хотя эта тема частично обсуждалась на круглых столах "ИнфоКома-2003", сама выставка явно обошла стороной ключевую проблему, оставшись чисто парадным мероприятием. Именно поэтому большое значение имело обсуждение болевых точек внедрения ИТ на заседании Правительства Российской Федерации.

Правительство намерено переписать "Электронную Россию"

В дни работы "ИнфоКома" состоялось заседание Правительства РФ по вопросам использования современных информационных технологий в федеральных органах власти. Доклад к заседанию был подготовлен Министерством РФ по связи и информатизации совместно с Минэкономразвития России и некоторыми другими ведомствами при участии Российской академии наук.

В ходе его подготовки была собрана весьма полная информация о состоянии дел в сфере информатизации федеральных органов власти.

Впервые за последние годы получены достоверные количественные данные о расходах государства на ИТ, обобщены основные тенденции и подведены предварительные итоги реализации первого этапа ФЦП "Электронная Россия".

На основании проведенного анализа выявилась весьма неутешительная картина, и Правительство приняло ряд решений, нацеленных на повышение эффективности использования ИТ в федеральных органах власти. Сведения были получены на основе анкетирования 48 ведомств. По данным этих исследований, на поиск информации и согласование документов сотрудники крупных организаций (а государство является самой крупной организацией) тратят до половины рабочего времени. Причем каждый документ копируется в среднем до 20 раз.

Государственные расходы на информатизацию в России составляют 0,19% от объема внутреннего валового продукта (в США - 0,42%, в Германии - 0,41%, в Бразилии - 0,2%, в Индии - 0,14%, в Польше - 0,13% от ВВП) и, по мнению ученых, соответствуют уровню экономического развития страны.

В России во всех госучреждениях обработкой данных занято 400 тыс. служащих, а временные затраты граждан на взаимодействие с органами власти оцениваются в 3-4 млрд. человеко-часов. Применение ИТ позволит снизить эти временные издержки как минимум на 20% и сэкономить не менее 30 млрд. руб. в год исходя из сегодняшнего уровня средней заработной платы.

При этом каждое отдельное министерство пока ориентируется на собственные информационные потребности, что приводит к появлению дублирующих информационных ресурсов. Достаточно сказать, что, по данным Роскартографии, географическая поверхность России была оцифрована различными ведомствами четыре раза, причем ни один из этих ресурсов не интегрирован с другими и не обновляется на регулярной основе.

Средства на информатизацию распределены между ведомствами крайне неравномерно. На десять федеральных органов власти приходится 81% всех затрат. В результате уровни расходов на одного сотрудника различаются в десятки раз. При том, что средний расход за 2001-2003 гг. составил 25 тыс. руб., в семи органах власти этот уровень не достигает и 10 тыс. руб., а в десяти - превышает 200 тыс. руб.

Структура расходов отражает несовершенство технологической политики, проводимой министерствами и ведомствами. Более 65% средств тратится на аппаратное обеспечение и только 35% - на ПО и услуги, включая внедрение прикладных систем, техническую поддержку и обучение пользователей (в мире прослеживается обратная зависимость: например, в США среди государственных ИТ-расходов ПО и услуги составляют 80%, аппаратно-сетевое обеспечение - 20%, а в Западной Европе - соответственно 73 к 27%).

Ни один из базовых классов информационных систем не внедрен во всех министерствах и ведомствах в полном объеме (по данным обследования, ИС-финансы работают в 85% ведомств, ИС-кадры - в 52%, информационно-аналитическая поддержка - в 31%), а уже работающие технические средства несовместимы между собой. Так, в настоящее время в федеральных органах власти функционирует более 15 различных систем финансового учета, не взаимодействующих ни между собой, ни с казначейской системой Минфина. По мнению специалистов, внедрение универсальных систем идет медленно и разрозненно, между системами отсутствует интеграция на федеральном уровне, и это при том, что формирование электронного правительства потребует иного уровня развития систем.

В сфере информатизации существует ряд организационных и кадровых проблем. Только одна треть федеральных органов власти имеет утвержденные комплексные программы информатизации, а специализированные структурные подразделения есть в 70% из них. Несмотря на то что государственные ИТ-проекты требуют огромных вложений и с технической точки зрения очень сложны, мы не можем обеспечить достаточный профессиональный уровень ИТ-специалистов для госсектора, оплата труда в нем в несколько раз ниже, чем в коммерческих структурах (по данным исследования, ставки ИТ-персонала в частном секторе составляют $800-1500, в государственном - $150-300).

Являясь самым крупным потребителем технологий (около 20% всего рынка), государство до сих пор не использует унифицированных механизмов закупок. По мнению экспертов, это позволит обеспечить целостность пакетов проектов, экономию за счет крупномасштабных закупок, тиражирование успешных ИТ-решений, повышение требований к подрядчикам и т. д.

Среди успешно работающих ИТ-ведомств глава Минсвязи России назвал Министерство по налогам и сборам (МНС), Минприроды, Государственный таможенный комитет. Например, в ГТК осуществляется электронное декларирование грузов, система способна взаимодействовать с пограничниками, МВД и т. п. Кстати, МНС реализует свои ИТ-проекты за счет кредитов Международного банка реконструкции и развития (МБРР). По данным РБК, ожидается, что МБРР откроет для Минсвязи РФ четыре кредитные линии на внедрение информационных технологий общей суммой свыше 19 млрд. руб. Почти 2,5 млрд. руб. из этой суммы планируется израсходовать в 2004 г.

В докладе г-на Реймана говорилось о необходимости разработать и утвердить единую концепцию использования ИТ в деятельности федеральных органов власти, на основе которой будут строиться ведомственные программы информатизации и определяться межведомственные проекты и мероприятия, подлежащие реализации в рамках ФЦП "Электронная Россия".

На основе полученного на первом этапе опыта было рекомендовано внести изменения и дополнения в ФЦП, усовершенствовать принципы управления, финансирования и закупок. В федеральных органах власти предложено создать службу управляющих по информационным технологиям (аналог широко распространенной в мире практики CIO - Chief Information Officer), сформировать единую технологическую политику и обеспечить ее реализацию. Ожидается, что с 2005 г. финансирование "Электронной России" будет отражено отдельной строкой в госбюджете.

В ходе обсуждения было принято решение об использовании единых механизмов госзакупок. Правительство также поручило Минсвязи РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами представить в декабре этого года на утверждение два документа: концепцию использования информационных технологий в федеральных органах власти и измененную редакцию ФЦП "Элекстронная Россия".

Версия для печати