ИНТЕРВЬЮ

В сентябре исполнилось 15 лет со дня основания компании "Микроинформ" - одного из наиболее известных в стране учебных центров. Это послужило поводом для нашей долгой беседы с ее генеральным директором Борисом Михайловичем Фридманом о пройденном фирмой пути, о том, как выглядит нынешний рынок УЦ, и еще о многом, многом другом.

PC Week: Прошедшие годы - эпоха перемен, сейчас все это очень сложно оценить. Можно ли определить, что было для вас главным в тот период?

Борис Фридман

Борис Фридман: Трудно сейчас сказать, что было главным, а что не главным, что важно для тебя, а что интересно всем. Я вижу, что уже очень многие вещи, которые для нас в то время служили определяющими вехами, теперь многим не очень интересны и не очень понятны. За пятнадцать лет произошло, на мой взгляд, разительное изменение всего и вся, а кроме того, сменилось поколение людей в компьютерном бизнесе. Ведь сегодня есть прекрасные новые компании, и я многие просто не знаю. Тогда же нас было мало и мы все друг друга знали. У всех были одинаковые проблемы, и все решали одну задачу. Перед нами был общий - не противник, а стена, через которую всем нужно было проходить. В этом плане нам было намного сложнее, чем нынешним компаниям.

У "Микроинформа" - в это трудно поверить - порядковый регистрационный номер шестидесятый. Можете себе представить? Среди компьютерных компаний до нас было только две, на которые я смотрел с завистью: "Диалог" и "Интерквадра". Прекрасно помню, как я пришел в общество "Знание", где была лекция Петра Зрелова, руководителя "Диалога". В ней Петр рассказывал, как он лихо сам принимает решения, кого послать за рубеж, какую плату купить, как все это делается. А я, проработав в госструктуре и зная, как вся эта махина работает, смотрел на него, как будто он с другой планеты свалился. И тогда я решил - интересно, а почему бы не попробовать самим?

Занятия в одном из десяти учебных классов

Если вспомнить 1988 год, то все происходившее тогда у меня зримо стоит перед глазами. А вторая половина нашего существования - нельзя сказать, что безлика, нет, была масса ярких и интересных вещей, но она для меня - скорее череда событий. И я уже без бумажки точно не вспомню ту или иную дату. Из первых же лет я до дня помню, что когда происходило. Сейчас обыденны такие слова, как "презентация", "пресс-конференция". Первую нашу презентацию мы провели 14 сентября 1988 г. Мы представляли компанию "Микроинформ" в Центре международной торговли (ЦМТ). Чтобы понять и почувствовать, что это значило, нужно вновь погрузиться в то время. Какая пресс-конференция? Кто ты такой? Была масса народа, журналисты, все смотрели, и никто ничего не понимал. Не знали даже, как к этому относиться. Временно это или постоянно, серьезно или нет, это нужно хвалить или ругать? На мой взгляд, сегодня совершенно другая ситуация, все это стало совсем обыденно, неинтересно, уже соревнуются как бы в другом.

PC Week: Да, сейчас среди компьютерных фирм назревает интересное соревнование - кто первый сделает миллиард оборота.

Б. Ф.: Хорошая идея. А тогда, я думаю, особым по значимости для нас было подписание, например, первого контракта с немецкой компанией "ТэбИмпекс". Нами тогда делалась первая поставка компьютеров. Для меня это было ощущение абсолютной авантюры. Я знал, что такое государственные деньги, как они тратились. А тут - я сам подписал, отправил в банк бумагу, и с этого счета деньги уйдут? И нам привезут товар, таможня пропустит, и государство это позволит? Вот такие были первые ощущения.

PC Week: Для таможни, наверное, это тоже были первые острые ощущения?

Б. Ф.: Конечно. Для всех. Мы все это прошли. Здание - это отдельная эпопея. Это сейчас все вокруг всё покупают. А когда мы пришли к председателю Моссовета Сайкину просить здание в аренду, нас никто не понимал. Вы кто такие, вы что хотите, ребята? Нам трижды отказывали. В общем, масса всего было впервые. На мой взгляд, принципиально "Микроинформ" как компания, как структура от всех других отличается только одним - она работает на рынке с 1988 года. В этом ее отличие, и в этом вся сложность. Ведь мы за это время прошли через огромный "слоеный пирог". Если только попытаться подсчитать, сколько премьер-министров сменилось за время существования "Микроинформа", то думаю, что не хватит пальцев двух рук. А каждый премьер-министр - это новые законодательства и новые правила игры.

Знакомое тысячам учащихся здание УЦ "Микроинформ"

Ситуация очень простая: когда меняется среда, в которой ты существуешь, есть два способа, позволяющих тебе в этом пространстве развиваться. Либо все время подстраиваться под среду и себя понемножку лепить из того же куска пластилина. Так в конце концов этаким уродцем и дойдешь до конца. А можно по-другому. Отбросить всю эту скорлупу, взять хороший свежий материал и слепить именно ту форму, которая требуется. Посмотрите, что делали наши лидеры, - например, Анатолий Карачинский очень разумно поступил. Он взял из "Интермикро" десяток ведущих людей, оставив весь груз прошлой компании со всеми ее проблемами, и создал новую структуру с новыми знаниями. Я считаю, что одна из причин успеха IBS как раз в том, что они сбросили старую одежду, которая тянула назад, и, зная, как теперь нужно делать, уже не подправляли прошлое, а начали все с нуля. И я думаю, что если бы они сегодня решились еще на один шаг, то они могли бы создать еще более красивую и динамичную компанию. Я почему о них вспомнил - потому, что этого не сделали мы. Наша стратегия была более традиционной, более инерционной. Она не позволяла нам - да мы и не ставили перед собой такой задачи - моментально вырасти в большую компанию. Мы вели, например, разработку текстового редактора "Лексикон", совершенно замечательную линию, и, несмотря на плачевный результат, я безусловно повторил бы ее шаг в шаг, хотя денег она нам не принесла абсолютно. Зато принесла колоссальное удовлетворение нам и имя компании. В то время это было очень важно. Сегодня многое можно сделать деньгами, например провести мощную PR-кампанию. А тогда люди еще денег не чувствовали.

PC Week: Рынок был неконкурентным...

Б. Ф.: Неконкурентным, не понимающим, что происходит. Все вновь. Это чувство, которое трудно объяснить. С "Лексиконом" мы прошли интересный путь. Первый российский коробочный программный продукт. Первая коробка, полностью сделанная нами, включая дизайн. То есть безо всяких натяжек - это начало российского софта. Просто отдельная история, выйду на пенсию - книгу напишу. Пусть она будет интересна только мне, но ведь один читатель - это тоже немало.

PC Week: Так это уже сейчас можно писать для Компьютерного музея.

Б. Ф.: Линия "Лексикона" - это действительно целая история. Начиная с того момента, как я заманивал в "Микроинформ" Женю Веселова. Я два года держал для него место, уговаривал. Наш "Лексикон для Windows" сейчас существует только в виде пустой коробки, сделанной прекрасным художником Леонидом Тишковым. Продукт, который был остановлен на бегу - его готовность была где-то на уровне 60%. И тут мы сказали: "Стоп, машина!". Причина достаточно очевидна и понятна: уже Microsoft расправил плечи с русскими версиями своих офисных продуктов. Наш продукт, я в этом убежден, опережал время. И будь он доведен до конца, по своим возможностям он мог бы быть конкурентом Word’у. Очень глубокие и интересные идеи Веселовым были туда заложены. Он видел все минусы Word’a, устранял их в "Лексиконе", а также учитывал нашу специфику. Но именно глубокая проработка требовала очень много сил. Тем не менее славную историю коробок мы не закончили и в этом году выпустили первую в стране коробку с учебным продуктом. Выиграв прошлогодний тендер совместно с Международным центром финансово-экономического равития, мы сейчас реализуем проект в Министерстве по налогам и сборам. Вообще что касается этого проекта, то ничего подобного в стране нет. Не уверен, что и в мире есть подобные проекты. И не потому, что мы такие умные и лучше делаем, просто в мире нет необходимости в таком масштабном учебном проекте. Это тридцать учебных классов, двести новых преподавателей, подготовленных специально для этого проекта, - при пятнадцати преподавателях у нас в штате. Это 18 000 слушателей, сотрудников МНС в тридцати регионах страны, за год прошедшие обучение для работы в реальнейших условиях налоговых инспекций. И это проект, который находится на жестком контроле у министра. Каждую пятницу я отправляю в министерство справку-отчет о том, что сделано за неделю.

Для этого курса разработано 59 лабораторных работ. Технологически все продумано: они в виде коробки отправляются на места и там разбираются по папкам, чтобы нам горы воздуха не возить. На пяти компакт-дисках они получают также специальный учебный комплект по системе электронной обработки данных для МНС. Плюс к этому действует онлайновая тестовая система. Каждый окончивший курс длительностью два-три дня заходит на наш сервер, где находится база из 22 тестов, и сдает экзамен. С апреля уже прошло около тридцати тысяч сеансов тестирования. Что здесь больше всего прельщает и радует - ведь это именно та цель, к которой мы всегда стремились. Мы все время утверждаем, что занимаемся авторизованным обучением. Ну обучение - это понятно, а слово "авторизованное" присоединяется не для важности. В нем глубочайший смысл, недаром же весь мир им занимается. В данном проекте мы полностью применили технологии авторизованного обучения, ничего не выдумали. Сделали то же, что Novell и Microsoft, которые, имея у себя небольшой штат сотрудников, по одной программе и одним учебникам обучают сотни тысяч людей во всем мире.

Такой проект нельзя по-другому организовать. Причем авторизованы все атрибуты: единые учебно-методические пособия, единая подготовка и сертификация преподавателей, единое тестирование всех обучаемых. Можно сделать покрасивее коробку, потолще учебник. Но главное, чтобы это все работало.

Геннадий Иванович Букаев у нас был три года назад: когда мы выиграли первый тендер Всемирного банка, он только стал министром МНС РФ. Я спросил его: "В чем глобальная задача? Что нужно МНС в области обучения? У вас есть своя Академия, свои учебные центры. Что вас не устраивает? Чего бы вы хотели получить от нас?". Он мудрейший человек, с очень практичным подходом к делу. Знает, чего хочет, и смотрит в корень проблемы. И он очень просто сказал: "У меня в отрасли работает 160 тысяч человек. Все занимаются одним и тем же - собирают по всей стране налоги. И мне нужно, чтобы они работали как одна команда. Отрасль очень динамична, постоянно выходят новые законы и инструкции. Пока это из Москвы куда-то дойдет и пока они начнут правильно трактовать... Вот в этом-то и все проблемы: и суды, и непонимание, здесь не добрали налоги, здесь не так взяли и так далее. Нет единой быстрой коммуникации информации, отсутствует оперативная система переподготовки сотрудников отрасли".

Я ответил, что проблема абсолютно понятна и мы видим ее решение: единая технология обучения, единая онлайновая тестовая система. Вы издали новую инструкцию? Ее не нужно никуда рассылать: через три дня вы уже новую выпустите. Ее нужно вывесить на сайте. Ее все будут видеть через час после выхода, а еще через час начнут сдавать тест на ее освоение. И все. Через четыре часа вся ваша отрасль, расписавшись в том, что инструкция изучена, подтвердив это на тестировании, начнет работать по новой инструкции. И вот мы почти вышли на этот режим.

Сейчас делаем новую работу для МНС. Министерство переходит на другую функциональную структуру управления. Разработали семьдесят новых должностных инструкций. И весь следующий год все инспекции будут на них переводить. Они должны для всех напечатать эти инструкции, чтобы все их получили, расписались, прочитали... Не нужно этого делать! Можно сэкономить бумагу и время. Мы сделаем по каждой инструкции электронный справочник, он же учебник по освоению. Положим на учебный сервер, который специально для них разрабатываем. И все. А министр пусть подпишет приказ - в такие-то сроки всем эту инструкцию изучить, а в такие-то - каждому пройти тестирование по одному из семидесяти тестов. И через столько-то дней мы даем список людей в сотнях инспекций, которые уже знают новые правила игры. И сложного в этом ничего нет. Это просто вопрос организации.

Сегодня в ИТ-индустрии нет приложения для разработки каких-то совершенно инновационных вещей. Нужно пользоваться тем, что есть. Возможности Интернета почти не используются, а ведь Интернет уже дошел до каждого региона. Мы к таким проектам шли годы, утверждая, что сильны именно корпоративным подходом, работой с большими проектами и авторизованным обучением. Просто повода не было это показать. И вот наконец действительно удалось реализовать.

А как все начиналось? Самое большое достижение страны за последние семьдесят лет - всеобщее бесплатное обязательное обучение. И что? Строить бизнес на том, чтобы делать деньги на обучении? А оказалось, что это и стало нашим направлением. Им мы занимаемся фактически пятнадцать лет - первая группа у нас появилась в сентябре 1988-го.

PC Week: Но сейчас ваш бизнес тоже стал конкурентным. Учебных центров, академий разных много.

Б. Ф.: Здесь я бы поспорил. Утверждаю, что обучение на сегодняшний день бизнесом еще не стало. И как следствие не стало некоторым конкурентным занятием. Почему? Когда обучение стоило 5-10 долларов, оно не было продуктом. А раз не продукт, значит, ты не занимаешься бизнесом. Так вот и сегодня, полагаю, авторизованное обучение, которым мы занимаемся, тоже еще не продукт. И я утверждаю, что бизнесом это не стало. Хотя для нас сегодня это и является основным бизнесом. Может, звучит несколько парадоксально. Причина тут одна, и очень простая: стоимость нашего продукта сегодня в два-три раза занижена по сравнению с той, какой она должна была бы быть, хотя мы учим по тем же учебникам, по той же программе и выдаем те же удостоверения, что и во всем мире.

PC Week: С чем это связано?

Б. Ф.: Бизнес - это то, что растет быстро. И компания растет. Вы мне назовете, сколько учебных центров такого плана создано за последний год, два, три? Где они? Их нет. А теперь такой вопрос: назовите вообще учебные центры, которые вы знаете. Я думаю, что вам, человеку сведущему, хватит десяти пальцев.

PC Week: Наверное, два десятка УЦ назову.

Б. Ф.: Вы знаете, сколько из них авторизованных? В маленькой Норвегии таких триста. Они были у нас и рассказывали. Там всего четыре миллиона населения, а в одной Москве десять миллионов. Значит, не растет, не развивается этот сектор. А коль скоро так, то, простите, это не бизнес.

PC Week: В маленькой Норвегии компьютерный бизнес по объему в два-три раза больше, чем в России...

Б. Ф.: Посмотрите на автозаправки в Москве. Вот это выгодно, на каждом углу сейчас красивая удобная заправка. А почему учебных центров нет повсюду? Это же нужно для компьютеризации страны. Нет такого бизнеса! Причем я утверждаю, что это единственный продукт ИТ-индустрии, который продается в стране в два-три раза дешевле его действительной стоимости. Из чего состоит стоимость продукта? Это три очень простых компонента. Для того чтобы продать образование, нужно иметь площадь, то есть учебный класс, оборудование класса и преподавателей. Остальное не так существенно. И на Западе то же самое. Давайте сравним эти компоненты здесь и там. Помещения по цене примерно одинаковы. Я же не могу сделать учебный центр на окраине. Второй компонент - оборудование. Оно то же самое. Третье - люди. Ага, скажете вы, вот тут-то ты и попался. Люди здесь стоят намного дешевле. Согласен. Так вот, в смете, если я посчитаю всю стоимость, это составит 15%. То есть мое обучение, мой продукт должен был бы стоить где-то на 15-20% меньше западного, но не на 200-300%. За счет чего я снизил стоимость? За счет того, что я отказал себе в развитии. Отказал себе во всем, в чем только можно, оставив помещение, оборудование и каких-то людей. Оставив маленькую прибыль, чтобы просто существовать на рынке. Так не развивается бизнес. Чтобы развивать учебный бизнес, у учебного центра должна быть активная разработочная программа. Ты должен много инвестировать в преподавателей, бывать на всех выставках, выписывать самые современные издания, участвовать в конференциях. У тебя должен быть резерв инструкторов. На это нужны деньги, и я во всем этом себе отказываю. А на Западе так не поступают. Там делают и вкладывают в стоимость. И рынок платит. Там это активно растет, учебные центры развиваются, усложняются технологии. Понятно, что ситуация и у нас изменится. Вопрос, когда.

PC Week: Будем надеяться, что скоро. Спасибо за беседу.

Версия для печати