Системы корпоративного управления в зеркале SofTool’а

SOFTOOL’2003

Решения, относящиеся к категории корпоративных или комплексных информационных систем, на SofTool’2003 представили (см. PC Week/RE, N 37/2003, с. 1) более шестидесяти компаний. Среди них были и лидеры отрасли - "1С", "АйТи", "Галактика", "Интеллект-Сервис", "Парус", "Цефей", Microsoft Business Solutions (MBS), и не столь крупные, но давно известные фирмы, и те, чьи имена ласкают слух, но не вызывают совершенно никаких деловых ассоциаций. Иными словами, вопреки теоретическим рассуждениям о созревании отрасли, консолидации рынка и появлении узнаваемых отечественных брендов рождаются все новые вендоры, уверенные в том, что на рынке найдется место и для них. Они, разумеется, надеются на то, что выставка поможет им показать достоинства своих решений и услуг и найти новых заказчиков.

Однако далеко не все игроки этого сегмента высоко оценивают возможности SofTool’а: из шести крупнейших на российском рынке, по версии IDC (см. PC Week/RE, N 37/2003, с. 12), поставщиков интегрированных систем управления предприятием на нем были представлены только два - "Галактика" и MBS. Трудно, правда, понять, по каким причинам в табель о рангах IDC из года в год не попадает крупнейшая отечественная компания в этом сегменте - "1С": ведь наряду с коробочными узкоспециализированными продуктами она вместе со своими многочисленными партнерами успешно продвигает платформу "1С: Предприятие" и решения на ее основе. Число организаций, в которых сегодня используются те или иные продукты "1С: Предприятия", достигло 700 тыс. И пусть большая их часть - это маленькие фирмы, игнорировать такую цифру просто нельзя.

Уже не первый год "1С" задает тон на экспозиции SofTool’а, пуская под желтую крышу своего гигантского стенда партнеров, многие из которых иначе неминуемо затерялись бы на просторах павильона ВВЦ N 69. В этом году таких партнеров было 22, а еще шесть компаний решили представить свои продукты на платформе "1С: Предприятие" на собственных стендах.

С августа нынешнего года компания начала поставки продуктов на технологической платформе нового поколения "1С: Предприятие 8.0", имеющей современную трехуровневую архитектуру и благодаря этому более производительной и масштабируемой. Сейчас она предлагает два продукта, базирующиеся на данной платформе: "1С: Предприятие 8.0. Управление торговлей" и "1С: Предприятие 8.0. Управление персоналом". Оба они, конечно, были представлены на SofTool’е.

По тому же пути решила пойти MBS, тоже построившая общий стенд для своих партнеров с единым дизайном, но уже в голубой цветовой гамме. Назван он был "Городом решений MBS", а потому экспозиции партнеров стали "кварталами", демонстрационный зал - "кинотеатром", проходы - "улицами" с дорожной разметкой и т. д. У концепции "1С" и MBS есть масса достоинств (главное - это стоящий за их решениями мощный бренд), но есть и очевидные недостатки. Если партнеры "1С" по большей части моновендорны, то многие компании, расположившиеся на стенде MBS, предлагают программные продукты и других производителей, а демонстрировать их на стенде MBS, по-видимому, было бы не очень корректно.

Однако для некоторых из них сделали исключение: к примеру, "АНД Проджект" наряду с собственными разработками для генерации финансово-управленческой отчетности, бюджетирования и интеграции с системами CAD/CAM и PDM на базе Axapta представляла ПО управления основными фондами iMaint компании DPSI. Как нам пояснили на стенде, такое решение было принято лишь из-за того, что по данному продукту DPSI имеет глобальное стратегическое соглашение с MBS о совместном его продвижении. Другие компании предпочли искать альтернативные пути. Так, "АйТи", совсем недавно ставшая партнером MBS по системе Axapta, но продвигающая также собственные продукты семейства БОСС и ERP-систему Oracle E-Business Suite, расположила все на собственном стенде. А "Интеллект-сервис" присутствовала одновременно на двух площадках: если в "Городе MBS" компания демонстрировала решение для автодилеров Incadea, построенное на базе Navision, то на собственном стенде ничто не мешало ей показать "в полной красе" семейство своих продуктов БЭСТ.

Укрепление рыночных позиций крупнейших отечественных и западных производителей ERP-систем, достигаемое во многом благодаря активной и умелой пропаганде узнаваемых брендов, заставляет задуматься о том, на что могут рассчитывать разработчики второго и третьего ряда, в немалом количестве присутствовавшие на нынешнем SofTool’е. Даже если их программы смогут во всех отношениях на равных конкурировать с изделиями грандов, у заказчика всегда будут оставаться сомнения в способности новичка развивать и поддерживать свой продукт на протяжении многих лет. Думается, главные козыри таких фирм - готовность существенно снижать цену и проводить любую доработку системы по требованию клиента.

По мнению представителей многих компаний, не первый год участвующих в SofTool’е, на этот раз среди посетителей было гораздо меньше потенциальных заказчиков, но заметно повысилась активность консалтинговых фирм и отдельных консультантов, желающих стать партнерами разработчиков по внедрению. Зачастую ноу-хау таких консультантов заключается не в знании отраслевой специфики или умении оптимизировать бизнес-процессы, а в способности находить хороших заказчиков и оговаривать выгодные для себя и для клиента условия поставки решения. Понятно, что договориться о подобных специальных условиях с мелким и не очень известным поставщиком гораздо проще. Если эта зарождающаяся тенденция возобладает и выставка станет своеобразной биржей для разработчиков и консультантов, то с нее постепенно уйдут как потенциальные заказчики, так и крупные вендоры.

Что противопоставить такой тенденции? Ответ дает сам SofTool. Как отмечают стендисты, поток квалифицированных посетителей резко возрастает в часы после тематических конференций и семинаров, проводимых в отдельных залах в рамках выставки. Это и понятно. ERP-система - не мобильный телефон или цифровая камера, просто "показать" ее на стенде - невозможно. Здесь требуется предварительный разговор, причем не обо всем продукте, а о его отдельных контурах, модулях, функциях. И вести такой разговор лучше в тихом помещении, а не в выставочном зале с его суетой и криками зазывал. Сюда придут только те, кто заранее отметил интересные для себя мероприятия, и именно эти люди потом посетят стенд и попросят показать, как система выполняет те или иные операции. По-видимому, подобными соображениями руководствовались компании "1С" и MBS, проведшие в рамках выставки полноценные однодневные конференции. Хотя остальные ограничились более скромными формами, конференц-залы SofTool’а практически никогда не пустовали.

Что ж, может быть, со временем SofTool’у суждено превратиться в конференцию, которую выставка будет только дополнять. Тезис, конечно, далеко не бесспорный: ведь для многих участников экспозиции на первом месте остается именно показ своих продуктов (это поставщики средств оптического распознавания текстов, мультимедийного и обучающего ПО, электронных словарей и переводчиков, справочных юридических систем). Наличие таких противоречий в запросах разных категорий экспонентов объективно закладывает мину под SofTool’ом как крупнейшей в Европе универсальной национальной ИТ-выставкой. Если указанные противоречия достигнут критического уровня, выставочный бизнес вынужден будет развиваться в направлении узкой специализации. Возможно, сегодня, когда SofTool - мероприятие, безусловно, успешное, подобные прогнозы кажутся чересчур мрачными, но не будем забывать печальный опыт еще более успешного некогда "Комтека", пожинающего ныне плоды неудачно выбранной стратегии.

Если вернуться к тематике ERP, то следует констатировать заметное смещение интереса заказчиков от решения чисто учетных задач к вопросам управления, финансового планирования и бюджетирования, логистики и организации отношений с клиентами. Соответствующие модули появились в составе комплексных систем практически всех крупных разработчиков. Если вендор чувствует, что некое его узкое технологическое решение пользуется особым интересом, он готов выделить его из своей ERP-платформы и предоставлять услуги по интеграции с системами иных производителей. Такое "отчуждение" от платформы БЭСТ произвела компания "Интеллект-сервис", продемонстрировавшая автономный продукт "Контроллинг". А например, консалтинговая фирма ITeam, оказывающая услуги по внедрению систем финансового планирования и бюджетирования целого ряда отечественных и зарубежных производителей, обнаружила высокий спрос на недорогие системы нижнего уровня и разработала собственную такую систему BPlan.

Очевидное оживление наблюдается в секторе автоматизации торговых предприятий. Неудивительно, что наряду с компаниями, традиционно работающими в этом сегменте, интерес к нему проявляют и поставщики универсальных комплексных систем управления. Так, известная питерская фирма "Компас" представила интегрированное решение на основе своего одноименного продукта и системы управления торговым залом "Кристалл SET" компании "Кристалл сервис". А один из крупнейших отечественных разработчиков банковских систем - R-Style Softlab - продемонстрировал на SofTool’е комплексное решение для автоматизации торговой деятельности RS-Balance.

Отсутствие на выставке крупнейших зарубежных производителей ERP-систем вовсе не означает, что у них нет интереса к потенциально очень емкому рынку автоматизации средних и малых предприятий. Недавно о своих претензиях на него заявила корпорация SAP, которая, пытаясь решить проблему уменьшения сложности внедрения и снижения стоимости проектов, предлагает усеченное решение All-in-One, предварительно сконфигурированное на основе ряда компонентов базового продукта mySAP Business Suite. Возможно, таким способом и удастся приблизить стоимость решений SAP для среднего рынка к стоимости конкурирующих отечественных ERP-систем, но кто помешает производителям последних сделать аналогичные усеченные версии своих базовых продуктов? И действительно, на нынешнем SofTool’е "Галактика" анонсировала подобное решение "Галактика-Экспресс", ориентированное на нужды предприятий среднего масштаба. Как считают в корпорации, его внедрение по силам специалистам ИТ-подразделений заказчика.

Идя на выставку, всегда надеешься увидеть что-то совершенно неожиданное. Лично для меня таким сюрпризом стал внушительных размеров стенд компании с незнакомым названием PDS, представившей полнофункциональную ERP-систему управления крупными предприятиями и холдингами с броским именем "Менеджер-Олигарх". Оказалось, что это киевская компания, которая делает первую попытку проникновения на российский рынок. Как пояснили мне на стенде, и на Украине ее продукт появился всего лишь полгода назад. Учитывая и без того высокую конкуренцию на российском рынке, шаг этот следует признать весьма смелым. Стоит пожелать успеха тем, кто его сделал.