Правительство Южной Кореи планирует перевести все компьютеры государственных учреждений и университетов под управление ОС Linux. Окончательное изгнание майкрософтовских окон с экранов официальных и учебных ПК должно быть завершено к 2007 г. Как минимум 20% настольных и 30% серверных приложений к этому времени будут принадлежать к продуктам разряда open-source.

"Если переход пройдет успешно, - заявил представитель Министерства информации и телекоммуникаций (www.mic.go.kr), - мы сможем экономить в год около 300 млн. долл". Другая важная цель перехода на продукты с открытыми исходными текстами - повышение безопасности национальных компьютерных систем. Весомым побочным эффектом должно стать оживление софтверных разработок внутри страны. Нелишне напомнить, что еще в начале нынешнего года министерство выступило с заявлением о стимулировании проектов в секторе ПО открытого кода. Согласно министерским прогнозам, к 2006 г. программные продукты этого типа должны захватить половину мирового софтверного рынка.

Обозреватели пока гадают, в какой степени южнокорейская инициатива связана с софтверными планами трех азиатских гигантов - Китая, Японии и Южной Кореи - по созданию собственной ОС на базе Linux и других программ семейства открытого кода. Соответствующий договор между этими государствами был подписан месяц назад в Пномпене. На ноябрь намечена конференция представителей бизнеса стран триады. В числе японских участников называются такие киты отрасли, как NTT Data, Matsushita Electric, NEC, Hitachi и Fujitsu.

Неудивительно, что определенные западные бизнес-круги отнеслись довольно скептически к идее "особого азиатского пути" вообще и к амбициозным планам южнокорейского правительства в частности. Так, СЕО компании Intel предостерег участников пномпеньского соглашения об опасности оказаться в мировой изоляции, навязываемой региональными стандартами. Напомнив об аналогичных планах Японии, закончившихся провалом в середине 80-х, он призвал "учиться на примерах истории". Беспокойство шефа Intel тем более понятно, если вспомнить, что в Китае к тому же ведутся работы по созданию собственной процессорной базы.

Что же касается Южной Кореи, то, по мнению критиков, в стране попросту не хватит специалистов, способных параллельно поддерживать как Linux, так и Windows. Наиболее болезненно, как и следовало ожидать, прореагировали представители Microsoft. Первоначальная дешевизна открытых систем, утверждают они, уже в ближайшей, а тем более в долгосрочной перспективе перерастает в свою противоположность. Сопровождение и администрирование ПО из Редмонда сулит, по их оценкам, куда меньшие итоговые расходы.

На правительственном уровне к этим аргументам отнеслись с истинно восточной невозмутимостью. Генеральная линия на радикальную смену платформы колебаний не потерпит. Пользователям альтернативных ОС и, что немаловажно, браузеров обещана государственная поддержка. Так, некоторые из банковских сервисов открыты пока только пользователям Internet Explorer. Задача сделать их доступными из браузера Mozilla названа в числе первоочередных.

Можно утверждать, что дальневосточное трио выступило в крестовой поход против компьютерного монополизма. Главный итог пномпеньских переговоров сформулировал представитель японского министерства торговли: "Наши три страны поняли, что в доминировании на рынке одной-единственной компании нет ничего хорошего".

Еще толком не начавшись, объявленное наступление уже стало приносить первые плоды. Буквально на днях, например, в Китае под эгидой Китайского центра тестирования и сертификации безопасности ПО (China Testing and Certification Center for Information Security Products) была создана Лаборатория по контролю исходного кода (Source Code Browsing Lab). Сразу же после ее основания компания Microsoft - первой среди производителей коммерческого ПО - подписала соглашение с китайским правительством о передаче на тестирование ряда своих флагманских систем: Windows XP, Windows 2000, Windows CE, Server 2003. Согласно договору, оформляемому в рамках майкрософтовской программы государственной безопасности (Government Security Program, GSP), к тестируемым продуктам будет прилагаться сопутствующая секретная информация.

Налицо попытка редмондского гиганта перехватить инициативу: то, чего не удалось добиться бесконечными судебными разбирательствами и разного рода штрафными мерами, происходит будто бы само собой как единственно возможная реакция на реальную угрозу потерять богатейший азиатский рынок вслед за аналогичными потерями во Франции, Норвегии, Германии, Бразилии и др.

Так, болезненным уколом стало недавнее решение китайского правительства оснастить в самом скором времени 15 министерств и управлений (среди них - Министерство экономики, МИД, Комитет госбезопасности) офис-пакетом национального происхождения - продуктом WPS Office 2002 компании Kingsoft. В начале 90-х ей принадлежало около 90% внутренного рынка, значительная часть которого была потеряна в результате экспансии Microsoft. Теперь Kingsoft начинает контрнаступление, и оно, как рассчитывает компания, должно быть успешным благодаря не только низким ценам на выпускаемое ею ПО (по оценкам, меньше 10% от стоимости майкрософтовского офис-пакета), но и более высокой степени его безопасности.

Другое поражение на дальневосточном рынке Microsoft потерпела в Японии, где весной нынешнего года было принято решение о создании кадрово-зарплатной системы на основе платформы Linux. Речь идет об одной из крупнейших в Стране восходящего солнца административных систем, обрабатывающей данные 800 тыс. сотрудников, 12 министерств и ведомств. Поражение тем более неприятное, что оно случилось невзирая на личное лоббирование Билла Гейтса, сулившего властям всяческую помощь в реализации проекта электронного правительства и в поддержке малого и среднего бизнеса. Госзаказ (суммарная его стоимость оценивается в 15-23 млн. евро) получили Fujitsu (www.fujitsu.com), IBM (www.ibm.com) и Oki Electric (www.oki.com). За счет внедрения системы планируется на треть сократить текущие управленческие расходы.

Версия для печати