ТЕХНОЛОГИИ

Радиочастотная идентификация (RFID) быстро вторгается в нашу жизнь. На первой посвященной этой технологии конференции, прошедшей в сентябре нынешнего года в Чикаго, исследователи всего мира развернули сеть электронных кодов продукции - открытую техническую инфраструктуру с применением RFID. Правда, у нового напра- вления оказался прямо-таки оруэлловский характер, и если этого не учесть, то о мгновенной окупаемости, которую обещает радиоидентификация, говорить придется едва ли.

Перспективы и потенциал радиочастотной идентификации для цепочечных поставок просто невозможно переоценить. Производители RFID вполне могут встроить тег-идентификатор с компьютерным кристаллом и антенной в любое изделие, чтобы лучше отслеживать его прохождение по всей цепочке поставок. Такая закладка, как только на нее поступит радиозапрос с передатчика, всегда готова выдать данные о продукте, который нетрудно разместить в магазине или на складе.

Сторонники RFID утверждают, что новая технология знаменует безвременную кончину универсального кода продукции UPC, в корне изменяя сам метод управления цепочками поставок. И в этом есть доля истины. По оценке IBM, на оптовых складах и перевалочных базах розничной торговли сейчас скопились излишки на сумму 40 млрд. долл. Использование радиочастотной идентификации для отслеживания этих товаров принесло бы неимоверную выгоду. Корпоративные пользователи смогли бы ужесточить  контроль наличных резервов, оперативно реагировать на запросы потребителей и более надежно защитить свои запасы от разворовывания.

Технические специалисты должны четко осознать, что технология RFID способна нарушить конфиденциальность личности.  

   

Мощным импульсом для развития новой технологии стала поддержка со стороны Wal-Mart. Несколько месяцев назад эта фирма объявила, что к 2005 г. сто ее ведущих поставщиков должны будут устанавливать на всех своих контейнерах и поддонах радиочастотные теги-идентификаторы. А на симпозиуме EPC корпорация IBM представила сервис RFID на своей платформе WebSphere. Появилось специальное подразделение такого профиля и у фирмы Sun Microsystems.

Но одно дело - отслеживать прохождение целых контейнеров с товарами и совершенно другое - следить за тем, кто эти товары покупает. Общественная группа CASPIAN (Consumers Against Supermarket Privacy Invasion and Numbering - потребители против нарушения в супермаркетах покупательской конфиденциальности и присвоения личных номеров) уже заявила на симпозиуме протест в связи с развертыванием сети электронных кодов продукции, и ее мнение игнорировать нельзя. Технические специалисты, ответственные за принятие решений корпоративные сотрудники, сами потребители - все они должны четко осознать, что технология RFID способна нарушить конфиденциальность личности. Следовательно, нужно объединенными усилиями определить допустимые границы таких посягательств.

Кое-что для удовлетворения требований CASPIAN уже делается. Можно только приветствовать усилия Auto-ID Center - исследовательской группы Массачусетского технологического института, специально созданной для изучения проблемы радиочастотной идентификации. Она работает над встраиванием в кристаллы так называемой "команды уничтожения", позволяющей полностью и бесповоротно отключать теги-идентификаторы прямо у кассового аппарата. Кроме того, этим центром провозглашены три принципа, формирующих своего рода "билль о правах" пользователей технологии RFID. Во-первых, покупатель имеет право знать, встроен ли в приобретаемый им товар тег-идентификатор. Во-вторых, он имеет право приобретать товары без электронной регистрации своих личных данных. И в-третьих, покупателю, входящему на территорию, где используются устройства считывания RFID, должно выдаваться соответствующее предупреждение. Насколько широкое распространение получит новая технология и насколько эффективной она окажется, зависит от гарантий на обеспечение конфиденциальности пользователей.

Свои отклики присылайте по адресу: eweek@ziffdavis.com.

Версия для печати