СПРОС

Торговая сеть "Белый Ветер" (www.whitewind.ru) подвела итоги исследования сентябрьских потребительских предпочтений в категории "ноутбуки". Они показывают увеличение продаж на 17,9% (по сравнению с августом) и свидетельствуют о росте интереса потребителей к новым игрокам рынка блокнотных ПК. По сравнению с августом лидеры несколько утратили свои позиции: так, популярность торговой марки RoverBook упала с 39,05% (от общего числа продаж) до 37,2%, а Toshiba - с 31,06% до 28,9%. В то же время повысился рейтинг российского бренда iRU (с 6,52 до 9,6%), который еще больше увеличил отрыв от Fujitsu Siemens Computers (6,31%). В их соперничестве "утонул" бренд Sony (5,91%), снизившийся в рейтинге популярности сразу на две позиции. За Sony сейчас с незначительным отрывом следуют Samsung (5,86%) и Dell (3,95%). Замыкают список популярных среди населения брендов Compaq (1,05%), Hewlett-Packard (0,75%), Acer (0,32%) и IBM (0,15%).

Динамика российского рынка ноутбуков,

в натуральном выражении*

А вот каковы результаты исследования в области различных платформ. Сохранили лидерство ноутбуки, выполненные на базе процессоров Pentium 4 (38,57%). На втором месте по-прежнему Celeron (30,04%). Но если учесть повысившийся рейтинг Intel Centrino (27,95%), эта ситуация может измениться в самое ближайшее время.

Изменились потребительские предпочтения и в отношении размеров экранов ноутбуков. Популярность моделей с 14-дюймовым экраном выросла более чем на 10% (47,98% против 37,55% в августе). На долю ноутбуков с 15-дюймовой экранной матрицей пришлось 33,78% продаж (в августе было 47,63%). В сентябре, в отличие от предыдущего месяца, потребители чаще покупали модели с экраном более 15 дюймов (9,57%), нежели с матрицей менее 13 дюймов (8,07%).

Наибольшим спросом в сентябре пользовались блокнотные ПК ценовой категории от 1000 до 1300 долл. (26,46%). Примечательно, что лидирующие в августе ноутбуки стоимостью 1500-2000 долл. (23,93%) теперь оказались только на третьей позиции. По мнению менеджеров "Белого Ветра", это связано с усилением маркетинговой активности производителей в нижнем ценовом диапазоне: потребители поняли, что имеют возможность подобрать функциональный ноутбук по цене до $1300. Практически неизменной (23,61%; в августе - 25,49%) осталась популярность портативных ПК стоимостью свыше 2000 долл., которые приобретают руководители компаний и ценители самых передовых технологий.

Интересно сравнить итоги "Белого Ветра" - некоторые исследования показывают, что на эту сеть приходится около 30% столичного розничного рынка ноутбуков - с оценкой отечественного рынка блокнотных ПК в целом. По данным экспертно-аналитического центра ITResearch (www.ITResearch.ru) в первом полугодии 2003 г. лидером российского рынка ноутбуков была компания Rover Computers. В первую пятерку вошли (в алфавитном порядке): Asustek, Hewlett-Packard, iRu, Rover Computers и Toshiba, на долю которых пришлось почти 70% продаж (в натуральном выражении) в указанный период. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем рынка вырос почти в полтора раза, а за три года продажи на российском рынке увеличились в 4,3 раза (см. диаграмму).

Эксперты ITResearch сообщили, что по итогам реальных продаж за II квартал 2003 г. в отдельных сегментах рынка ноутбуков средневзвешенная цена составила: в классе эконом-устройств - $1145, среди моделей бизнес-класса - $1545; в моделях класса "замена настольного ПК" - $1810, среди устройств сегмента "тонкие и легкие" - $1875, в моделях мини-ноутбуков - $1650. Средняя же цена блокнотного ПК (учитывая все продажи) по итогам I полугодия 2003 г. составила $1520.

Более подробно с результатами анализа различных сегментов российского рынка в первой половине текущего года можно ознакомиться в осеннем сборнике ITResearch "Бестселлеры IT-рынка".