Э-КОММЕРЦИЯ

Печально известный инвестиционный крах дот-комов, подобно весеннему граду, уничтожил плоды труда электронных коммерсантов. Количеству закрытых в тот период компаний, занимавшихся сетевой торговлей, несть числа. Выстояли только достаточно окрепшие к этому времени представители электронного бизнеса вроде Amazon.com. Многие бизнес-решения Интернет-компаний того периода так и не были реализованы. Но жизнь не стоит на месте, и теперь можно вновь обнаружить некоторые интересные проекты в самой молодой отрасли предпринимательства. Об одном из них и пойдет речь.

В одном флаконе

Покупка через Интернет, несмотря на старания различных разработчиков коммерческих систем, остается делом весьма проблематичным. Причин тому несколько. Во-первых, это риск получить после перевода денег (наличных, безналичных, цифровых) товар неудовлетворительного качества или же совсем его не получить. Во-вторых, обилие средств расчета; помимо банковских переводов и карт есть куча разных электронных платежных систем (PayPal, e-Gold и др.), многие из которых очень популярны. В одном из магазинов поддерживается одна, в другом - другая. Заводить же счета во всех существующих системах у покупателя зачастую нет ни средств, ни времени, ни желания.

Положение сетевых предпринимателей также не назовешь безоблачным. Самым благоприятным средством для э-торговли до сих пор остаются пластиковые карты - в силу своей широкой распространенности и привязки к конкретной денежной единице. Однако для приема долларовых карт сетевому предпринимателю необходимо получить американский номер налогоплательщика, открыть счет в банке США и, разумеется, платить налоги в этой стране; плюс к тому ежемесячно придется нести издержки на поддержание процессинга (или же оплачивать неприемлемо высокие для многих комиссионные). Кроме того, имеют место блокировки карт и возвраты уже переведенных сумм, покупки с украденных карт, задержка денег за товары на счетах провайдеров услуги процессинга в виде страховых сумм... Пройти через все эти препятствия могут лишь единицы, остальным остается только мечтать о международной торговле с использованием пластиковых карт *1.

_____

*1 Это объясняет, почему абсолютное большинство рунетовских сетевых "магазинов" на деле оказывается "витринами".

Естественно, что должна была появиться идея создания удобного сервиса, "смешивающего" ряд преимуществ различных сетевых коммерческих сервисов, - к примеру, торговую биржу и безопасную расчетную систему, что позволило бы в какой-то мере избежать всех этих неприятностей.

При исследовании Интернета обнаруживаются несколько сайтов, предоставляющих похожие услуги: www.safe-ex.com , www.ezcmoney.com и www.webfree-trade.com. Конечно, весь список тремя URL’ами не исчерпывается, просто указанные ресурсы попались мне на глаза практически сразу, но и другие, по моему мнению, предоставляют то же самое или что-то очень похожее.

Safe-EX - это аукцион, использующий при проведении сделок залоговый сервис (escrow service), EZCMoney - платежная система также с поддержкой залогов. А WebFreeTrade (WFT) в некоторой степени является гибридом двух первых, на нем помимо существующего в настоящее время англоязычного варианта готовятся к запуску аналогичные проекты на немецком, французском, испанском и русском языках. Последний факт явился одной из причин привести WFT в качестве конкретного примера этого класса систем, чтобы дать читателю полное представление о возможностях сервиса, которые его разработчики собираются предоставить русскоязычному пользователю *1.

_____

*1 Второй причиной подробнее расказать именно об этой системе явилось от, что WFT - единственная система из вышеперечисленных, о которой удалось собрать все необходимые для этой статьи данные.

Купля-продажа

Описывать процесс типичной торговой сделки с использованием сервиса я буду с более близкой мне позиции покупателя. Система WFT построена на базе централизованного сервера для быстрого и полноценного автоматизированного контроля за соблюдением условий сделки обеими сторонами. Итак, покупатель отправляет запрос в базу данных сайта о наличии необходимого ему товара. Если поиск увенчался успехом, т. е. найден подходящий лот по подходящей цене, покупатель заполняет регистрационные формы и заводит посредством банковского перевода в системе свой счет, таким образом реализуется залоговый сервис, или, как его еще называют, условное депонирование. Официально принятая в системе денежная единица - доллар США. После открытия счета продавцу по e-mail (а при желании и по SMS) приходит уведомление о том, что его товар желают приобрести. После доставки товара получателю и при отсутствии у последнего претензий деньги переводятся на счет продавца. Транзакция производится с двухпроцентной комиссией в пользу WFT. Вот, собственно, и вся сделка.

Если покупатель не получил товар или не удовлетворен его качеством, можно в заранее согласованный срок отказаться от сделки и вернуть товар продавцу. В промежуток времени между отказом и возвратом счет покупателя блокируется. Если же все прошло нормально, то продавец может получить деньги либо переводом со счета системы на свой банковский счет, либо заведя и используя дебитную карту WFT *1. Последний способ имеет смысл в случае совершения неоднократных сделок через систему.

_____

*1 Явно взято из других платежных систем, улавливаете?

В принципе, можно избежать мороки с предварительным переводом денег на счет в WFT и по соглашению с продавцом оплатить покупку напрямую, но в этом случае получение товара системой, естественно, не гарантируется. Если покупатель не находит в базе данных ничего подходящего, предусмотрена возможность запуска так называемого "агента", специальной программки, которая будет шерстить все поступающие в систему предложения о продаже и при обнаружении искомого немедленно известит своего "хозяина" по e-mail и SMS, а также сообщит продавцу о том, что на его товар уже есть покупатель. Услуга эта - бесплатная. Зарабатывает система исключительно на процентах от сделок.

Лично мне показалось, что сам процесс сделки на практике воплощен немного угловато, хотя, возможно, это и есть плата за сохранность денег покупателя и товара продавца. Присутствие посредника - это, наверное, то, чего не хватает многим сегодняшним сетевым торговым заведениям *1.

_____

*1 Например, на eBay продавец и покупатель договариваются об условиях поставки и оплаты исключительно самостоятельно.

Планы на будущее

Рассказ об интеграционных системах вообще и WFT в частности будет неполным, если не упомянуть о планируемом расширении функциональности некоторых из них. Сразу оговорюсь: не исключено, что где-то все ниже перечисленные прелести уже существуют, просто мне не приходилось их видеть. Сроки реализации разработанных нововведений различны у разных систем и колеблются от месяца до полугода. В основном обновления направлены: на интеграцию с другими системами, упрощение процесса работы клиентов с системой и на открытие новых видов сервисов, дополняющих ужедействующие.

Со слов разработчиков, сама WFT в этих трех направлениях готовит к внедрению следующие функционалы. Во-первых, интеграцию с Интернет-аукционами eBay, Half.com и др., благодаря чему у клиента системы появляется возможность использовать не только ее собственную товарную базу данных, но и базу данных аукционов. В свою очередь, клиент того же eBay сможет приобрести что-либо на аукционе, прибегнув к сервису WFT. Во-вторых, упрощение процедуры регистрации, которая, как я уже упоминал, лично мне показалась излишне мудреной.

В-третьих, поддержку в системе других валют, e-mail’овые переводы (вроде тех, что применяются в PayPal), партнерскую программу, автоматическую публикацию объявлений о продажах и покупках в соответствующих конференциях *1.

_____

*1 Это вполне можно отнести и к первой группе нововведений.

Возможность работы с другими валютами с взаимной их конвертацией наряду с организацией национальных проектов позволит данным организациям увеличить число своих клиентов, расширив географические рамки.

Поддержка разнообразных типов перевода обычно заимствуется из других электронных платежных систем и способствует развитию соответствующей составляющей системы. Вообще, внедрение услуг, аналогичных тем, что предоставляют "смежники", или покупка самих смежников - стандартная практика в интеграционной сфере бизнеса.

Партнерская программа представляет собой стратегию, которую по аналогии с MLM можно назвать OLM (One Level Marketing). Такая стратегия позволяет продавцу-партнеру, привлекающему дополнительных клиентов, снизить комиссию системы с собственных сделок (в WFT со стандартных 2% до 0,8%). Проще говоря, система "делится" с партнером комиссиями, полученными с привлеченных им клиентов. Как видите, все новое здесь - это хорошо "перемешанное" старое.

Deus ex machina?

Пока еще не совсем ясно, станут ли молодые в большинстве своем интеграционные системы панацеей для э-коммерции. Среди несомненных плюсов можно назвать относительную (почему относительную - см. ниже) финансовую безопасность продавца и покупателя при использовании залогового принципа, одинаковую степень риска для обеих сторон, объединение поиска товара, достижение договоренности и оплаты в одном сервисе, намечающуюся тенденцию к сращиванию с другими коммерческими центрами Интернета.

Также нельзя пройти мимо того обстоятельства, что предоставляемый сервис вполне способен избавить предпринимателей от проблем, переложив их "с больной головы на здоровую". При организации своего веб-магазина можно отказаться от услуг организаций, специализирующихся на процессинге карт, и проводить сделки через счета подобных систем. Комиссионные расценки при этом будут сравнимы с оплатой карточных издержек, но главное (читай: "за те же деньги") - решатся проблемы с налогами, безопасностью операций и многочисленными побочными расходами, описанными в начале статьи.

Вместе с тем, несмотря на всю свою оригинальность, системы не свободны от недостатков, к которым можно отнести следующие аспекты торговой деятельности:

· доставка, один из самых болезненных вопросов сетевой торговли, особенно международной, существующими интеграционными системами не обеспечивается, по крайней мере пока.

· системы обычно оперируют деньгами клиентов, используя счет своей компании-учредителя в отдельно взятом банке, что вряд ли дает стопроцентную гарантию сохранности вкладов *1.

_____

*1 Впрочем, российский кризис в августе 1998-го как нельзя более способствовал осознанию того, что стопроцентная гарантия сохранности в любой коммерческой структуре - это утопия.

И еще что касается непосредственно российских клиентов: русскоязычных систем такого типа мне обнаружить не удалось.

Идеальное решение для сетевой (да и не только) торговли не достижимо в принципе, имеющиеся же сегодня интеграционные системы лично мне кажутся одной из наиболее привлекательных альтернатив существующим формам бизнеса. Если предположить, что глобальная интеграция мировой электронной торговли произойдет (а это уничтожит все вышеуказанные минусы), то данные системы могут стать самыми адаптированными к новой ситуации (а следовательно, и жизнеспособными) в мире э-бизнеса. Но все это в размытом будущем, пока денежный оборот систем вряд ли сравним с денежной массой, вращающейся в ведущих коммерческих Интернет-организациях "старого типа". И хотя количество клиентов постепенно увеличивается, востребованность сервиса рынком еще не очевидна. Как и всегда, все по своим местам расставит время.