КОНФЕРЕНЦИИ

Шестая российская конференция пользователей MSC.Software (www.mscsoftware.ru) прошла в юбилейный год. Российскому отделению компании исполнилось 10 лет, а самой компании - 40! Созданная в далеком 1963-м, она сегодня является мировым лидером в области автоматизации инженерных расчетов (Computer-Aided Engineering, CAE; см. PC Week/RE, N 30/2003, с. 23). В настоящее время CAE-системы - неотъемлемая часть процесса проектирования, и их рынок быстро растет. Эти программы позволяют проектировщикам создавать виртуальные макеты машин вместо физических, быстро и без лишних затрат проверять и оптимизировать самые разные конструкции - от сложных самолетов и автомобилей до потребительских товаров.

"Как мы завоевали первое место? - задал риторический вопрос Харальд Суски, региональный менеджер MSC.Software по Восточной Европе, Африке и Ближнему Востоку, и сам же на него ответил: - Мы предложили производственным предприятиям способы оценки характеристик продуктов на компьютере и сократили потребность в физических макетах, а следовательно, и расходы на макетирование. Это дало им возможность проверять изделие до начала его производства". Рассказывая о направлениях стратегического развития MSC.Software, он подчеркнул, что сейчас мало информации о продукции доступно на ранних стадиях проектирования, поэтому производители сильно рискуют при создании новых продуктов. Задача MSC.Software - снизить риск за счет проверки изделия и предоставления пользователям полной информации о его характеристиках на самых первых этапах разработки. Все это должно привести к сокращению объема брака и числа отказов после начала эксплуатации изделий, а также помочь предприятиям реализовать технологию PLM (Product Lifecycle Management - управление жизненным циклом). Ведь моделирование позволяет получить информацию о продукте на всех этапах его жизненного цикла - от концепции и разработки до производства и поддержки. Именно на воплощение PLM и направлена стратегия MSC.Software.

С помощью программ MSC.Software новая модель Toyota Camry сначала прошла испытания в мире виртуальном, а потом в реальном.

Эффект: сокращение сроков до 10 месяцев, уменьшение затрат на 30% и количества опытных образцов на 65%

Как известно, основная идея PLM - это интеграция данных, поступающих от различных корпоративных систем (см. PC Week/RE, N 34/2003, с. 26). MSC.Software поддерживает такой подход с помощью интегрированного комплекса программ виртуального моделирования и инженерного анализа MSC.visualNastran, который выходит в трех редакциях: Enterprise (для крупных предприятий), Professional (для малых и средних компаний) и Desktop (для конструкторов) - и включает средства всесторонней проверки изделий: на функциональность, прочность, долговечность, устойчивость к вибрации, управляемость, безопасность, ремонтопригодность и технологичность. Кроме того, для интеграции информации предназначены и другие пакеты компании - специальные приложения для разных отраслей промышленности, средства для коллективного ведения проекта в масштабе предприятия и программы инженерного анализа, совместимые с ведущими CAD-системами (Computer-Aided Design, автоматизированное проектирование).

О результатах десятилетней работы в нашей стране рассказал Борис Шатров, глава российского представительства MSC.Software. В настоящее время системы компании используют 120 предприятий России, Белоруссии, Украины, Грузии и Литвы. "В среднем в год появляется 12 новых пользователей", - отметил он. Российское отделение продвигает продукты напрямую и через партнерскую сеть, включающую 12 реселлеров, на которую приходится примерно 30% продаж. Но этим его деятельность не исчерпывается. По словам Юрия Мартыненко, менеджера MSC.Software по работе с партнерами, компания также предлагает услуги по выполнению расчетов. "В Европе это довольно большая часть бизнеса, но у нас, к сожалению, пользователи еще не готовы заказывать расчеты по европейским ценам. Хотя несколько заказов уже выполнено, например, в этом году европейские специалисты MSC провели серию расчетов для Белорусского шинного завода и анализ сложных физических процессов при производстве и эксплуатации изделий для АвтоВАЗа", - объяснил он. Выполнять такие функции, а также демонстрировать возможности продуктов помогает мощный четырехузловой кластер на процессорах Intel Pentium 4 Xeon, недавно установленный в московском офисе. Г-н Мартыненко сообщил, что в последнее время бизнес MSC.Software в нашей стране растет, так как крупные предприятия наконец осознали необходимость комплексной автоматизации. Ведь только единый комплекс САПР, включающий интегрированные системы CAD, CAM и CAE, позволяет получить должный эффект от автоматизации проектирования. В результате в последние три года оборот компании в России увеличивается ежегодно примерно на 20%.

Коротко о компании

В 1963 г. Ричард Мак-Нил и Роберт Швендлер основали компанию MacNeal and Schwendler Corp. (MSC) и выпустили первую разработку - программу структурного анализа SADSAM. В 1965-м фирма приняла участие в проекте NASA по созданию унифицированной системы структурного анализа Nastran (NASA Structural Analysis Program), а в 1971-м анонсировала собственную версию - MSC.Nastran, которая стала ее флагманским продуктом. В течение последующих лет MSC.Software расширила деятельность за пределами США, открыв отделения сначала в Европе, а затем в японии и других странах, а в 1983 г. стала открытой компанией. Десять лет назад появилось представительство в Москве.

Одновременно рос и продуктовый портфель. В 1991 г. вышла система MSC.Dytran для анализа нелинейных процессов ударного характера и разрушения конструкций, а в 1997-м - MSC.SuperModel, интегрированная среда для корпоративных инженерных проектов. Немало продуктов появилось за счет покупки других разработчиков средств инженерного анализа. Параллельно компания выходила на новые рынки. Выпустив в 1994 г. MSC.Nastran for Windows, она смогла охватить не только крупные корпорации, но и предприятия среднего и малого бизнеса. Сейчас компания предлагает около двух десятков основных и множество дополнительных программных изделий, позволяющих создавать подробные виртуальные модели машин с учетом реальных условий их эксплуатации.

Возможно, что еще больше подстегнет спрос новаторская схема лицензирования, которую представил Андрей Солдаткин, менеджер MSC.Software по развитию бизнеса. Сейчас компания продвигает новое направление - виртуальную разработку и сопровождение изделий (Virtual Product Development, VPD) и вкладывает в нее порядка 30% бюджета. Это - перспективное направление. Так, по прогнозу организации OSAT (Office for the Study of Automotive Transportation, www.osat.umich.edu), к концу года применение виртуальных макетов вместо физических позволит повысить качество изделий на 30%, снизить затраты на 20% и сократить цикл разработки на 30%. Эти преимущества привлекают внимание западных промышленных гигантов, например Boeing, Toyota и DaimlerChrysler, которые вынуждены ускорять производство, чтобы выжить в нынешних нелегких экономических условиях. Почему гигантов? Потому что реализация технологии VPD обходится очень дорого: программы стоят десятки миллионов долларов, а поддержка и сопровождение - несколько миллионов долларов в год. Суммы немалые даже для крупных фирм.

MSC.Software предлагает практичное решение данной проблемы - схему лицензирования VPD Token System, или "Жетонную систему". Как это работает? Каждый программный продукт требует для запуска определенного числа жетонов. Система следит, чтобы в текущий момент времени цена в жетонах работающих программ не превосходила число купленных жетонов. После выполнения задания жетоны возвращаются в общий пул и могут сразу же вновь использоваться для запуска любых систем. Когда все жетоны задействованы, пакетное задание ставится в очередь. Преимущества подобной системы, по словам г-на Солдаткина, очевидны. Прежде всего это экономичность, гибкость и доступность: купив нужное число жетонов, пользователь может обращаться к любым системам MSC.Software (а их порядка 250), без ограничения по числу рабочих мест. По словам Юрия Мартыненко, российские заказчики заинтересовались новой системой. Ожидается, что в начале 2004 г. на нее перейдут несколько крупных отечественных предприятий. В первых рядах - КБ им. П. О. Сухого и ОАО "Криогенмаш".

Еще об одном перспективном направлении - разработке приложений на платформе MSC.Software по заказу пользователей - рассказал Майкл Гермес, технический менеджер из немецкого отделения компании. Речь идет о том, что специалисты MSC.Software выезжают к заказчику и помогают ему связать ПО компании с другими имеющимися системами. Услуги включают консалтинг, создание специализированного ПО, поддержку на месте эксплуатации. В России эта деятельность еще не получила развития, но г-н Шатров считает, что у нее неплохие перспективы, по крайней мере среди крупных предприятий.

Компания традиционно воспользовалась конференцией и для того, чтобы познакомить участников со своими новыми продуктами. Прежде всего это MSC.Nastran 2004 - новая версия системы расчетов и оптимизации. Среди его основных усовершенствований - расширенные возможности расчета динамики, вибраций, акустических явлений, дополнительные средства оптимизации, новые функции анализа существенно нелинейных процессов и повышение производительности отдельных модулей в 2-10 раз по сравнению с предыдущей версией. Еще одна новинка - MSC.Robust Design, система для стохастической оптимизации проекта с учетом разброса конструктивных факторов и технологических допусков, свойств материалов и условий эксплуатации изделия.

Второй день конференции был посвящен докладам пользователей. Выступали представители ЦАГИ, НИИ космических систем ГКНПЦ им. В. М. Хруничева, НПО машиностроения, завода "Криогенмаш", ЦНИИ им. А. Н. Крылова и др. Всего было представлено 62 доклада. Завершилась конференция награждением трех предприятий за наиболее высокий уровень применения технологий MSC.Software. Они получили годовую лицензию на одну из программ компании.