АНАЛИТИКА

Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в III квартале 2003 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, серверы на платформе Intel и карманные компьютеры) за III квартал составил 911 тыс. шт., что в денежном выражении соответствует 563,5 млн. долл.

Примерно 88% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, около 8% на ноутбуки и примерно по 2% - на серверы (на платформе Intel) и карманные компьютеры (КПК).

По сравнению с III кварталом 2002 г. объем продаж ПК вырос почти на 21%, на рынке серверов рост составил 13,3%, а на рынке ноутбуков - 84,5%. Объем продаж КПК в III квартале превысил 18 тыс. шт., что в денежном выражении соответствует 6,5 млн. долл. По сравнению со II кварталом текущего года продажи карманных компьютеров выросли на 12% в штуках и на 11% - в деньгах.

Cтруктура российского рынка компьютеров

(в натуральном выражении). III кв. 2003 г.

Лидером продаж ПК по итогам III квартала 2003 г. остается компания Aquarius. При этом доля первой пятерки компаний* - Aquarius, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, K-Systems - составила 23,9% продаж настольных компьютеров.

В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли* Asustek, Fujitsu Siemens Computers, iRu, Rover Computers, Toshiba - на их долю приходится 64,5% всех продаж.

В сегменте серверов лидирует Hewlett-Packard. Первая пятерка производителей этого класса техники* - Aquarius, Hewlett-Packard, IBM, Inforser, Kraftway - контролирует 57,9% продаж в натуральном выражении.

В сегменте карманных устройств в первую пятерку вошли* Dell, HP, Palm, Rover Computers и Sony, на долю которых приходится 76% рынка КПК в натуральном выражении и 72% - в деньгах.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в III квартале составил около 1,13 млн. шт., что является рекордным результатом. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены почти на 45%. Как и ожидалось, быстрыми темпами уменьшается сегмент 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов, на его долю приходится уже менее 6% рынка, и эти устройства имеют все шансы к концу года практически полностью уйти с рынка. Сегмент ЖК-мониторов, наоборот, растет опережающими темпами и составляет уже более трети рынка. Примечательно, что в структуре продаж ЖК-мониторов быстро увеличивается доля 17-дюймовых устройств, которые в III квартале обеспечивали около трети рынка мониторов этого типа.

В рассматриваемом квартале в первую тройку по-прежнему входят* LG, NEC и Samsung. Примечательно, что эти компании лидируют не только в целом по рынку, но и в сегменте ЖК-мониторов, который на глазах становится основным.

Презентационное оборудование

Для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования - мультимедийных видеопроекторов (Multimedia projectors, MMP) и плазменных дисплеев (Plasma display panel, PDP) - III квартал был очень успешным.

Продажи MMP превысили 7,1 тыс. шт., что более чем в два раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Однако ощутимая эрозия цен на проекторы привела к тому, что в денежном выражении рынок вырос всего на 42%.

Справедливости ради следует заметить: столь большой рост продаж отчасти объясняется тем, что в текущем году мы учитываем в общих показателях продажи в рамках тендера "Дети России". Хотя в этом году их объем не столь значителен, как в 2002 г., и уже не может существенно исказить картину рынка по итогам года, в отдельно взятом III квартале это привело к некоторому перекосу.

Тройка лидеров* - InFocus, Panasonic и Sanyo - не претерпела изменений по сравнению с предыдущим кварталом. Практически не изменилась и группа их ближайших преследователей* (BenQ, Epson, Hitachi, LG, Mitsubishi, NEC, Rover Computers, Sony и Toshiba).

В сегменте PDP наблюдался еще более бурный рост, чему способствовала значительная ценовая эрозия, приведшая к активизации потребительского спроса. В целом на рынке продано почти 7,4 тыс. плазменных панелей и телевизоров. Показатели аналогичного периода прошлого года были также превышены в два раза в натуральном выражении и в 1,42 раза - в денежном.

Тройка лидеров* выглядит следующим образом - Fujitsu, Panasonic и Philips. Значительную активность на данном рынке проявляют компании LG, NEC, Pioneer, Samsung и Toshiba*.

Принтеры

По сравнению с III кварталом прошлого года объем рынка принтеров вырос почти на 40% в натуральном и на 20% - в денежном выражении. Общее количество устройств, проданных официальными партнерами вендоров, превысило 630 тыс. шт., а с учетом "серых" поставок эта цифра приблизилась к 700 тыс. шт. Так же, как и во II квартале, самые высокие темпы роста продаж были в сегменте лазерных принтеров, которые по количественному показателю составили более половины принтерного рынка. Наибольшего успеха в этом сегменте добилась компания Samsung, увеличившая за год объем продаж в 4,5 раза. В сегменте струйных устройств продолжала расти доля принтеров нижней ценовой категории, в III квартале она составила 75% его объема в штуках.

В тройку лидеров российского принтерного рынка, как и в предыдущем квартале, вошли компании* Epson, Hewlett-Packard и Samsung.

Настольные МФУ

Продажи в сегменте настольных многофункциональных устройств росли почти вдвое быстрее, чем в принтерном. В III квартале было продано около 38 тыс. МФУ (рост за год на 77%) на сумму 15 млн. долл. По-прежнему наиболее востребованными у российских пользователей являются лазерные устройства, составляющие более половины рынка МФУ. Первые три места в этой категории занимают компании* Brother, Hewlett-Packard и Xerox. В подсегменте струйных МФУ лидерами являются* Epson, Hewlett-Packard и Lexmark.

ИБП

На рынке ИБП (без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в III квартале текущего года продолжался уверенный рост продаж практически во всех технологических сегментах. В результате показатели аналогичного периода 2002 г. были превышены на 40%, и число проданных устройств достигло 374 тыс. шт. В денежном выражении рынок составил 52,5 млн. долл., и его рост (в связи с продолжающимся снижением цен на ИБП) был около 25%. Такое относительное удешевление ИБП по-прежнему проистекало на фоне "утяжеления" рынка: суммарная мощность всех установленных ИБП оценивается в 250 МВ·А, что на 48% выше, чем год назад.

Несмотря на активизацию рынка ИБП типа line-interactive, устройства offline не сдают свои позиции. По сравнению с прошлым годом их доля даже выросла на несколько процентов и составляет почти треть рынка. Наблюдается и активизация в сегменте online-ИБП, продажи которых второй квартал подряд превышают 2% рынка в натуральном выражении.

Лидер рынка остался неизменным - это компания АРС. Основными конкурентами продукции APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* Ippon, Plus UPS, Powercom и Powerman. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert, MGE, Neuhaus и Powerware*.

Сканеры

Общий объем рынка офисных сканеров в III квартале составил около 150 тыс. шт., увеличившись за год почти на 40%. Так же как и на рынке струйных принтеров, примерно три четверти продаж сканеров приходится на устройства ценой менее 100 долл. Список ведущих вендоров продолжают возглавлять компании* Epson, Hewlett-Packard и Mustek, суммарная рыночная доля которых превысила 70%.

Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260, e-mail: expert_market@itresearch.ru ; www.itresearch.ru.     

_____

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Версия для печати