ИССЛЕДОВАНИЯ

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Опубликованы итоги третьего ежегодного глобального исследования состояния электронных правительств в странах мира (www.brown.edu/Administration/News_Bureau/2003-04/03-032.html; "Global E-Government, 2003", Center for Public Policy, Brown University, Providence, United States, www.InsidePolitics.org , September 2003). Они свидетельствует, что правительства большинства государств используют Web-сайты и Интернет для обеспечения информацией своих граждан и предоставления им необходимых услуг. Однако полученные результаты показывают, что реально диалоговые услуги далеко не так широко распространены, как это могло бы быть, и что национальным правительствам предстоит пройти долгий путь для выполнения своих обещаний по внедрению коммуникаций через Интернет. В ходе изучения оценивались правительственные усилия по использованию Web-сайтов в 198 странах мира, в том числе и в России. В приводимом ниже кратком обзоре излагаются лишь основные результаты исследования и при этом акцентируется внимание на текущих показателях России и на их сравнении с аналогичными показателями лидирующих стран, а также со среднемировым уровнем.

О методологии исследования

В настоящем анализе правительственных Web-сайтов различных стран мира принималось во внимание все, что помогает среднему гражданину получить доступ к правительственным сайтам. Это средства, позволяющие гражданам находить информацию, в частности об интересующих их услугах, и получать доступ к базам данных, а также инструменты, облегчающие взаимодействие с э-правительством отдельным категориям граждан (инвалидам, людям, не знакомым с национальным языком, и др.), диалоговые средства для оказания необходимой помощи тем, кому она требуется. Не были забыты принципы и текущее состояние обеспечения секретности и безопасности использования Интернета. При проведении исследования были проанализированы самые различные политические и экономические системы, начиная от монархических государств, стран с федеративным устройством, президентских демократических государств с парламентскими системами и кончая диктаторскими режимами и коммунистическими странами. Для всех применялся один и тот же набор критериев с тем, чтобы обеспечить сопоставимость результатов, полученных в разных странах.

Первоначально были изучены 2166 национальных правительственных Web-сайтов 198 стран мира (полный список этих стран включен в Приложение к официальному отчету). Затем для каждой из них был проведен анализ такой группы правительственных Web-сайтов, которая позволила бы в итоге понять ее специфические особенности. Среди рассмотренных сайтов Интернет-ресурсы исполнительных офисов (президентов, премьер-министров, правителей, лидеров партий или королевских особ), законодательных офисов (конгрессов, парламентов или народных собраний), судебных офисов (верховных национальных судов), офисов кабинетов министров и главных правительственных агентств, обслуживающих критические функции правительства (такие, как здравоохранение, общественное обслуживание, налогообложение, образование, внутренние дела, экономическое развитие, административная деятельность, природные ресурсы, иностранные дела, иностранные инвестиции, транспорт и транспортные перевозки, оборона, туризм, регулирование бизнеса). В то же время Web-сайты, относящиеся к поднациональным и региональным субъектам, к различным малоизвестным советам и комиссиям, местным правительствам и к муниципальным офисам, в настоящем исследовании не изучались.

Таблица 1. Рейтинги некоторых стран по

развитию электронного правительства

Региональное распределение правительственных Web-сайтов, которые были объектом проводимого исследования, имеет следующий вид: страны Западной Европы - 21%; Африки - 17%, Азии - 12%; Восточной Европы - 11%; Ближнего Востока - 8%; Южной Америки - 8%; Тихоокеанского региона - 7%; Центральной Америки - 6%; Северной Америки (куда включены Канада, Соединенные Штаты и Мексика) - 6%; России и Центральной Азии (в составе стран бывшего Советского Союза) - 5%.

Вне зависимости от типа экономической и политической системы или от культурных особенностей страны все правительственные Web-сайты оценивались по готовности к предоставлению информационных услуг и общественного доступа. Основные сведения, получаемые в процессе оценки, содержат следующие показатели (или признаки): наличие диалоговых публикаций, доступность баз данных, присутствие аудио- и видеоклипов и коммерческой рекламы, поддержка негосударственных языков и перевод контента на иностранные языки, ограничения на доступ в определенные области (парольная защита), необходимость оплаты со стороны пользователя при обращении на сайт, удобство доступа для граждан с ограниченными возможностями, наличие политик в области обеспечения секретности и безопасности, наличие полномасштабных диалоговых услуг, количество различных типов услуг, использование цифровых подписей и кредитных карточек для проведения платежей, электронный почтовый адрес для контактов, комментарии по формам документов, автоматическое обновление электронной почты, возможности персонализации Web-сайтов, предоставление доступа со стороны персональных цифровых помощников и наличие англоязычной версии Web-сайта.

Анализировалось количество и типы предлагаемых электронным правительством онлайновых услуг. Услуга определяется как онлайновая, если вся транзакция осуществляется полностью в диалоговом режиме. Если от гражданина при получении им нужной ему услуги требуется отпечатать некую форму на бумаге и отправить ее обратно в агентство по почте, то такая услуга не рассматривается как онлайновая. Услуги по поиску в базе данных признаются полноценными только в тех случаях, когда они завершаются получением соответствующего правительственного ответа.

Основные результаты исследования

Третье глобальное исследование проблем и состояния электронных правительств было предпринято сотрудниками Брауновского университета М. Дарреллом из Таубмановского центра общественной политики при этом университете и командой аналитиков, включая Адама Дейтча и Ванессу Веллбери. Исследование проводилось в течение июня - августа 2003 г. Два предыдущих глобальных исследования национальных электронных правительств были проведены соответственно в 2001 и 2002 гг. Результаты 2003-го показывают, что только 16% правительственных агентств из всех стран мира предлагают своим пользователям полностью диалоговые услуги. В прошлогоднем исследовании этот показатель составлял 12%. При этом в нынешнем году 9% сайтов предоставляли лишь одну онлайновую услугу, 3% - две онлайновые услуги и 4% - три и более. В целом итоги исследования говорят о том, что в мировом масштабе государственным органам предстоит пройти достаточно длинный путь для полной реализации всех своих проектов и обещаний в области э-правительства.

Было установлено, что 89% всех правительственных Web-сайтов предлагают онлайновый доступ к публикациям, а 73% сайтов обеспечивают доступ к базам данных. В то же время только 12% сайтов показывают принятую на них политику обеспечения секретности и лишь 6% раскрывают выполняемую ими политику обеспечения безопасности. Правительственные Web-сайты не очень сильны в организации доступа со стороны людей с ограниченными возможностями. Только 14% обеспечили некоторые формы доступа для людей этой категории, например для граждан с недостатками зрения или слуха.

Таблица 2. Усредненные рейтинги развития

электронного правительства по регионам

Эксперты провели интегральную оценку каждой страны с позиции полноты реализации функций э-правительства. Все государства оценивались по 100-балльной шкале. Лидирующее положение в этом рейтинге занимает Сингапур (www.ecitizen.govsg); далее в десятку лидеров входят США (www.firsrgov.gov), Канада (www.gc.ca), Австралия (www.fed.gov.au/KSP), Тайвань (www.mof.gov.tw), Турция, Великобритания, Малайзия, Ватикан и Австрия. Мы приводим сокращенную таблицу, содержащую три группы стран: страны-лидеры; страны, близкие по своему уровню к России; страны-аутсайдеры (см. табл. 1; полную таблицу см. на сайте www.InsidePolitics.org). В табл. 2 представлены усредненные рейтинги развития э-правительств по регионам мира.

По результатам анализа в полном отчете сформулирован ряд предложений, направленных на улучшение качества оказываемых услуг и обеспечение более эффективного доступа к необходимой гражданам информации. В частности, множество Web-сайтов объявляет, что они предоставляют сервисы и даже электронные сервисы, которые, однако, фактически не являются законченными с позиции онлайновых критериев. Изученные сервисы в большинстве случаев предлагают пользователям различные сведения о традиционных услугах, которые можно получить в том или ином департаменте или министерстве, либо дают возможности загрузить или отправить документы в PDF-формате. Появление таких функций является позитивным моментом, и это можно рассматривать как определенный шаг в сторону э-правительства, однако отсутствие условий и средств организации диалогового взаимодействия с нужными документами серьезно ограничивает их полезность.

При оценке характеристик работы Web-сайтов в международном масштабе в качестве одной из наиболее сложных проблем была отмечена низкая скорость загрузки большинства сайтов. Использование маломощных серверов создает большие трудности и отнимает много времени при получении нужной информации и делает практически невозможным выполнение онлайновых транзакций в реальном масштабе времени. Кроме того, существуют сайты, на которых не предусмотрено какой-либо политики обеспечения секретности при отправке почты и иной информации; исследователи считают, что такая политика на каждом сайте должна быть провозглашена явным образом.

Таблица 3. Профили некоторых стран по отдельным показателям, характеризующим использование Web-сайтов

(в процентах от общего количества правительственных сайтов в стране)

Некоторые Web-сайты утверждали, что они придерживаются стандартов доступа для людей с ограниченными возможностями, однако в действительности эти сайты были доступными для подобных граждан далеко не всегда. Другие сайты содержат специальные ссылки на Интернет-ресурсы, дружественные к людям с ограниченными возможностями, не все из этих Web-узлов, в свою очередь, прошли соответствующие испытания на доступ. В целом же проведенное исследование показало, что лишь небольшое количество международных Web-сайтов в настоящее время пригодно для людей с ограниченными возможностями.

Особенно важной рекомендацией является необходимость регулярного обновления своих Web-сайтов. Очень многие сайты на момент исследования предоставляли устаревшие сведения. Несмотря на то что некоторые Web-сайты вывешивают сообщение "Последние обновления проведены", нередко создается впечатление, что данный сайт оставался неизмененным в течение нескольких лет. Указание даты последнего обновления Web-сайта является полезным средством для граждан, позволяющим им определить свежесть информации.

Все эти качественные выводы подкрепляются количественными оценками, приведенными в полном отчете. Чтобы проиллюстрировать их, а также акцентировать внимание на текущих характеристиках развития электронного правительства в России для перечисленных в табл. 1 трех групп стран приводятся количественные оценки по отдельным характеристикам, на основе которых формируется интегральный показатель развития э-правительства (см. табл. 3).

Таблица 4. Количество правительственных Web-сайтов,

которые предоставляют полностью онлайновые

услуги в основных регионах (в процентах от числа

правительственных сайтов в соответствующем регионе)

Европейские специалисты, используя материалы данного глобального исследования, подготовили обзор состояния электронных правительств отдельно по странам Европы, озаглавленный "Как показывают новые исследования, большинство правительственных Web-сайтов не предоставляют онлайновых услуг" (http://europa.eu.int/ISPO/ida/jsps/index.jsp?fuseAction=showDocument & documentID=1630&parent=chapter& preChapterID=0-140-194).

Таблица 5. Основные средства, используемые для формирования и поддержания деятельности электронных правительств

Один из главных выводов европейских экспертов состоит в том, что страны Европы как регион мира занимают по степени развития электронного правительства третье место после Северной Америки и стран Юго-Азиатского региона.

В табл. 4 показано распределение правительственных Web-сайтов, предоставляющих полностью онлайновые услуги по основным регионам мира за 2001-2003 гг., а в табл. 5 - основные средства, используемые для пополнения Web-сайтов.

Таблица 6. Рейтинги стран - членов и кандидатов

в члены Европейского Союза в сфере

формирования электронного правительства

Более детальная информация о том, как распределились рейтинги европейских стран, входящих в Европейский союз и являющихся кандидатами на вступление, представлена в табл 6. В этой таблице следует прокомментировать два момента. Первый - за одним исключением состав первой десятки лидеров отвечает текущему состоянию развития информатизации в соответствующих странах; в то же время не поддается объяснению первое место по уровню зрелости электронного правительства, которое отведено Турции. Второй - фактическая констатация текущего низкого рейтинга, приписанного России.

Версия для печати